Вчера в третьем чтении приняли закон о реновации

Народ в это время был увлечен звонками и записями видеороликов на «прямую линию»

Что же происходило за кулисами подготовки к прямой линии Президента? Почему, например, данная передача, которая традиционно проходит в середине апреля, перенесена на июнь? Например, в прошлом году, когда она выходила в 14-й раз, передача прошла 14 апреля. Годом ранее «Прямая линия с Владимиром Путиным» состоялась 16 апреля. В предыдущие годы от этой традиции также не отступали. Хотелось бы отметить, что на вопрос для чего проводится это мероприятие и в особенности, какие задачи оно решает? Ответ получить практически не возможно.

Тем не менее, я попытаюсь ответить на этот и другие вопросы, разъяснив любознательному читателю, что думаю по этому поводу я, не претендуя на истину в последней инстанции.

Прямые линии решают несколько задач, каждая из которых обрастает сопутствующими эффектами: Первый уровень — те вопросы, которые ушли в эфир. Это политическое шоу, не имеющее отношения к реально проводимой политике и политическим намерениям на будущее. Оно ориентировано прежде всего на зарубежные СМИ. Во внутренней политике, касающейся жизни и экономики страны, эффект от него двоякий, обусловленный тем, как вопросы и ответы люди соотносят с динамикой качества собственной жизни.

В аспекте пиар-воздействия на зарубежье — всё хорошо: формируется убеждённость зарубежных зрителей, что в России народ и власть едины и способны к конструктивному сотрудничеству в решении внутри- и внешнеполитических проблем. В аспекте внутренней политики не всё столь однозначно. Общество неоднородно в своем миропонимании. Поэтому для тех слоёв, чьё миропонимание недостаточно развито, ответы могут быть убедительны. Но есть слои общества, чьи чувства (включая интуицию) и представление о действительности достаточно развиты для того, чтобы видеть неадекватность ряда ответов на вопросы жизненной реальности, и в этих слоях реакция на прямую линию — снижение доверия президенту и государственной власти в целом неизбежно.

Второй уровень — это обработка полного спектра вопросов аналитиками аппарата администрации президента и спецслужб. Как было отмечено выше, результат определяется подбором аналитиков, поскольку то, что они поймут, какие выводы сделают , представят заказчику именно их или какие-то иные выводы, исходя из своих соображений или из соображений альтернативного заказчика — полностью определяется подбором аналитиков.

Этот уровень необходим для мониторинга реального общественного мнения. Побочные эффекты могут выражаться в том, что аналитики, если они по своей нравственности и психологии услужливые холопы или наймиты альтернативного заказчика, не пожелают довести до сведения заказчика правду; если же они идиоты, попавшие на должности по протекции, то они просто не смогут проанализировать адекватно вопросы. В любом случае такого рода побочные эффекты будут иметь следствием в большей или меньшей мере неадекватное государственное управление.

Третий уровень — объемлющий по отношению к двум предыдущим, поскольку он предполагает аналитику не только полного спектра вопросов, но аналитику реакции зарубежных и отечественных «независимых» СМИ, и в особенности различных интернет-форумов на всё, что произошло на первом уровне, и на всё, что не попало на второй.

Последнее необходимо пояснить: полный спектр вопросов, посланных на прямую линию, не включает в себя вопросы, выражающие мнения тех людей, которые не послали их в координационный центр не потому, что им было лень, не потому, что у них нет вопросов и они полностью доверяют государственной власти и лично президенту, а потому, что они не видят в задавании вопросов смысла, но могут прокомментировать прямую линию и происходящее в жизни и в интернете. В общем, все три уровня имеют смысл в решении общей для них задачи: ежегодный мониторинг общественного мнения и состояния политической субкультуры, что является необходимой основой для осуществления государственного управления.

Хотелось бы остановиться на некоторых особенностях ежегодных трансляций ответов Президента. В частности на изменении даты традиционного проведения программы. Власть, как впрочем и большинство населения, консервативна и является противником каких-либо перемен. Перемены — это всегда что-то новое и еще не изведанное, которое грозит разрушить традиционный мир, а потому вызывающее боязнь. Поэтому слом определенной традиции не типичен, как минимум в психологическом плане. А это заставляет нас задуматься над подоплекой происходящего и попробовать понять что заставило власть, в этот раз, отступить от привычного хода вещей.

Мне думается, что это связано с ускоренным принятием закона о реновации. Подобный бизнес проект очень нужен и жизненно необходим истинным хозяевам государства, но вызывает много неприятных для власти вопросов у самих граждан, дальнейшую судьбу которых принятие подобного закона затрагивает прямо или, на первый взгляд, не столь явно.

Москвичи, интересы которых непосредственно могут пострадать от подобных нововведений власти, попытались высказать свое мнение, выйдя на улицы. Протестные волеизьявления заставили власти срочно искать способы для его канализации. Тем более, что дальнейшее его развитие в столице могло спровоцировать массовые акции недовольных политикой властей граждан, в других регионах России. Там, помимо всем известных общероссийских, свои региональные проблемы, копившиеся последние лет двадцать, а рост недовольных сложившимся положением вещей, растет с каждым днем. С этим надо было срочно что-то делать.

Один из самых известных приемов управления общественным мнением — переключение внимания массы граждан на другой объект. Для переключения внимания, в первую очередь, необходимо было создать информационный повод. В нашем случае для него прекрасно подошла ежегодная «Прямая линия с Владимиром Путиным». Которую, в связи, с этим решено было перенести на середину июня. А уж как это сделать практически, контролируя и финансируя средства массовой коммуникации, включающие в себя такое мощное средство воздействия на подсознание граждан, как телевидение — вопрос сугубо технический.

Хотелось бы напомнить, что телевидение с его огромным потоком зрительной информации оказывает воздействие главным образом на правое полушарие мозга. Быстрая смена изображений, невозможность вернуться назад и еще раз просмотреть недостаточно понятые кадры (а значит осмыслить их), это признаки динамического искусства, коим является телевидение. Осмысление увиденного, т.е. передача информации из правого (чувственного, образного) полушария в левое (логическое, аналитическое), происходит посредством перекодирования увиденных на экране образов в слова. Для этого требуется время и навык. Чего большинство российских граждан не имеет.

Причем телевидение и кино (как и вообще все средства массовой коммуникации) формируют в психике обывателя установки и стереотипы поведения, в соответствии с которыми на ту или иную жизненную ситуацию такой человек уже будет реагировать в соответствии с теми установками, которые оказались у него сформированы посредством просмотра телепередач и кинофильмов. Явно выделяется, конечно же, телевидение и кино, так как в отличие от печатных или электронных СМИ, в данных видах воздействия на психику наибольший манипулятивный эффект достигается еще и от сочетания музыки, картинки изображения, голоса диктора или героев фильма, и это все значительно усиливает смысловую нагрузку, которую заложили манипуляторы массовым сознанием в сюжет той или иной картины.

В итоге народу успешно промыли мозги и переключили его внимание на другое событие, на решение накопившихся проблем, в целом, не влияющее. Но, чтобы о столь очевидных вещах, никто не задумывался, информационный повод максимально раскручивается всеми средствами пропаганды. Кроме того, мы должны помнить о такой категории воздействия на психику, как подключенность к источникам информации. Если вы смотрите какую-либо передачу по ТВ, то даже если вы при этом находитесь один, вы входите в некое информационное биополе масс, т.е. подключаетесь к психическому сознанию тех, кто тоже смотрит эту же передачу; таким образом вы образуете единую массу, на которую распространяются механизмы манипулятивного воздействия свойственные массообразованиям.

Связанна такая опасность с тем, что телевидение имеет сильный суггестивный эффект. При просмотре телепередач любой направленности у человека работает преимущественно правое полушарие головного мозга. Правое полушарие мыслит образами, и отвечает за комплексное видение мира, то есть компонует отдельные кадры увиденного в единую целостную композицию. При этом выключается работа левого полушария, с его аналитическим мышлением. Таким образом, вся увиденная посредством просмотра телевизора информация беспрепятственно проникает в подсознание, где формирует соответствующие психологические установки и стереотипы поведения. В результате этого спонсоры телеканалов программируют население страны на выполнение заданных действий, не оставляя человеку шансов к сопротивлению.

Вот вам характерная цитата по поводу всего вышесказанного, которая показывает как все эти технологии манипуляции сознанием работают — …«Я всю семью подключила, с 4-ех телефонов отправляем»… Как говорится, без комментариев. Сегодня еще никто из них не задумывается, что информационная волна, создавшая иллюзию грандиозности и важности происходящего события, угаснет уже на следующий день, а через неделю никто уже о ней не вспомнит. Очередная иллюзия, как ей положено, развеется, как дым. Тем не менее, для большинства граждан этот опыт не будет проанализирован, соответственно будущая прямая линия будет иметь все шансы для создания очередной иллюзии. На реальную реализацию которой вновь будет надеяться множество людей… Уже сейчас можно предположить каков будет результат подобных надежд.

Зато реальные интересанты, управляющие и манипулирующие общественным мнением получат свою коммерческую выгоду, деньги которые были вложены в раскрутку очередной прямой линии отобьются для бизнеса стократно, если не тысячекратно. Ведь главную задачу, ради которой создавалась вся шумиха — они решили. А, значит, расходы на пропаганду уже окупились. Правда, к решению накопившихся в стране проблем, в частности, той же проблемы обманутых дольщиков — это не будет иметь, ровным счетом, никакого отношения. Вот и в нашем случае бизнес и власти решили поставленную ими задачу.   Закон принят во всех трех чтениях…

Автор : Анна Криндач, специально для «Сила в Движении»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *