Статистика по банкротствам или кому я должен — всем прощайте

Банкротство не является последствием экономической политики государства, некомпетентности органов управления предприятия-должника обусловленного какими-то объективными факторами, а является инструментом.

Контролируемое банкротство — законный способ списания долгов

ВАМ нужно:

— Просто закрыть компанию или сделать это с гарантией безопасности первых лиц?

— Грамотно очистить бизнес и решить проблему дебиторских задолженностей?

— Преодолеть возражения кредиторов с сильной переговорной позицией?

— Продать активы и дебиторку в «хорошие руки»?

Согласно официальным сведениям (аналитической записке к отчету о работе арбитражных судов в Российской Федерации, Российский статистический ежегодник и пр.), количество поступивших заявлений о признании должника банкротом (в тыс.) составляло: 40, 2 в 2010г., 33, 4 в 2011г., 40, 9 в 2012г., 31, 9 в 2013г., 42 в 2014г. Из поступивших заявлений на долю уполномоченного органа (как известно, таким является Федеральная Налоговая Служба), пришлось: 12, 9 тыс. в 2012г., 4 тыс. в 2013г., 8, 8 тыс. в 2014г.  По статистике, где-то в 80% случаев заявления принимаются к производству, менее половины из которых доходят до принятия решения о введении процедуры банкротства – конкурсного производства. Из завершенных дел о признании должника банкротом, по данным за 2013 год, 10 877 дел завершено в связи с завершением конкурсного производства (в том числе по 4 459 делам по упрощенной процедуре банкротства), по 11 233 делам производство было прекращено, в том числе по 585 делам – в связи с утверждением мирового соглашения (менее 3% от общего числа).

По имеющимся официальным данным по состоянию на 22.07.2015г. (форма №1А, утвержденная приказом Высшего Арбитражного Суда), на начало 2015г. в производстве находилось 38 225 дел о банкротстве, за первое полугодие поступило ещё 21 698 заявлений о банкротстве, из которых принято к производству 18 471 заявление. Более подробная аналитика за 2015 год отсутствует (по крайней мере, я так и не нашел). Что значат эти цифры?

Это значит, что, не смотря на посткризисное восстановление экономики России, снижения заявлений о признании должника банкротом не происходило, и из этого можно сделать вывод о том, что процесс банкротства должников никак не коррелирует с экономическим состоянием страны. Из этого, в свою очередь, можно сделать вывод о том, что банкротство не является последствием (к примеру, последствием экономической политики государства, некомпетентности органов управления (высшего менеджмента) предприятия-должника и т.д.), обусловленного какими-то объективными факторами, а является инструментом. Инструментом достижения целей, не всегда соответствующих тем, которые законодатель закладывал, создавая очередной законопроект.

Во-первых, если изначально предполагалось, что своевременное введение процедуры банкротства может хоть как-то помочь должнику выйти из сложившийся неблагоприятной финансовой ситуации (защита от кредиторов, чьими исполнительными действиями должник мог быть разорен, в то время как процедура банкротства могла позволить ему восстановить свою платёжеспособность, пусть и в ущерб немедленному удовлетворению требований кредиторов), банкротство сейчас не ставит перед собой цель финансового выздоровления должника, а скорее наоборот, преследует цели ликвидации и растаскивания активов банкрота. До финансового оздоровления, как и до заключения мирового соглашения, как видно из приведенной статистики, доходят редко.

Во-вторых, цель перераспределения активов убыточного предприятия между другими, более эффективными участниками рынка, также не находит своей реализации, т.к. существующая модель реализации таких активов не позволяет добросовестным игрокам осуществить их цивилизованный выкуп на торгах по банкротству, вместо чего активы часто реализуются аффилированной должнику коммерческой структуре, т.е. остаются в одних и тех же руках.

В-третьих, в ходе процедуры банкротства часто не работают механизмы социальной защиты работников предприятия-должника. Так как выплата текущей задолженности происходит раньше оплаты заработной платы работников, недобросовестный должник (его «орган» управления) имеет возможность путем «наращивания» такой задолженности уклоняться от оплаты.

В-четвертых, в законодательстве о банкротстве (ФЗ №127 «О несостоятельности «банкротстве») одной из базовых целей являлось регулирование процесса пропорционального удовлетворения требований кредиторов. На практике же я вижу создание фиктивной задолженности, размер которой не только не позволяет реальным кредиторам избрать кандидатуру управляющего, чем мешает им реализовывать свое право по контролю над должником и его активами, но и создает угрозу вывода средств от реализации конкурсной массы должника фиктивным кредиторам.

Из вышеизложенного читатель легко сможет сделать вывод о том, инструментом достижения каких целей служит сегодня институт банкротства. Как видно, основной целью банкротства является его использование в противозаконных «схемах» по уходу от уплаты кредиторской задолженности перед контрагентами и уклонению от уплаты обязательных платежей. Также, из приведенных цифр следует, что чуть меньше половины всех дел, завершенных конкурсным производством, завершены по упрощенной процедуре банкротства, что также свидетельствует о «умышленном» характере банкротства. Чаще всего это используется в «схемах» по ликвидации маленьких фирм с относительно небольшой задолженностью в бюджет и внебюджетные фонды, и не имеющих каких-либо активов, реальных к взысканию. Такие процедуры финансируются за счет «дружественных кредиторов» и используются для так называемой альтернативной ликвидации путем реорганизации нескольких фирм-однодневок в одну, которую и готовят в последствии к банкротству.

В подтверждение своих слов приведу еще несколько статистических данных, отражающих общую динамику роста задолженности организаций поставщикам, бюджету и внебюджетным фондам (млн. руб.):

Год Задолженность
поставщикам
из нее

просроченная

Задолженность
бюджету
из нее

просроченная

Задолженность
государственным
внебюджетным
фондам
из нее

просроченная

На конец 2013г. 14 947 143 1 156 943 1 457 682 59 715 225 435 40 281
На конец 2014г. 16 744 745 1 451 141 1 797 766 64 221 270 867 44 455

Вышеуказанные данные приведены на основании сведений Росстата. Из них мы видим структуру задолженности, задолженность бюджету в которой составляет примерно 1 к 10 по отношению к задолженности перед поставщиками. При этом, структура просроченной задолженности имеет соотношение 1 к 20, что говорит нам о том, что организации предпочитают осуществлять гашение долгов преимущественно перед бюджетом, нежели перед поставщиками или кредиторами. Полагаю, это объясняется невозможностью «договориться» с ФНС о реструктуризации или отсрочке от уплаты долга, в результате чего последняя процедуру банкротства должника.

Теперь рассмотрим данные, указанные в другом официальном источнике: сайте ФНС, и проанализируем информацию, содержащуюся в отчетах 4-НМ по состоянию на начало 2014 и 2015 годов, а именно задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему РФ (тыс. руб.):

Год задолженность по налогам и сборам, всего задолженность,

приостановленная к

взысканию в связи с

введением процедур

банкротства

Сумма задолженности

ликвидированных

организаций (подпункт 1

пункта 1 статьи 59 НК РФ)

На начало 2014г. 770 308 170 217 113 367 129 207 437
На начало 2015г. 802 681 722 193 504 937 165 945 996

Говоря проще, имеем: 20% всей задолженности по налогам приостанавливается к взысканию из-за введения процедуры банкротства, после чего до 86% этой задолженности списывается как с ликвидированной организации, т.е. с организации, процедура банкротства которой завершена, и в ходе её (процедуры) проведения средств для погашения требований налогового органа не хватило. Тут следует учитывать также тот факт, что эти требования остаются неудовлетворенными, как и требования остальных кредиторов третьей очереди, т.е. тех самых поставщиков, просроченная задолженность перед которыми в конце 2014 года составила 1 451 141 млн. руб.!

Для профессионалов, работающих в сфере банкротств, и в первую очередь для Арбитражных управляющих сегодня стало совершенно очевидным использование недобросовестными должниками в ходе контролируемого банкротства т.н. «дружественных кредиторов». Что это означает, разъясняясь языком обывателя? Руководитель должника создаёт фиктивные документы о наличии просроченной задолженности перед аффилированным лицом, которая в последующем включается в реестр требований кредиторов и используется в качестве инструмента для достижения тех или иных целей. К такой цели, как правило, относится контроль над большинством голосов на собрании кредиторов и последующее принятие нужных должнику решений, назначение желаемой кандидатуры АУ.

В первое время, «прощупывая почву», руководители таких организаций-должников подписывали договора займов с родственниками, близкими знакомыми и друзьями, с работниками своих компаний. С течением времени работать с такой кредиторкой становилось сложнее, кто-то стал «надувать» кредиторку через другие подконтрольные фирмы, а кто-то стал оказывать подобные «услуги» на постоянной основе. Так стали формироваться команды юристов, специалистов высокого класса в сфере банкротств, и с течением времени они накопили достаточный багаж знаний, который уже сегодня можно обобщить и систематизировать.

Итак, какие же основные тенденции в создании фиктивной кредиторской задолженности сегодня можно выделить?

Первое: со временем создание такой задолженности стало процессом творческим и трудоёмким. Пример – должникам на стадии формирования такой задолженности после тщательного аудита финансово-хозяйственной деятельности предлагают подписание договоров, характерных для деятельности их компании;

Второе: эту задолженность легитимизируют перед включением в реестр. Пример: задолженности по договорам займа сперва просуживают в судах общей юрисдикции;

Третье: после создания фиктивной кредиторской задолженности используются всё более сложные схемы для её реализации. Пример: заключение договоров цессии с фиктивной задолженностью и пр.

Вот еще несколько выводов, которые можно сделать:

  1. Далеко не каждому кредитору удается вернуть несколько копеек из каждого погоревшего в банкротстве рубля.
  2. Как правило уже в начале процедуры банкротства должник вынужден признать, что большая часть имущества и активов предприятия уже выведены и возвращать кредиторам практически нечего.
  3. Значительная часть дел о банкротстве — это дела о банкротстве должников, которые существуют только на бумаге. У этих должников не осталось ни конкурсной массы, ни работников, ни руководителей и уж тем более собственников.
  4. Кредиторы, как правило, не заинтересованы в финансовом оздоровлении предприятия-должника.
  5. Недоработки в законодательстве о банкротстве, а также та коррупционная составляющая, которая имеется в противоречивой по своей правовой природе должности арбитражного управляющего, обуславливает высокую криминализацию института банкротства в целом.

    Автор: Антон Старокоров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *