Законопроект о РАН как диагноз российской власти

21_copy(1372841807_965244686)

Для оценки российской правящей элиты можно использовать два способа: смотреть на то, что наша власть говорит, либо анализировать то, что она реально делает. Первым занимаются официозные СМИ, которые все больше напоминают советскую пропагандистскую машину в худших ее проявлениях. Федеральные телеканалы регулярно транслируют нам заседания органов власти, встречи президента Путина с министрами и другие чрезвычайно важные для страны мероприятия, на которых упитанные дяди в дорогих костюмах от «Brioni» и с наручными часами, стоимость которых раз в 10 превышает их официальную годовую зарплату, уверенным голосом рассуждают о патриотизме, о «духовных скрепах», о необходимости проведения модернизации в России, экономическом росте и т.д. Мы с вами должны верить, что благодаря этим симпатичным дядям Россия в последние годы наконец-то «встает колен».

Но, к счастью, в российском обществе растет количество думающих людей, скептически относящихся к этой благостной телевизионной картинке и предпочитающих делать собственные выводы исходя из конкретной политики, проводимой нашими властями. И в этом смысле крайне важной является затеянная властями т.н. «реформа РАН», после которой только слепоглухонемой может верить в то, что российская элита в своих действиях продолжает исходить из того, что еще Аристотель считал главной целью политики, а именно — из достижения общего блага.

В рамках этой статьи я не буду подробно анализировать суть внесенного в Государственную Думу законопроекта о реорганизации Российской академии наук, рассуждать об эффективности РАН и т.д. Об этом написано уже предостаточно. Я лишь хочу обратить внимание читателей на то, что «реформа» РАН весьма показательна с разных точек зрения — и по намерениям, которыми руководствовались власти, готовя законопроект, и по содержанию этого документа, и по тем последствиям для науки, которые уже сейчас очевидны для всех. Убежден, что скандальный законопроект ставит точный диагноз всей российской политической системе, обнажая наиболее сущностные ее черты.

Начнем с намерений. Все, кто читал законопроект о РАН, обратил внимание на то, что по сути объявленная «реформа» Академии наук сводится к передаче научной собственности в руки некоего федерального агентства. Понятно, что именно чиновники этого агентства будут решать, останется ли какой-то академический институт в своем особняке в центре Москвы или должен будет переехать на окраину, а если подходящего здания не окажется, то возможно и вовсе будет слит с другим научным учреждением похожего профиля или просто ликвидирован за ненужностью. Не случайно академик В. Рубаков обратил внимание в одном из своих последних интервью, что после внесения законопроекта о РАН заметно оживились московские девелоперы — видимо, хищники почуяли добычу. Не напоминает ли все это недавние скандалы с имуществом министерства обороны или истории из 90-х гг. про приватизацию государственной собственности? Лично у меня складывается устойчивое впечатление, что постсоветская элита, пришедшая к власти в ходе распада СССР, имеет своей главной целью собственную наживу, совершенно забыв об элементарной ответственности за страну. Причем нынешние «государственники» путинского призыва в этом смысле принципиально не отличаются от «либералов» из ельцинского окружения, как бы они ни желали отмежеваться от наследия «лихих 90-х».

Теперь относительно содержания документа, которое также весьма симптоматично для нынешней российской власти. В законопроекте № 305828-6, который его авторы и бенефициары гордо именуют «законом о реформе РАН», на самом деле полностью отсутствует главное — внятная стратегия реформирования фундаментальной науки в России. Приведу в доказательство один простой аргумент: идеологи разрушения РАН твердят о задаче перенести фундаментальную науку в университеты, по аналогии с Западом. Но если господа из правительства так уверены в необходимости этого шага (хотя вопрос сам по себе дискуссионный), не логичнее ли было сначала подготовить условия для развития университетской науки, соответствующие западных стандартам, а потом уже каким-то образом реорганизовывать РАН? На мой взгляд, это самый элементарный вопрос, который приходит в голову любому здравомыслящему человеку. Нет же, нам предлагают сначала разрушить до основания все, что мы имеем сейчас, а уже потом на обломках этого «быстренько» создать систему, которая в тех же Соединенных Штатах выстраивалась десятилетиями. Как мы убедились на примере того же Сколково, подобные институты не создаются по щелчку пальцев Дмитрия Анатольевича.

Хотя чему тут удивляться? Если наши власти не имеют никакой стратегии развития страны в целом, то почему такая стратегия должна у них быть относительно фундаментальной науки? Мы же прекрасно видим, что ни в одной из сфер общественной жизни власть не имеет долгосрочных продуманных планов и приоритетов. Мы почти 20 лет ведем переговоры о членстве России в ВТО, но в итоге вступаем в эту организацию совершенно неподготовленными, и в срочном порядке вынуждены искать меры, призванные компенсировать негативные последствия данного шага. Власти с начала 2000-х гг. не устают говорить о диверсификации российской экономики и освобождения от «нефтяной иглы», так и не предъявив за все эти годы сколько-нибудь внятный план осуществления этого проекта. Вместо этого Россия продолжает строить новые нефте- и газопроводы, сохраняется примитивный, фактически полуколониальный характер ее экономики.

Подобные примеры можно продолжать, но все они слишком хорошо известны, и свидетельствуют они об удивительной интеллектуальной и административной импотенции российской власти, которая не может (или не хочет?) реализовать ни один значимый для страны проект. Кстати говоря, можно по-разному относиться к советскому периоду, но трудно не признать того факта, что советская элита по крайней мере умела формулировать и осуществлять действительно значимые, прорывные для страны проекты — начиная от ленинского плана ГОЭЛРО, ликвидации неграмотности, индустриализации и заканчивая космической программой и массовым строительством доступного жилья для населения в 1960-70-е гг.

Наконец, стоит сказать и о последствиях реорганизации РАН. Кто-нибудь может вспомнить хоть одну сферу, которую нынешняя российская власть смогла бы успешно реформировать? Стала ли российская армия более боеспособной после того, как ее имуществом с необыкновенной «эффективностью» стали управлять люди, томящиеся ныне под домашним арестом в своих 13-комнатных квартирах? Лучше ли стала нас защищать милиция, переименованная в полицию? Улучшилась ли ситуация со школьным образованием после введения ЕГЭ? Впрочем, не буду утомлять читателей риторическими вопросами. Замечу лишь, что сложившаяся ситуация вполне закономерна по тем причинам, которые я обозначил выше. Ведь если у российских элит нет стратегического плана развития страны, если административный аппарат интересуют, прежде всего, распилы и откаты, то откуда же возьмутся эффективные реформы? Поэтому, к сожалению, нет никаких предпосылок и для улучшения ситуации в науки после ее «реформирования». Вместо научного рывка мы получим введение неадекватных и дилетантских показателей эффективности научной деятельности сотрудников РАН, дальнейшую бюрократизацию научной сферы, массовое выселение ученых из принадлежащих им зданий (как, например, объяснить чиновнику, который будет управлять нашим Институтом философии, что его сотрудникам необходимо собственное здание, хотя они не обязательно должны сидеть на работе по 8 часов 5 дней в неделю, потому что гуманитариям необходимо еще регулярно работать в библиотеках, да, наконец, просто размышлять в спокойной обстановке).

Что же в сухом остатке? Как мы убедились на примере «реформы РАН», мы имеем предельно коррумпированную власть, ставящую личную наживу выше заботы об общем благе. Мы имеем компрадорскую элиту, которая не в состоянии сформулировать осмысленного государственного курса, если не понимать под таковым бесконечное обогащение чиновников и силовиков. Мы имеем власть, которая за многие годы не смогла провести ни одной успешной реформы и которая тем самым дискредитировала само это слово.

Долгое время фундаментальная наука оставалась одной из немногих сфер, которую еще не успели как следует отреформировать. Сегодня от нас зависит, удастся ли властям их антиобщественный замысел. Пока законопроект прошел только второе чтение в Думе, и есть шанс остановить его принятие. Все мы дошли уже до такой точки, когда оставаться равнодушным к происходящему больше нельзя. Мы и так слишком долго молчали и наблюдали со стороны за всем, что творится в нашей собственной стране.

Поэтому я обращаюсь ко всем неравнодушным: приходите завтра, 24 августа в 12:00 на Суворовскую площадь, где пройдет согласованный митинг, и поддержите ученых, преподавателей ВУЗов и учителей в их борьбе за академическую науку и образование. В отличие от многих российских чиновников, у нас нет квартир в Лондоне, наши дети не учатся в западных колледжах. Нам с вами здесь жить, а уж как жить — зависит только от нас!

Автор : Денис Летняков.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *