Современная новостройка, как новое слово на рынке аварийного жилья

Народ вот не любит строителей. Людёв можно понять. Строители сами не очень-то любят строителей. Законопослушные же граждане, испытав очередной удар со стороны собственного, на непосильным трудом заработанные деньги приобретённого жилища, или в очередной раз столкнувшись с ЖЭКовской бригадой-УХ, в отчаяньи заламывают руки и задаются мне вопросом: «Ну почему у вас, строителей, всё через жопу?». На это с безмятежным спокойствием опытного строителя отвечаем: «А что у нас не через неё, родимую?»

Вообще тема бесконечно глубокая, и, по моему мнению, заслуживающая отдельного исследования с привлечением в соавторы философов в ранге кандидата наук минима, с глубоким проникновением в хтоническую сущность экзистенциализма и глубоким знанием метафизики.

Не имея необходимых знаний, замахнуться на подобный титанический труд пока не способен, хотя более чем десятилетний опыт работы в строительстве невиданно подняли мой дзен и продвинули в постижении Истинного Смысла Жизни настолько, насколько редко удаётся продвинуться обладателям иных профессий за всю жизнь, не знающих просветления от долгого медитирования по подвалам и коллекторам и не знающих благостной энергии, нисходящей после 3-ех суточной поточной заливки бетона.

Перефразируя небезызвестного Клаузевица – «Строительство – дело простое и интуитивно понятное. Но строить – тяжело!». По сути современное строительство по технологическим проблемам ничем не проще постройки ракеты или авианосца. Просто «почему «Булава» летать не хочет?» — это дело узкого круга причастных, или как там дело обстоит с авианосцем – знают только экипаж , рано поседевший от ужаса старпом и заработавший преждевременный цирроз печени стармех, да коллектив судоремонтного предприятия, массово уходящий в запой, завидев карапь, подкрадывающийся к их сухому доку после очередной поломки через пять минут после выхода из этого дока. А результаты строительства – каждый день у нас на виду и взывают разум кипеть возмущённо.

Строительство имеет все проблемы массовой, поточной технологии, при этом постройка каждого дома оказывается индивидуальной уровня «хэндмэйд». Такая вот, блин, диалектика. Количество занятых в процессе возведения современного дома контрагентов зашкаливает. Даже сам начальник стройки редко знает, сколько же по его объекту шастает всяких СУ, СМУ, ООО, АО и прочей шелупони. Генподрядчики, подрядчики, субподрядчики. Автобус подвёз толпу талибов только что снятых у трех вокзалов, которые сами не знают, из какой они теперь организации и какую профессию имеют. Непонятно кто уже открыл рядом со штабом строительства палатку с шавермой и бойко торгует, а вахтовая бригада с Тамбова вдруг засобиралась домой, так как вахта у них вышла, но сменная не приехала. Работяг не трогает, что бетоновозы идут потоком и целый ЖБК работает на одну эту стройку – у работяг жёны полтора месяца нееб…ные и дети-двоечники от рук отбились. Шастают какие-то подозрительные личности с мандатами проверяющих от организаций, которые и выговорить-то невозможно, не говоря уж о том, что б запомнить. Мосэнерго, Водоканал, Жилинспекция, Муниципалитет, Пожнадзор, Экологическая милиция, Госнаркоконтроль, кто ещё…  А! Прокурор прибежал, требует выделить вагончик для проведения расследования несчастного случая при забое свай. Из ОВД звонят:
— Это вы писали заявление об угоне крана?
— Да!
— Приезжайте, забирайте!
— Дак это ж не наш кран!
— Всё одно, забирайте! Что ж он у нас, век что ль стоять будет, пока хозяин не найдётся? И заявление забрать не забудьте…

Кипит экономическая жизнь. Невидимая рука рынка банкротит подрядные организации с методичностью пулемёта. Им на смену приходят всё новые бойцы за материальное процветание, обычно даже не особо поинтересовавшиеся: «А что строим? Чо за домик, проекта номер узнать хотелось бы?». Сплошь и рядом оказывается, что строить начали по одному, а закончили по совсем  другому. Иной раз вообще —  перпендикулярному. А ещё проектировщики шустрят – они ж тоже не хотят остаться в стороне от этого праздника жизни, боясь, что если они не будут вносить по десять поправок в проект в день, то про них забудут, и не видать им кусочка пирога, как своих ушей. Периодически поступают рацухи типа:
— Вы уже забили сваи вдоль оси В?
– Да, бля!
– Мы тут в Моспроекте-2 посовещались, и думаем, что надо было забить поперёк, параллельно оси-5 листа №8 чертежа 302-13…
– Бляяяя!

А ведь в каждой конторе есть ещё и свой проектировщик, который тоже не прочь внести пару изменений и что-нибудь «рационализировать». А тут ещё экономический отдел рад подсуетиться. Мол, «А какого диаметра арматура идёт на колонны?»
— «Двадцатая» !
— Слышь, будь другом, перепроектируй на «семнадцатую»! У нас с прошлого объекта что-то больно много её осталось, весь склад забит, Семёныч требует склад от неё очистить!»
— Говно-вопрос, с тебя вискарь!

Не есть факт, что кто-то будет заморачиваться и пересчитывать. Скорее, просто пририсует пяток дополнительных арматурин, да утвердит у головной проектной организации за рюмкой чая, благо куратор – лепший друг и однокашник по заборостроительному техникуму.

Вот так оно и выходит – начинали строить одни, продолжили другие, конструкции поставляли третьи, все чего-то у себя исправляли, рационализировали и улучшали, но забывая поставить друг-друга в известность. Короче – классическое «Письмо из Простоквашино»: — «А здоровье у меня не очень. То лапы болят, то хвост отваливается». И по тем же причинам.

Внизу, на уровне работяг – та же картина «Яйца в профиль».
Популярнейшая причина обрушений зданий при строительстве – кладка и залив бетона зимой без морозных добавок. Клали по морозу – раствор не схватился, а замёрз. Наступила оттепель – раствор потёк, просадка — напряжение верхлежащих конструкций – вуаля! —  мегафэйловое обрушение готового дома. Ведь вся хрень не в том, что кто-то там по незнанию или стырил чо. Кому нах нужна эта морозостойкая добавка – сиречь, калийная соль обычная? Просто лепил себе дядя Вася, объем гнал, копеечку зарабатывал. Ну кончилась соль – он решил, так сойдёт. А сообщить кому положено – забыл. И не только от жадности и глупости какой. Его ж гонят: цигель-цигель! Народ стяжку на полы льёт, а их подгоняют плотники – им двери ставить надо. А двери надо ставить, потому что начальник участка распорядился здесь склад разместить. А склад надо разместить срочно, ибо на месте, где он до того располагался надо яму выкопать, и уже экскаватор пришёл, простаивает. А просто́й этого экскаватора стоит немеряных денег в час, и чем дольше он будет стоять, тем меньше заработают все участники этого банкета. Вот и лепят эту стяжку на «давай-давай», и, как залепили – по ней, незастывшей – начинают плотники скакать. А потом наваливаются сантехники, переносящие своё хозяйство со склада. А потом, когда через пару месяцев спустя придут отделочники класть полы – наблюдают дивную картину стяжки, напоминающей поверхность Луны в кратерах. Даже имей они желание что-то исправить – они ж не бетонщики! Ни инструмента, ни раствора у них нет. Да и подъёмники уже сняли и бетононасосы с растворками давно на новое строительство уехали. Зашлёпают кое-как особо крупные следы раствором, что в ведре принесли и положат линолеум. А въехавшие жильцы тихо сползают по стенкам , обнаружив в своей квартире вместо ровной поверхности нечто, напоминающее рельефный макет для проведения командно-штабных учений. Вот, а вы говорите – окна вам не так поставили. Убедились, что окна – фуйня натуральная ,и надо радоваться, что это только окна?

Вспоминается ещё один случай. Приехала наша бригада на доделки в уже идущий под сдачу дом, глядь, а там в целой секции все двери – кверх ногами стоят и падают при открытии, соответственно, с петель. Чё за хрень? А там чё-та опять напутали и перепроектировали, поэтому неправильно пришло количество «правых» и «левых» дверных блоков. Разбираться было некогда, плотницкая бригада напихарила так, как получилось, мол, потом переврежем как надо. Но тут их цигель-цигель, и угнали на другой объект и вообще следы потерялись и что там за контора-то была уже никто и вспомнить не может, и существует ли она вообще нынче – никто не в курсе. Переделывать за свой счёт никто не желает. Идёт основательная переписка, бумаги подшиваются в папочки, факсы гудят, телефоны работают – а двери стоят кверх ногами. Чем закончилось –не знаю , не проверял. Но подозреваю, что всё тем же – первое, что обнаружили счастливые новосёлы – это дверь, вывалившаяся из дверного блока. Привет жильцам! 🙂

1. Смертность высока. Статистику привести не смогу — звиняй, так что по личным впечатлениям:

В жилищном панельном строительстве не очень много, по сравнению с разнообразными индивидуальными проектами ТРЦ, небоскрёбами. Очень много при постройке «нулей». Сваебойные работы. На постройке ледового дворца в Крылатском буквально за пару дней — 3 трупа — один за другим. Сваями пришибло. Сам раз еле отбежать успел. Электричество — по трупу на стройку в среднем — точно. Бывают просто-таки вопиющие случаи нарушения ТБ. При постройке «Атак» на83 км МКАД двоих враз убило из-за установленного по времянке освещения в 220В вместо 36В. Там же буквально на следующий день упал парень с высоты. Прям, можно сказать, на глазах у прокурора, приехавшего проверять по поводу предыдущего случая. Высотные работы — по трупу обязательно. Гражданам очень лень пользоваться монтажными поясами, да и с каких помоек привозят всю эту страховочную технику — непонятно. Где-как, но в целом система проверки и тестирования развалена чуть более, чем полностью.
Надо иметь в виду, что смертность не только на рабочем месте от нарушения ТБ, но и по бытовым причинам. На стройке порой месяцами живут сотни людей в вагончиках по 10 чел на 8 кв. м. Тут и естественная смертность и хрен поймешь что. Вот обнаружили на 20 этаже труп без повреждений. Кто там знает — то ли током убило, может — сердце. А может болел чем всю неделю, пневмония какая. Или водярой траванулся. Напишут — сердечный приступ — в гроб и домой отправят.

2. На самой стройке тырят мало. Имеется специфика. Основной попил на стадии закупки и подвоза :

«Бесплатный совет: по въезде в новую квартиру — меняй всё, что можешь: от регуляторов и смесителей до дверных ручек. А про стояки, радиаторы, проводку, гидроизоляцию, заземление, шитый полипропилен под стяжкой — это сразу на помойку. Иначе кап ремонт через пару лет придётся делать без вариантов, но в разы дороже. Если чего-то из списка забыл поменять, то новый капремонт через непродолжительное время, обеспечен. Абсолютно не уверен, что их не с помойки какой надыбали. Тут припоминаю совершенно феерический случай, когда целый стояк отопления во всех квартирах 9-этажного дома все радиаторы порвало после пуска. Поставщики припёрли заведомый заводской брак, который был по документам списан. Из той же серии: при одной конторе, где я работал был открыт изумительный цех по восстановлению сантехнической фурнитуры со сносимых и ремонтируемых домов. Чурчата пескоструили, зачищали ржу и собирали из пары тепловых узлов один «новый». Потом вся эта подновлённая хрень распространялась через разнообразные «Сантехкоплекты».»

Нормальная, обычная практика — Подсунуть дерьмо заказчику. 
Отдельная песня — бодяженье бетона водой. Это достижимо для работяг, водителей бетоновозок. При сговоре с работягами с растворного узла — отличный гешефт выходит.

Но на самой стройке при монтаже воровство не особо присутствует. Если крутят — то на финансовом уровне. А кирпич налево — ну это разве что работяги поддон кому на дачу на пропой двинут — масштаб копеечный.
Тут ещё одна проблема возникает. Из-за разорванности отношения закупки материалов (покупает заказчик) подрядчик не заинтересован в экономии и рац.использовании. При строительстве монолита тысячи кубометров пиломатериала, вполне пригодного для многоразового использования просто сжигается или укатывается бульдозером. Раз оплачивает заказчик — то и экономить не особо надо — закажем с избытком, что осталось — в котлован и под бульдозер. Что уж там говорить про деревяшки и плиты, если технику «хоронят» постоянно! Вроде того случая, когда кран башенный «забыли» посреди построенного дома. Техника на сотни тысяч долларей под резак пошла. Никто не кашлянул.

3 Основная беда на мой взгляд — вся нынешняя эконмическая политка, породившая мегаурода под названием «строительная отрасль РФ». Вы даёте заказ респектабельной фирме с уставным капиталом в миллионы, а строит непосредственно через цепочку посредников-подрядчиков тот же Джамшут с «Шарашмонтажа-2009». Которого ни проконтролировать, ни проверить невозможно. Верхние респектабельные фирмы неспособны в силу своей негибкости и неповоротливости заниматься рентабельно «низовым» монтажом, работая на уровне проектов, инвестиций и владения спецтехники, сдаваемой подрядчикам в лизинг там, в то время как «низовой» шарашмонтаж однодневный не имеет денег на закупку и содержание чего-то крупнее сарая ломом, киркой и лопатой. Современный бетононасос Путцмайстер на базе Мерседеса под миллион долларей стоит. Откуда такие деньги взять мелкой строительной фирме? А ведь бетононасос сейчас — элементарно необходимая вещь, как сто лет назад — лопата с киркой.
Удаление всех этих прокладок-паразитов — самая насущная проблема. На каждом монтажнике висит такая свора жадных до денег нахлебников — просто ой! Замкнутый кругчем больше государство хочет чего-то тут проконтролировать, тем больше садится на шею паразитов и удлиняется цепочка между каменщиком, кладущим кирпич в стены и заказчиком. Сейчас у нас в конторе сидит больше народу, чем на стройке бетон заливает. Кстати, сохранившиеся от советских времён крупные тресты выглядят на этом фоне куда как презентабельней. Могу привести как пример, Моспромстрой, сохранивший в общих чертах чёткую вертикальную структуру профильных СУ, Управлений механизации и производителей стройматериалов. Сохранялось всё это благодаря Лужкову, наложившего лапу на некоторые ведущие предприятия. Нельзя сказать, что там было идеально, но всё ж по сравнению со многим «частными» — небо и земля.

Качество нынешнего стройобразования и вообще строительной культуры упало ниже плинтуса. Но даже не это самое плохое. Даже то, что имеется — никому нафиг не надо. Когда задача не построить/сдать в эксплуатацию/обеспечить жильём, а заработать денег — то в целом никому не интересно, будет ли стоять дом, если квартиры уже продали и деньги получены. Проектировшики выдают «вал» рацух не потому, что хотят улучшить, а потому, что их труд оценивают в килограммах предъявленных чертежей. Стройфирмы закладывают фундаменты и продают «на корню», совершенно не парясь вопросом «как заканчивать будем?». Фундамент заложили, предоплату получили — можно бросать и закладывать новый, что б получить следующий транш. А государству тут даже не на кого давить и контролировать. Это ж не завод какой. Работяг распустил, лопаты с ломами распродал и ликвидировался в пять минут. Такие дела.

Такой вот краткий экскурс в мир сказок и приключений, называемый «строительство» получился…

Автор : Николай Бредин, специально для «Сила в Движении».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *