Выход один — запрет долевого строительства

Россию захлестнула проблема обманутых дольщиков. Пострадавших от недобросовестных застройщиков граждан можно найти везде — от Калининградской области до Владивостока. Кто-то пытается добиться правды в различных инстанциях, а кто-то, отчаявшись, объявляет голодовку. Тем не менее, проблемы так и остаются без решения

Глава движения в защиту прав обманутых дольщиков «Сила в Движении» Анна Криндач в интервью Activatica рассказала, что их число в России превысило миллион человек и это системная проблема государства. В условиях экономического спада застройщики-мошенники стали «кидать» людей даже не домами, а кварталами. Ситуация усугубляется юридической безграмотностью населения. Единственный выход из ситуации, считает Криндач, — законодательно запретить долевое строительство.

И Путин не помог

Серьезный скандал разгорается в столице Бурятии Улан-Удэ. По информации местного издания «Байкал-Daily», в декабре 2016 года в республиканский арбитражный суд от физлиц было подано заявление о банкротстве ООО «Зодчий» — строительной компании, возводившей на улице Ключевская ЖК «Фаворит», который, по замыслу застройщика, должен был состоять из трех домов в 9, 14 и 16 этажей. Первый этап строительства был сдан, но стройка второго и третьего зданий прекратилась; на 15 сентября 2015 года, когда проект должны были сдать, вместо одного дома возвышалась «коробка», у второго здания был лишь залит фундамент.

На фото: недостроенный 16-этажный дом, возведена только «коробка». Источник фото

Застройщики успокаивали дольщиков, что второй дом будет достроен к концу 2016 года, но и на сегодняшний день ситуация не изменилась. Часть дольщиков внесла почти полную стоимость помещений, несмотря на это, заявляют инвесторы долевого строительства, возведением зданий неспешно занимается лишь одна бригада.

Activatica удалось разыскать трех обманутых дольщиков, все они просят не называть своих имен: они надеются, что рано или поздно долгострой будет завершен и люди получат заветные ключи от квартир.

«Я, конечно же, и предположить не могла, что ситуация обернется против меня. Я была счастлива, полна надежд: наконец-то разрешится насущная проблема скромного, неуютного, маленького жилья , — рассказала дольщица, представившаяся Еленой, — Я продала свою «однушку», переехала с мужем к маме в дом — не путайте, пожалуйста, с коттеджами депутатов; это одноэтажное здание с одной комнатой и кухней. Взяв кредит в банке и совместив его с вырученными от продажи квартиры деньгами, мы вложились в «Зодчего». Результат на лицо — видимо, будем жить на фундаменте и спать на камне, как пещерные люди» .

Дольщик Николаем, сообщил, что продал сравнительно дорогую машину, чтобы покрыть половину стоимости квартиры. «Конечно же, жалею о своем поступке. Сейчас я не имею ни жилплощади, ни автомобиля», — сказал он.

Аналогичную историю рассказала дольщица, представившаяся Ириной. Но вырученных от продажи автомобиля средств хватило лишь на минимальный взнос. «А хотела купить квартиру матери — разъехаться », — досадует дольщица.

В общей сложности от недобросовестного застройщика пострадали около 350 улан-удэнцев. Дольщики обращались в различные госструктуры и ведомства — госстройжилнадзор, прокуратуру, комитет по строительству, минстрой, но везде получили лишь «отписки». Отчаявшись, горожане обратились к Владимиру Путину, после чего, говорят дольщики, «они были выслушаны», но результата все равно нет.

10 лет — дома нет

Если терпение бурятских дольщиков лопнуло уже через несколько месяцев после невыполненных обещаний, то новосибирские друзья по несчастью выплачивают ипотеку за несуществующую недвижимость уже десятый год. Впрочем, въехать в свои квартиры горожанам не удастся — 6 февраля стройка по адресу Тульская,82 была заморожена.

Всего потерпевших — более 200 семей. Их члены рассказывают, что потратили на эфемерное жилье баснословные по меркам провинции деньги — к примеру, дольщик Александр Пак за два года выплатил уже более одного миллиона рублей, но вынужден жить в старой квартире на 32 «квадратах». По словам дольщика, ему казалось, что риск при покупке был сведен к минимуму — гарантом выступала мэрия Новосибирска.

Сейчас дома стоят в том же состоянии, что и в 2014 году.

Источник фото

Голодовка в помощь

Иные дольщики, не желающие мириться с недобросовестными застройщиками, не найдя помощи у себя в регионе, приезжают в столицу, чтобы привлечь как можно больше внимания. Так поступили дольщики уфимского ЖК «Юл Ай», которые приехали в Москву и объявили голодовку.

С Activatica на условиях анонимности поговорил лишь один пикетчик, попросивший не называть его имени: «Жилищный комплекс «Юл Ай» начал строиться в Кировском районе Уфы 2011 году. Тендер на право развития территории выиграла компания «Завод Промсталь» (по данным газеты «Коммерсантъ», данная фирма принадлежит бывшему вице-мэру Уфы Владиславу Никитину — прим. Activatica). Через год после начала строительных работ внезапно движение прекратилось, у компании начались проблемы. В то же время мэрия стала пересматривать арендные договоры на землю, пытаясь доказать, что застройщик не имел права на развитие территории. Суды идут до сих пор», — сообщил собеседник.

6 февраля около 16:00 на Красную площадь вышли несколько дольщиков, но были выгнаны полицией. Сейчас дольщики находятся в одном из московских хостелов. «Мы будем голодать до тех пор, пока наш вопрос не будет решен», — рассказала одна из участников акции Алина Абзалилова.

Хуже день ото дня

Описанные случаи — лишь капля в море бедствия, рассекаемого обманутыми дольщиками. Напомним, Activatica продолжает следить за происходящим в Санкт-Петербурге, где местные жители стали жертвами строительной компании «СУ-155».

Председатель общероссийского общественного движения в защиту прав обманутых дольщиков «Сила в Движении» Анна Криндач рассказала Activatica, что ситуация с участниками долевого строительства в России усугубляется с каждым днем. Дольщиков, сказала эксперт, обвиняют «в незнании закона, в глупости, в жажде наживы, но никто не хочет не только помочь, но и выполнять свои прямые обязанности». Дольщики вынуждены объединяться для того, чтобы привлечь внимание к своей проблеме и заставить власти работать, а не создавать видимость работы. Количество рабочих на стройках тает, а на большинстве они вообще отсутствуют.

На фото: Анна Криндач. Источник фото: Facebook

«Обманутые дольщики – это системная проблема нашего государства, тем более, что существует прямая зависимость объемов строительства и количества обманутых дольщиков. Чем больше строится новостроек, тем больше обманутых дольщиков », — прокомментировала Криндач.

Число обманутых дольщиков в России превысило миллион человек, привела статистику общественник. «А если брать с членами их семей, то не менее трех миллионов человек. Что интересно, мы исследовали не одну сотню банкротных дел застройщиков, и при внимательном анализе картотеки банкротных дел застройщиков России выяснилась интересная картина – в львиной доле банкротств дольщики остаются ни с чем. Хотя по закону считается, что их права удовлетворены и в статистику по обманутым дольщикам эта группа больше не попадает », — рассказала Криндач.

Долевая схема превращается в порочный круг, продолжила собеседница. «Проблемные площадки «первых» дольщиков достраиваются за счет других, «новых» дольщиков, а «старые» дольщики в лучшем случае получают копейки после распродажи активов застройщика-банкрота. Даже созданные из бывших обманутых дольщиков жилищные кооперативы, которым по решению суда передаются недострои, долгие годы достроить их не могут. То есть по факту идет непрерывное увеличение числа обманутых дольщиков. Резко число обездоленных увеличивается в период экономических потрясений, которые свойственны существующей системе отношений », — рассказала Криндач.

Если раньше застройщики «кидали» отдельными домами, то в новой экономической реальности масштабы этого только увеличились, добавила Криндач. «Сейчас нередко строительство замораживается по всем объектам застройщика и обманутыми дольщиками становятся покупатели жилья целых микрорайонов », — сказала эксперт.

Проблема в непонимании

Основной проблемой обманутых дольщиков является непонимание того, каким образом добиться своей полностью оплаченной обещанной квартиры в новостройке. Предложенные методы, которые стандартно применяют обманутые дольщики — петиции, жалобы, спонтанные митинги и пикеты, обращения в различные органы власти, встречи с чиновниками на различных рабочих группах, вряд ли смогут дать реальный результат, хотя отказываться от них не стоит, сказала Криндач.

«Гарантии, что дом будет достроен, не существуют в принципе, механизмы защиты дольщиков работают лишь на бумаге. Вся ответственность за принятие правильного решения лежит исключительно на покупателе обещаний. Лично я считаю, что гарантии – это обман и огромная фикция, которая мешает людям понимать истинную ситуацию происходящего. Большинство обманутых дольщиков ищет эти мифические гарантии там, где их не может быть в принципе, участвуя своими деньгами в бизнесе застройщика», — рассказала Криндач.

Такой же неграмотный подход сохраняется и далее, когда дольщиков обманул уже недобросовестный застройщик. Большинство дольщиков продолжает уверять себя и коллег по несчастью, что их обязательно достроят, вопреки всему. Обманутые никак не могут поверить в очевидность происходящего с ними. Вместо того, чтобы действовать дольщики теряют драгоценное время, ожидая мифической достройки уже замороженного строительства. Они вновь занимаются поисками гарантий у ответственных за строительство чиновников, которые не могут сами себе гарантировать, останутся они сидеть на своем месте или нет.

«Единственный стопроцентный способ не пополнить ряды обманутых дольщиков – купить готовое жилье в сданном доме. Если раньше «дисконт за риск» в 30-40 процентов был настолько привлекателен, что многие покупатели предпочитали приобретать несуществующие квартиры на ранних стадиях строительства, то сейчас этот дисконт стал на порядок меньше. А в некоторых случаях исчез полностью. Людей, которые готовы были рискнуть миллионами, несмотря на отсутствие гарантии, что объект будет достроен и ключ от жилища получен вовремя, становится все меньше и меньше», — привела статистику Криндач.

Гарантия может быть только тогда, когда дом уже построен, повторяет общественник. «В данном случае покупатель гарантированно видит перед собой объект строительства — он уже построен и сдан в эксплуатацию. И этот факт подтвержден документально. Вот это и есть гарантия. В любом другом случае, если объект не существует, гарантии в принципе быть не может. Сказать, что будет завтра с застройщиком, с самим обманутым дольщиком или с чиновником, обещающим светлое будущее, не сможет гарантировать никто », — сказала Криндач.

Ушлый бизнесмен и на банкротстве наживется

Проблема дольщиков должна быть решена на уровне государства, считает Криндач. «Необходимо полностью отменить продажу обещаний строящегося жилья, но слишком высокое лобби частных коммерческих интересов, как показывает практика, не дает государству этого сделать. Соответственно, число обманутых дольщиков продолжает расти. Государство пытается бороться с этим путем ужесточения законов, однако это наоборот, как не парадоксально на первый взгляд это утверждение, приносит только вред. Борьба государства за наведение порядка в долевой сфере напоминает битву с ветряными мельницами», — рассказала Криндач.

Источник фото: Facebook

Застройщик крайне редко несет наказание за обман дольщиков, заверила Криндач. По ее словам, большинство застройщиков-коммерсантов уходит от ответственности совершенно законно через процедуру банкротства. «Если бизнес трещит по швам или есть основания полагать, что долго он не протянет и спасения нет, то банкротство — единственно законный способ сложить с себя обязательства и ответственность при неисполненных договорах и многомиллионных или нередко и многомиллиардных долгах. Практика свидетельствует о том, что в период банкротства или по его окончании руководителям и собственникам организаций уже не предъявляются обвинения в преступных растратах или нецелевом использовании денежных средств, тем более в мошенничестве », — заверила Криндач.

Более того, ушлый предприниматель на банкротстве может даже заработать, что, сказала Криндач, «неудивительно».

«Процедура банкротства — чрезвычайно сложный процесс, в котором могут разобраться далеко не все юристы. А уж повернуть процедуру к своей выгоде могут лишь настоящие профессионалы, которые, как известно, товар штучный. Дольщики уверены, что все бесполезно, ведь профильный юрист-профессионал, даже если согласится взять за работу, бесплатно ничего делать не будет. Дольщики же ощущают себя потерпевшими, они отдали все деньги застройщику — установлена мотивация не бизнесмена, а потребителя. Эта мотивация постоянно поддерживается СМИ, представляющих интересы заинтересованной стороны, то есть бизнеса и, соответственно государства, призванного стоять на страже капиталиста. Поэтому дольщикам в голову не приходит обратиться к тем, кто такие задачи решает по роду своей деятельности. Не хватало им еще тратиться на каких-то профессионалов, уверены потерпевшие. Само как-нибудь все решится. Вот это «само» решается абсолютно прогнозируемо и в пользу того, кто не сидел, а действовал, не жалея денег на грамотных специалистов», — рассказала Криндач.

В отличие от обманутых дольщиков недобросовестный застройщик прекрасно уяснил «правила игры». Обездоленные граждане уверовали, что они не бизнесмены и биться им уже не за что. «Стоит ли удивляться, что когда на стройке появляются проблемы и начинается бесконечный перенос сроков сдачи дома, у дольщиков в голове происходит «сбой программы». Стереотипы и иллюзии, которыми они живут, не совпадают с реалиями жизни. Естественная реакция, когда ломаются навязанные стереотипы — страх. Потерпевшие впадают в панику, а там уж грамотный бизнесмен берет их тепленькими», — прокомментировала Криндач.

Ушлые предприниматели начинают умело дирижировать, пользуются возникшей паникой и отсутствием хоть какого-то юридического образования у дольщиков. Криндач особо отмечает: дольщики тоже бизнесмены, раз вложили свои деньги в стройку. Впрочем, бизнес-хваткой обладают всего 1,5-2% взрослых людей, привела социологическую статистику Криндач; таким образом, бороться за свои деньги способны немногие.

«Даже сама процедура банкротства подтверждает тезис о том, что независимо от желания дольщика, ему придется играть по правилам бизнеса. А непонимание или нежелание признавать объективную реальность приводит к полному отсутствию таких желаемых обманутым результатов. Ведь то же банкротство изначально является спором двух или нескольких хозяйствующих субъектов, ведущих свой бизнес. В нашем же случае бизнес ведет застройщик и его кредиторы, к которым относятся и дольщики. Но, так как они убеждены, что бизнес не ведут, а являются просто покупателями нового жилья, то вести себя как бизнесмены не в состоянии. Вот и получается, что обман в долёвке заложен изначально и с согласия государства. И этот обман урегулировать нельзя никакими законами. Этот факт подтверждает неизменная статистика на протяжении десятков лет, фиксирующая наличие постоянно растущего класса », — закончила Криндач.

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *