Шанс доказать вину врача равен нулю

Минздрав снова взялся за имитацию бурной деятельности — теперь за каждого погибшего от врачебных ошибок родственникам будут выплачивать 2 млн.

ЛЕТАЛЬНЫЙ ИСХОД ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

На днях проект закона о страховании россиян от врачебных ошибок «всплыл» после трехлетнего забвения — изначально он был разработан в Минздраве еще в 2010 году.

Теперь о законе заговорил не кто-нибудь, а сам президент Владимир Путин. Поэтому велика вероятность, что закон в итоге все-таки будет принят.

На первый взгляд кажется, что закон для народа — по замыслу авторов законопроекта, теперь каждому пострадавшему от врачей будет проще получить компенсацию за урон, нанесенный его здоровью отечественной медициной. Причем выплаты предполагаются немаленькие: 2 млн руб. получат родственники в случае летального исхода, 1,5 млн — за инвалидность 1-й группы и 1 млн за инвалидность 2-й группы.

Если вам неправильно вырвали зуб, вам и это оплатят, обещает закон.

Вот только оплатят ли? Замдиректора НИИ общественного здоровья РАМН Александр Линденбратен советует не обольщаться на этот счет — ни для кого не секрет, что ни один врач не признает в суде, что лечил кого-то неправильно: «Разве только забытый пинцет найдут в животе». В остальных случаях шансы доказать врачебную ошибку и получить миллионы за свою инвалидность практически равны нулю.

Врач скажет: у меня не было необходимых препаратов, не было нужного оборудования, или сам пациент не исполнял предписания, ходил на лестницу и курил, и на это есть сто свидетелей. Ну а если даже эти «оправдывающие обстоятельства» не срабатывают, значит, больной просто оказался слаб организмом, вот и умер.

Глава комитета Госдумы по здравоохранению Сергей Калашников напоминает, что выигранных дел против врачей в суде единицы. Да и до судов, согласно экспертным оценкам, доходит всего лишь «сотая доля процента» искалеченных пациентов.

ВРАЧ БЕЗ ШТАНОВ

И в Европе, и в США самое страшное для врача — лишиться лицензии. Что же касается страхования врачебных ошибок, то кто будет оплачивать страховку?

Теоретически врач в США, например, может прийти в страховую компанию и попросить застраховать его на случай, если вдруг его лишат лицензии и в суде «благодарные» пациенты оставят его без штанов. Но за эту страховку американскому врачу придется платить ежемесячно страховые взносы, и взносы немаленькие.

У нас же, согласно новому закону, все взносы оплачиваются из кармана тех же налогоплательщиков, которых врач сделал инвалидами, то есть из Фонда обязательного медицинского страхования.

Деньги в фонд идут из Минздрава. К слову, количество больных, оставленных государством без лечения, вырастет к 2015 году на 15-20% — именно на такую сумму за три года сократится бюджет здравоохранения. И это при том, что уже сегодня «объем финансирования недостаточен», говорит глава комитета Госдумы по здравоохранению Сергей Калашников.

То есть плюс к урезанию расходов на медицину россиян ждет еще одно урезание — часть денег чиновники пустят не на лечение, а на страховку.

«Если и выгоден кому-то новый закон, то только страховым компаниям», — говорит Линденбратен.

Только при чем же здесь здоровье россиян и желание уберечь их от врачебных ошибок?

Сергей Калашников говорит о том, что в бедных странах мира (к которым, увы, относится и богатая недрами Россия) страховая медицина не работает — нет денег на страховки ни у работодателей, ни у врачей, ни у пациентов.

МЕДИЦИНА С ДЕФЕКТОМ

Согласно исследованиям Минздрава, каждого десятого пациента российские врачи «лечат с дефектом». Интересно, что благодаря подобной статистике мы идем вровень с ЕС, где тоже количество врачебных ошибок, по экспертным оценкам, равно 10%. «Правда, мы не можем сказать, какие дефекты в Евросоюзе и какие у нас», — рассказал Линденбратен.

Подобная статистика рассмешит любого, кроме разве что чиновников из самого Минздрава. Так, главный кардиолог Москвы, заместитель директора Научного центра сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева академик Юрий Бузиашвили заявил недавно, что российские кардиологи лечат только 10% больных — остальных просто гоняют по поликлиникам, так как на их реальное лечение денег в России нет. Операции на сердце делают только каждому шестому нуждающемуся.

С кардиологами согласны и врачи других специальностей. Так, директор Бюро по изучению рака почки Илья Тимофеев сообщил недавно, что всего лишь 6% больных с метастатическим раком почки получают необходимые лекарства.

То есть «лечат с дефектом» у нас минимум 90% россиян, а никак не 10%, про которые твердят нам эксперты из Минздрава. Причем виновниками в этих 90% случаев выступают вовсе не врачи — смерть и инвалидизация пациента наступают в результате «недостаточной материально-технической базы» либо по причине отсутствия медицинских препаратов.

А значит, никакие миллионы по страховке россиянам не светят.

ВОЛШЕБНЫЙ ЭФФЕКТ

«Что даст новый закон о страховании от врачебных ошибок? Быть может, благодаря этому закону в наши медучреждения придут современные технологии? Или благодаря ему изменится квалификация врачей? И в том и в другом случае связи со страховкой никакой. И есть еще третья составляющая — человеческий фактор. Порой и возможностей врачу хватает, и квалификации, и все равно он делает что-то неправильно. Так вот этот человеческий фактор после принятия закона только усилится. Врач будет думать — все! Я застрахован! Я могу ошибаться сколько угодно!» — говорит Линденбратен.

Так кто же будет определять, а была ли ошибка? Согласно документу, этим станут заниматься некие общественные комиссии, которые в оперативном порядке создадут при региональных минздравах. «А кто в таком случае будет заинтересован в том, чтобы не было ошибок? — спрашивает депутат Калашников. — Врачу все будет по барабану — за него страховку выплатит страховая компания. С больницей та же история. Ну а этим общественным комиссиям вообще невыгодно будет бороться с врачебным произволом».

Какой же выход из всего этого? А просто никакого, считают эксперты. Денег в качестве компенсации с российского врача не возьмешь — он и так гол как сокол. Лишать врача права заниматься врачебной деятельностью в российских условиях тоже не получится — это на Западе врачи бьются между собой за место под солнцем. У нас же, согласно статистике, не хватает 60 тыс. врачей.

«Поэтому за рубежом врач кровно заинтересован, чтобы ошибок не было. Нашему врачу без разницы — ну объявят выговор. В крайнем случае уволят. Тоже не беда — пойду в другую поликлинику. Это не меры, это камуфляж, попытка снять ответственность с государства», — считает Сергей Калашников.

К тому же, напоминают врачи, здоровье россиян зависит от медицины всего лишь на 10%, остальные 90% складываются из таких факторов, как достойное жилье, хорошая еда, возможность работать на любимой работе, самосовершенствоваться, заниматься спортом.

Однако большинство этих благ недоступны для 90% населения. Вот и занимается государство бурной красивой деятельностью по части принятия бестолковых законопроектов.

Автор :  Аделаида Сигида

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *