Ядерный джек-пот США

По статистике, через 10 лет после крупного выигрыша в лотерею большинство счастливых владельцев «легких денег» остается без копейки. Вот, например, судьбы самых несчастных счастливчиков в мире. Измены, разводы, разорение, даже убийства… Многие после разорения свели счеты с жизнью.

Говорят, «легкие деньги» не идут впрок как раз потому, что они «слишком легкие». И этот принцип вполне работает на международном уровне.

Многим странам от Природы достался свой джек-пот: климатический. «Везучим» народам Африки, Южной Азии, Средиземноморья повезло поселиться там, где не бывает зим. Три урожая в год, без особого труда, не нужно ни отопления, ни теплой одежды. Людям нет необходимости бороться за выживание – жуй бананы, ешь кокосы, Чунга-Чанга.

При этом теплые приморские государства часто живут беднее холодных континентальных.

Дело в том, что населению теплых стран не приходится шевелиться, чтобы выжить. Когда для счастья хватает шалаша и бананов, народ постепенно отстает от окружающего мира. А потом приходят из холодных земель люди с оружием, и отбирают у местных все бананы. Именно от этого явления происходит выражение «банановая республика».

Еще веселее выходит, когда «банановой» стране достается «экономический джек-пот» в виде полезных ископаемых. Жизнь в стране превращается праздник… иногда на десятилетия.

А потом начинается похмелье: ресурсы кончились, деньги потрачены, работать разучились.

Известный пример – карликовое государство Науру. Когда-то этот коралловый остров был одной из богатейших стран мира. Богатство добывалось из грязи: на острове веками гнездились птицы, а их помет оказался отличным источником фосфоритов. Островитяне процветали около 20 лет.

Но добыча удобрений оказала разрушительное воздействие на остров. Разработка шла карьерным способом, и 90% леса было уничтожено. К концу XX века 80 % острова превратилось в «лунный пейзаж». Истощение рудников привело к политической нестабильности, с 1989 по 2003 год в стране 17 раз менялось правительство.

В 1990-е годы Науру превратился в офшорную зону, и даже торговал своими паспортами. В 2003 года остров добил острейший политический кризис. В боях сгорела президентская резиденция, на год отключилась телефонная связь… Сегодня большую доходов страны составляет австралийская гуманитарная помощь.

Такая беда может случиться не только с карликовым государством. Иногда «геополитический джек-пот» приходит крупным странам. И они тоже не справляются с привалившим счастьем…

Вот пример, близкий сердцам россиян. В конце ХХ века Советскому Союзу, самой большой стране на планете, не повезло в глобальной лотерее: резко упали цены на нефть. Скоро людям надоело стоять в очередях, они начали протестовать, и СССР распался. Так была проиграна «Холодная Война». Вековая модель конкуренции двух систем закончилась победой США, и американского финансового капитализма.

Естественно, капиталисты, чувствуя себя победителями, получили при разделе СССР максимум барышей.Приобретались месторождения, вывозились мозги, заключались кабальные контракты.

По военно-технической части США в 1993 году выпросили у Ельцина главный приз: соглашение «ВОУ-НОУ». По нему 20 000 советских ядерных боеголовок было переработано в топливо для американских атомных электростанций. За это время доходы России от продажи оружейного реализации превысили $9 млрд. Но это, конечно, ерунда, по сравнению с тем, что США 20 лет получали от нас редкий в природе уран, параллельно снижая военный потенциал России.

Удача? Еще бы! Но, как это обычно бывает, «легкие деньги», а в данном случае — «легкий уран», не идут победителю впрок. Оказалось, что за 20 лет снабжения нашим ураном, Америка утратила собственные технологии его добычи и обогащения. А теперь «ВОУ-НОУ», действовавшее 20 лет, заканчивается. Наступает время подвести итоги:

Самое интересное, СССР успел наделать столько оружия, что по их числу зарядов мы до сих пор значительно опережаем Штаты. 8160 «серых» боеголовок из графика нам просто некуда девать: для них не предусмотрено ни ракет, ни целей. Долго хранить их тоже нельзя: идет распад. Заряды надо либо постоянно обогащать заново, либо превращать в топливо для АЭС. Так что по оружию мы потеряли на «ВОУ-НОУ» меньше, чем хотелось бы нашим «злейшим друзьям».

А что потеряли на своем «джек-поте» сами американцы? Самую малость: технологию.

Своего урана в США всегда было мало. Год за годом их 103 АЭС жгут урана больше, чем американцы умеют обогащать: 8,5 млн. ЕРР производство, 12 млн. ЕРР – потребность.

До 1995 года в Штатах было только одно обогатительное предприятие – USEC. Оно производило уран и для нужд армии и энергетики. Обнаружив нехватку топлива, США сказали «Хватит кормить АЭС!», и прекратили строительство новых реакторов. Но существующие станции все равно потихоньку подъедали запас. Последний ядерный боезаряд был изготовлен в США в 1991 году.

К тому же, на радостях от «победы» над Россией Штаты ещё в 1992 году остановили свой последний реактор-наработчик плутония. В России же реактор в Железногорске работал вплоть до апреля 2010. Да и остановился потому, что у нас готов к пуску мощный коммерческий реактор-бридер, добывающий плутоний даром, попутно с выработкой энергии.

20 лет «поражения» и американского «джек-пота» заканчиваются для Америки довольно печально. Российские поставки обеспечивали 12% мировой потребности в реакторном уране, и 38% потребности в самих США. Теперь эти поставки заканчиваются.

На сегодня топлива у Штатов осталось лет на 6. Чем же США будут заряжать свои реакторы?

«Сразу после приватизации USEC, в её адрес стали выдвигаться различные обвинения, от некомпетентности до бесчестных сговоров и взяточничества… Финансовое положение корпорации очень тяжёлое, и будущее программы по обогащению урана в США находится под вопросом. Высокие накладные расходы и устаревшие технологии образца 50-ых годов превратили бизнес USEC в неприбыльный и полностью зависящий от российских субсидий», — пишет «Bulletin of the Atomic Scientists». Получается:

Празднуя «победу в лотерее» Холодной Войны, Соединенные Штаты утратили позиции в топливном цикле, и зависят от импортных поставок топлива. Причем «импортные» в основном означают «поставки из России».

За последние 10 лет Европа хорошо выучила, что такое «Газовая Дипломатия». И я не удивлюсь, если в Вашингтоне скоро узнают, что такое «Урановая Дипломатия». Без дружбы или войны с Россией, ночь над самой потребляющей страной в мире может стать гораздо темнее.

Автор : Алексей Наумов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *