Смоленск. Обманутые дольщики пять лет ходят по лабиринтам системы

Или, что вы знаете о безысходности?

Пятилетний юбилей с момента покупки квартир в деревне Киселевка эти люди отметили на первом заседании суда по делу о мошенничестве. Пока они ждали, дети выросли, старики умерли, арендодатели обогатились, банки выручили бешеные проценты по ипотекам, а цокольный этаж долгостроя начали разбирать по кирпичикам местные бродяги.

Он – герой нашего времени. Бывший афганец, благополучный семьянин и отец двоих маленьких детей. Валерий Мельник живет в Москве и работает главным инженером в крупной компании по обслуживанию медицинской техники, по слухам, связанной с Министерством обороны. Он – тот самый, кто облапошил 70 смоленских семей на 57 с лишним миллионов рублей. Единственное, что в данный момент отличает бывшего директора ООО СК «Смоленскстройподрядчик» от законопослушных россиян — это подписка о невыезде. Уголовное дело о мошенничестве в крупном размере не в счет – человек живет нормальной жизнью, работает, виновным себя не считает.

Но начнем сначала. Дмитрий Протасов в 2010 году решился на покупку квартиры: продал свою 13-метровую комнату, подкопил и стал изучать рынок. И тут увидел рекламу по телевизору: президентская программа «Доступное жилье» в малоэтажных домах в деревне Киселевка, ипотека от Сбербанка России, покупка по договору долевого участия. Квадратный метр у строительной корпорации (именно так именуется фирма) на тот момент стоил 26 тысяч рублей – чуть дешевле, чем у многоэтажных конкурентов (27-28 тысяч). А почему бы и нет? Уютная 38-метровая «однушка» в трехэтажном доме обошлась Дмитрию чуть дороже 881 тысячи рублей: благодаря тому, что он вносил всю сумму сразу, а не по частям, квадратный метр посчитали еще дешевле.

На момент покупки квартиры Дмитрием, застройщик уже построил один трехэтажный дом, второй находился в процессе стройки, начиналось строительство третьего. Проходит год, а вместе с ним и указанный в договоре срок сдачи дома — стройка стоит, вокруг недоделанного цокольного этажа ходят три строителя. Все это время директор корпорации кормит завтраками и ссылается на некие форсмажорные обстоятельства. Тем временем, закрывается смоленский офис компании. Когда не остается сомнений в том, что дом достраивать никто не собирается, начинается пятилетнее хождение по мукам.

После долгих мытарств дольщиков, областная прокуратура, наконец, заводит уголовное дело по факту мошенничества. Казалось бы, все позади — злодей пойман, проблемы обманутых дольщиков будут решать на районном уровне. Но куда бы ни обратился Дмитрий везде от него отмахиваются, как от надоевшей мухи.

— Писал уполномоченному по правам человека, пришла отписка, — рассказывает Дмитрий Протасов. – Заместителю Губернатора Пучкову, губернатору Островскому. С письмом к губернатору вышел анекдот. Пишем Островскому, отвечает Кормер: «спускаем» в Жилищную инспекцию. Вот только Жилищная инспекция к строительству дома вообще никакого отношения не имеет! Обращались в Приемную президента: ходили разговаривать в устной форме – бесполезно. Сказали, будут все рассматривать и до сих пор рассматривают.

— Дальше отсылаем замгубернатора Пучкову, отвечает снова Кормер. Затем пишем уполномоченному по правам человека Капустину. Вот что он нам отвечает: включайтесь в реестр дольщиков и ждите банкротства. Путем долгих мытарств нас поставили на учет в реестр обманутых дольщиков. Больше года ждем, до сих пор не создана комиссия по нашему вопросу. Обращались в Арбитражный суд для оформления процедуры банкротства – отказано. Да и что теперь с него (застройщика) взять, спустя пять лет? Вся стройтехника в аренде, офис в аренде, а деньги… Где же они теперь, наши деньги?

Тем временем, корпорацию исключили из членов Объединения смоленских строителей. Начались бесконечные заседания суда: на каждом из них дают показания по 4 обманутых дольщика. А вот конца и края этой истории так и не видать. За 5 лет Дмитрий, кажется, выяснил все, что можно было – не только о строительных премудростях, но и способах мошенничества.

В региональных ведомствах спасение ситуации видят в передаче земли новому застройщику. Вот только желающих спасать на горизонте не просматривается.

«В данный момент прошли два заседания комиссии по обманутым дольщикам «Смоленскстройподрядчика», и они будут продолжаться, — пояснил начальнику смоленского департамента государственного строительства и технического надзора Геннадий Наумов. – Мы сейчас разрабатываем законопроект, который позволит субъекту каким-то образом влиять на проблему, а именно принимать решения о выдаче земельного участка для строительства и на каких-то условиях передавать эти земли другому застройщику». Шикарная формулировка, заметили. Как раз для сказочников ибн чиновников. Звучит, как песнь или сказание:«каким-то образом влиять на проблему, и на каких-то условиях».

Так что ничего удивительного, что и здесь слишком много но: сколько времени займет проработка проекта и применение его на практике. Да и пойдут ли на такие условия смоленские застройщики? Но, работа же идет, заседания проводятся, чиновничья жизнь кипит, государство заботится…

А вот что говорят адвокаты. Если компания-застройщик не может исполнить свои долговые обязательства и уходит в процедуру банкротства, то шансы получить квартиру в обозримом будущем стремятся к нулю. Так, застройщик-банкрот не может получить разрешение на ввод в эксплуатацию, а для того, чтобы достроить дом необходимо создать жилищно-строительный кооператив. При этом весь этот процесс невероятно сложен, обусловлен большим количеством разных факторов (количество дольщиков, их воля, степень достройки дома, сумма, необходимая для достройки и т.д.) обычно затягивается даже не на месяцы, а на долгие годы из-за административной волокиты и огромного количества участников правоотношений. Кроме того, здесь еще появляются риски того, что ваше право на квартиру может быть оспорено конкурсным управляющим (если, например, договор долевого участия вы заключили не напрямую с застройщиком и др.), а значит, в итоге, вы останетесь с денежным требованием к компании-банкроту…

Таким образом, каждая ситуация – уникальна и универсального рецепта, как действовать – нет. Главное, на наш взгляд, — стремиться к достройке дома. При этом необходимо обращаться не только к компании-застройщику, но и ставить в известность о ситуации контролирующие органы, администрацию региона. Если есть признаки мошенничества в действиях компании-застройщика, то необходимо обращаться в полицию и прокуратуру с требованием возбуждения уголовного дела.

Правда, если эти советы рассматривать не с теоретической точки рения, как это делают адвокаты, а опираясь на практику, то все эти советы ничем вам не помогут. Государство ведь у нас правовое, только теоретически. А вот на практике! Да что вам говорить. Вот сами столкнетесь, тогда и поймете.

Автор: Алена Панасова

Смоленск. Обманутые дольщики пять лет ходят по лабиринтам системы: 2 комментария

  1. КАЗАНЬ!!!!! ЖК ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА СТР.3!!!!
    Мы обманутые дольшики огромного дома!!! Кинули целый жилок комплекс!!!! ПОЗОР РОССИИ!!!

    Ответить
  2. Позор Казани! Столько дольщиков водят за нос! Зато какие громкие слова у чиновников! А потом дольщики ещё и виноваты.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *