Скучно не будет !!!

– Мы так хотели, чтобы в России было скучно!

Мой собеседник пил водку и жаловался на жизнь. Это был функционер, не самый, конечно, высокопоставленный, но и не из мелких, ко многому допущенный и успешно продвигающийся по карьерной лестнице.

– Вы думаете, мы всё просто так делали? – продолжал он. – У нас была цель! В стране должно быть скучно! И вот опять… Несмотря на все наши старания… Здесь опять становится интересно.

По-своему, он был прав. Интересные и увлекательные события – далеко не всегда приятные. Например, смотреть фильм ужасов по телевидению – очень интересно. А вот самому в нем участвовать – нет, уж, увольте! Если Годзилла реально ходит по городу, то это не очень приятное зрелище.

Стремление «жить скучно» особенно объяснимо для людей, переживших очень «интересное» десятилетие 1990-х годов. Отсюда и всплеск ностальгии по брежневской эпохе, когда деградировавший Советский Союз накрыло густым туманом непреодолимой скуки и однообразия. Как мы это ненавидели, как мечтали из этого вырваться! Но последующая эпоха привела многих к выводу о том, что стабильность и спокойствие сами по себе являются ценностью. И если скука представляет собой неизбежную плату за стабильность, предсказуемость и устойчивость жизни, то так тому и быть.

Тем более что в скучную эпоху отдельному человеку всегда можно найти много развлечений. Не случайно во времена Брежнева вся страна принялась читать книжки, ходить в театры, кино и на выставки. Эти огромные очереди у музейных касс до сих пор вспоминаются с изумлением – ведь было же! Молодые инженеры щекотали себе нервы, отправляясь в байдарочные походы или распространяя самиздат. Толпы народа съезжались на полуофициальные сборища клубов самодеятельной песни.

В 2000-е годы с развлечениями дела обстояли ещё лучше. Читать, конечно, стали меньше по сравнению с советскими временами (хотя, пожалуй, больше, чем в 1990-е, когда и книг-то почти не издавали). Но появилось великое разнообразие новых возможностей на любой вкус – от клубов и дискотек до выставок современного искусства. Те, у кого были деньги (а порой и те, у кого их, вроде бы, не было), принялись путешествовать по миру, осваивая самые дальние и экзотические страны, куда в советские времена не заглядывал даже «Клуб кинопутешествий». Распространение Интернета завершило революцию, начатую появлением кассетного магнитофона – теперь каждый может загрузить себе любое видео и любую музыку, от фильмов Годара до порнографии и от симфоний Бетховена до песен группы «Барто».

В общем, застой в общественно-политической жизни отнюдь не означает отсутствия интересных и значимых событий или впечатлений в жизни частной. Беда лишь в том, что рано или поздно всё кончается, а скучные времена снова сменяются интересными.

Реальные последствия наших действий или нашего бездействия, увы, слишком часто оказываются совсем не такими, как планировалось. Именно проводившаяся в СССР на протяжении полутора десятилетий «политика стабильности» в конечном счёте привела к дестабилизации общества, поскольку проблемы накапливались и не решались. То же самое случилось у нас в 2000-е годы, когда элиты, обрадованные притоком нефтедолларов, решили ничего не менять, а низы общества, успокоенные ростом жизненного уровня, согласны были ничего не требовать. Этот «общественный договор» очень сильно напоминал неформальный консенсус в СССР времён Брежнева, только теперь его экономической основой стал капитализм. По сути, общество смирилось с итогами крайне непопулярных неолиберальных реформ 1990-х годов в обмен на уверенность в том, что власть не будет их продолжать. Если новых реформ не будет, то к результатам предыдущих реформ можно кое-как приспособиться.

Те, кому «хотелось погорячее», сетовали на новый застой, ругали «исчезновение политики» и злобно прозвали 2000-е годы «нулевыми». Но их было меньшинство, а главное, большая часть из них тоже жила совсем неплохо, развлекая себя игрой в диссидентство и собственной, самодельной политикой.

Короче, все жили счастливо, пока не начался экономический кризис, выявивший, насколько большим оказался груз накопившихся проблем, насколько остро стоят перед нами нерешённые вопросы. И даже тогда, когда экономический спад временно отступил, социальный кризис продолжал развиваться, ежедневно и ежечасно меняя ситуацию в стране.

Мы уже не сможем вернуться в прошлое. С проблемами и противоречиями, не разрешёнными на протяжении первого десятилетия нового века. Надо что-то решать.

Ушедший 2011-й год был не просто первым периодом, с которого можно отсчитывать новое десятилетие, но и началом другой эпохи, точнее – переходом к ней. Дороги назад нет, нас ждёт интересное время, полное социальных конфликтов, политических интриг, столкновений и противоборств. Одни этому радуются, другие пугаются, третьи испытывают смешанные чувства. Но от истории убежать не удастся. Она всё равно вас догонит.

В канун нового года в Москве собрались шаманы с астрологами и сообщили нам, что обещанный Год огненного дракона отнюдь не обещает мира и спокойствия: «Дракон, оказывается, будет белым, но не пушистым, а огненным. Поэтому по наследству ему достанутся все минусы уходящего : рост протестных движений, летняя жара и прочие неприятности. Причём в следующем году их будет не меньше, а больше».

Увы, не надо быть шаманом или астрологом, чтобы сделать такой прогноз. Но, так или иначе, он, уже , сбывается.

Автор : Сергей Криндач.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *