ЖСК — жулики снова «на коне», (продолжение)

fullsizeЖСК — способ улучшить свои жилищные условия путем передачи ваших денег, (пая), председателю кооператива. И все это только за его обещание предоставить вам вашу мечту, но уже, как реальный объект собственности. Официально разрешенный способ, позволяющий легко вас обмануть и остаться безнаказанным. «Благодарить» за эту легкость пайщики должны наше государство, принявшее соответствующие законы

Председатель ЖСК, пользуясь полной безнаказанностью в течение долгих лет долгостроя, полностью теряет ориентацию в реальной жизни. Он действительно начинает ощущать себя богом и вершителем судеб «рядовых» членов. ЖСК представляют собой мощный коррупционный фактор, заслуживающий самого пристального внимания со стороны прокуратуры, но на деле, правоохранители стараются максимально оградить себя от происходящих в кооперативе коррупционных процессов…

Как я и обещал в своем первом посте, вернемся к ЖСК «Девятый корпус». Перед тем, как я продолжу, очень хотелось заострить ваше внимание на том, что данный конкретный случай – это мелкий пример в системном подходе глобальной аферы с ЖСК по всей России.

В совсем не стабильные нулевые годы большая часть обманутых дольщиков — тех, кто пострадал от так называемых двойных продаж, т. е. полностью лишился и квартир, и денег — становилась жертвой простой мошеннической схемы. Застройщик, которому они платили за недостроенное жилье, объявлялся банкротом, и участок передавался другому инвестору. Дольщикам при этом не доставалось ничего, т. к. за счет активов банкрота в первую очередь покрывались долги поставщикам стройматериалов, задолженности по зарплате рабочим и т. п., а дольщики — как соинвесторы, стояли в этой очереди третьими…

Эта схема характерна тем, что застройщик, как правило, либо с самого начала хотел кинуть своих соинвесторов, либо приходил к такому решению вскоре после начала строительства. Для этого ему, по всей видимости, приходилось вступать в коррупционный сговор с чиновниками, которые, используя административный ресурс, могли покрыть мошенничество.

Дольщики из города Пушкина, чей дом должен был появиться по адресу ул. Архитектора Данини, 1А, 1Б, опробовали на собственных кошельках и нервах новую схему: сам застройщик, прошедший процедуру банкротства — ЗАО «Фирма Р.К.Г.» — вполне возможно, собирался выполнить обязательства. Но… ему помешали чиновники петербургской администрации. Причем установил этот факт не кто-нибудь, а следователь ГУВД.

Вот цитата из постановления о прекращении уголовного преследования в отношении гендиректора ЗАО «Фирма Р.К.Г.» Романова Н. И. за подписью старшего лейтенанта юстиции Савельева: «Принятые в первом полугодии 2008 года распоряжениями правительства Санкт-Петербурга, ранее изданные распоряжения, предоставляющие права застройки объектов (в том числе Арх. Данини, 1А, 1Б. — А. Б.), были признаны утратившими силу. При этом не были решены вопросы компенсации затрат Инвестора (Застройщика) — ЗАО «Фирма Р.К.Г.». Соответственно, в результате административных действий правительства Санкт-Петербурга не были урегулированы имущественные вопросы, касающиеся завершения строительства, что повлекло нарушение имущественных прав ЗАО «Фирма Р.К.Г.», а также дольщиков, вложивших свои средства в объекты, находящиеся в настоящее время в разной стадии готовности».

То, что фирме «Р.К.Г.» не дали закончить работы — вряд ли можно назвать случайностью, считают дольщики недостроя.
«На примере нашего незавершенного объекта можно увидеть коррупционную схему, которая используется на территории Петербурга. Это скоординированные действия органов исполнительной власти города (Земельный комитет, Комитет по строительству, КУГИ, ГУП УКС «Реставрация», Управление инвестиций) и органов судебной власти — при самоустранении губернатора Матвиенко от контроля и надзора в сфере жилищного долевого строительства, — утверждает Родион Плиев, юрисконсульт товарищества собственников жилья «Архитектора Данини, корпуса 1А, 1Б».

Дома по адресу ул. Архитектора Данини 1А, 1Б, начали строить в 2004 году, причем заказчиком строительства выступало УФСБ по Санкт-Петербургу — это было одно из оснований для дольщиков, вложившихся в это предприятие, рассчитывать, что работы доведут до конца.

Но в 2008 году разрешение на строительство, выданное фирме Романова, отменило правительство, компания обанкротилась, УФСБ полностью отстранилось от проекта, и Комитет по строительству предложил дольщикам достраивать дом самостоятельно.

Дольщики объекта создали две организации, которые могли претендовать на получение разрешения на строительство: ЖСК «Пушкинский», в который входило около 60 дольщиков, и ТСЖ «Архитектора Данини, корпуса 1А, 1Б» (около 300 человек).

«До января 2009 года председатель Комитета по строительству Роман Филимонов (в последующем занимал пост вице-губернатора Петербурга по строительству) неоднократно публично заявлял, что распоряжение для завершения строительства будет выпущено только в отношении ТСЖ, в соответствии с Федеральным законом № 214 «О долевом участии в строительстве», — рассказывает Родион Плиев. — Однако 19 января 2009 года якобы состоялось расширенное собрание участников долевого строительства, на котором якобы присутствовало ТСЖ, и где было принято решение слить все организации в единую управляющую компанию в форме ЖСК, при этом мнимые представители ТСЖ также проголосовали за учреждение такой организации

Участники ТСЖ располагают протоколом заседания 19 января 2009 года, в котором якобы от их имени выступают госпожа Ковпанько Г. А. и господин Богачев И. В. При этом Богачев одновременно является председателем ЖСК «Пушкинский», а Ковпанько стала председателем нового ЖСК «Архитектора Данини, корпус 1», созданного по результатам этой самой январской встречи.

«Эти двое действительно принимали участи в создании нашего ТСЖ, но на тот момент не имели никакого права представлять его и принимать какие-то решения от нашего имени, — настаивает Родион Плиев. — Поэтому мы утверждаем, что в данном случае имеет место явная фальсификация

Несмотря на это, новое ЖСК было создано, и в итоге именно оно стало рассматриваться Комитетом по строительству как приоритетное. Летом 2009 года проводится заседание рабочей группы правительства города, которая рекомендует «провести согласования, предусматривающие передачу жилого дома на ЖСК «Архитектора Данини, корпус 1». 22 сентября 2009 г. такая передача состоялась.

Интересно, что при этом в комитете даже не рассматривали возможность передать дом ТСЖ или старому ЖСК «Пушкинский». Конечно, они нашли для этого формальные основания. ЖСК «Пушкинский» якобы вошло в новое ЖСК (хотя председатель «Пушкинского» Богачев, на тот момент уже разошедшийся во взглядах с председателем нового ЖСК Ковпанько, с этим не был согласен). А ТСЖ только что проиграло судебный процесс, который лишил его права на существование: по его результатам оказалось, что «решение общего собрания дольщиков о создании ТСЖ является незаконным».

«Решение собрания действительно было оформлено с нарушениями, — поясняет Родион Плиев. — Но мы подали кассацию, поэтому на момент заседания рабочей группы в правительстве решение суда еще не вступило в законную силу. Более того, мы вели работу по созданию нового ТСЖ, в бумагах которого все юридические тонкости соблюдены. И в комитете знали об этой работе! «Не заметить» нас, объединивших около 300 из 450 дольщиков, и выбрать ЖСК, в котором состояло тогда всего 10 человек, случайно было невозможно

Свои упреки дольщики высказали в письме вице-губернатору Роману Филимонову. Его ответ в некоторых частях вызывает недоумение: «Решение суда к 18 июня 2009 (дата заседания рабочей группы. — А. Б.) не вступило в силу, поскольку было обжаловано ТСЖ «Архитектора Данини, корпус 1» в Городском суде Санкт-Петербурга. Суд рассмотрел кассацию дольщиков и 12 августа вынес собственное определение. Согласно ему решение Пушкинского районного суда оставлено без изменений».

Какое значение решение от 12 августа имеет для рабочей группы, проходившей 18 июня? Неужели члены рабочей группы способны предвидеть будущее? Но даже если так, от этого их выводы более законными не становятся: предвидение как основание для принятия решений ни в одном законе не учтено.

Посмотрим, что пишет Роман Филимонов далее: «Рабочая группа располагала сведениями о формировании нового ТСЖ. Однако право на завершение строительства объекта в соответствии с 214-ФЗ могло быть передано только одному юридическому лицу, а именно ЖСК».

По мнению дольщиков, в этом заявлении кроется очередная ловушка. Дело в том, что достраивать дом по закону действительно может только жилищный кооператив, например ЖСК. Вот только создавать ЖСК, как они считают, могут лишь члены ТСЖ, и только после определения сметы строительства.

Это принципиальный момент: в уставе ТСЖ четко приписан размер паевых и иных взносов. Что же касается взносов в ЖСК, то они «определяются правлением кооператива, утверждаются общим собранием членов кооператива» (как это прописано в уставе ЖСК «Архитектора Данини»). Т. е., проще говоря, размеры взносов могут меняться. Причем меняются они, как правило, в большую сторону… А значит, дольщики не будут защищены: стоит один раз не внести плату, размер которой поначалу никто предвидеть не может — и прощай, кооператив!

Отдельное возмущение дольщиков вызывает тот факт, что в Комитете по строительству «позабыли» о голосовании, которое состоялось 24 апреля 2009 года по инициативе… самого комитета! На большом собрании дольщики не поддержали слияние ТСЖ и ЖСК: за ЖСК «Архитектора Данини, корпус 1» проголосовало всего 75 человек, за ТСЖ — 192, еще 19 воздержалось.

«В комитете нам сказали, что у них… не сохранилось ни одного оригинала документа после того собрания! — возмущается Родион Плиев. — Мы располагаем ксерокопиями, но они юридической силы в глазах чиновников не имеют…». «Главной целью собрания было установить принципиальное согласие дольщиков по вопросу достройки дома, — пишет в ответе обманутым соинвесторам Роман Филимонов. — Однако никакие документы при этом не велись».
Видимо, приснилось дольщикам голосование? А ксерокопии свои они сами потом нарисовали…

Итак, главный вопрос: зачем же все это делалось? Почему не дать людям просто достроить свой дом?

«В течение 2009 года втайне от дольщиков был изменен строительный адрес объекта. Сформировано кадастровое дело и поставлен на кадастровый учет земельный участок, однако… без учета двух огромных недостроенных объектов, которых юридически нет, а фактически они есть, — объясняет Родион Плиев. — При этом учтено и поставлено на учет даже небольшое здание трансформаторной будки! То есть очевидно, что кадастровый план составлялся без выезда картографов на место, только по представленным документам. На наше обращение за разъяснением этого вопроса Комитет по землеустройству Петербурга ответил, что информация находится под грифом «Для служебного пользования». Фактически действия органов власти направлены только на снос существующих на земельном участке объектов для начала нового строительства, но уже без участия подавляющего большинства дольщиков и по новому дорогостоящему проекту

Такая схема, по мнению Плиева, была опробована на их соседях — корпусе 9. Там строительство было также отдано на откуп ЖСК, которое снесло дом, завершенный на 45%, и дольщикам пришлось оплачивать строительство с нуля. Однако при этом работы велись настолько некачественно, что новый дом вскоре дал огромную трещину.

«Теперь Комитет по строительству навязывает тех же проектировщиков и строителей (НПО «НАСТ», проектировщик Борисов, «Стройпроект» и др.) и на нашем объекте, — объясняет Плиев. — При этом комитет напрочь отказывается согласовывать завершение строительства по изначально утвержденному проекту, прошедшему экспертизу и оплаченному нами

Отдельное внимание участники ТСЖ пытались привлечь к экологической опасности проекта, разрабатываемого ЖСК: как следует из ответа экологического надзора, на месте строительства дома находятся залежи известняка. Из-за этого при строительстве подземной парковки возможно превышение ПДК радона — эта парковка есть в новом, но отсутствует в старом проекте. «До настоящего времени новый проект по жилому дому не прошел государственную экспертизу, поэтому делать выводы о его экологической опасности, в том числе опасности радонового заражения, безосновательно», — утверждает Роман Филимонов.

«Если дом будет все-таки строиться под эгидой ЖСК, дольщики рискуют не получить вообще ничего (например, стоит один раз вовремя не внести плату) или получить совсем не то, на что они рассчитывали: например, студию вместо квартиры в 120 кв. м. Дольщиков будут пытаться выдавливать по одному, медленно, но верно, — учитывая изученный подобный опыт, предполагает Родион Плиев. — Более того, все ранее заплаченные деньги, считай, будут потеряны безвозвратно

У членов ТСЖ есть сейчас еще один вариант: вступить всем скопом в ЖСК и попытаться поменять правление, чтобы достраивать дом по старому проекту. Но, по мнению Плиева, это очень опасно: как только ТСЖ перестанет существовать, у ЖСК будут развязаны руки. А переизбрать правление может оказаться не так-то просто — зная, на чьей стороне административный ресурс

В случае ЖСК «Девятый корпус» часть обманутых дольщикиков сразу подали иски против «Р.К.Г.» и сумели вернуть первоначально вложенные деньги. Другая группа дольщиков решила требовать от ЖСК «Девятый корпус» первоначально обещанные фирмой «Р.К.Г.» квадратные метры по льготной цене.

Здесь полный юридический тупик – формально ЖСК «Девятый корпус» не является полным правоприемником фирмы «Р.К.Г» и не несет ответственности по обязательствам «Р.К.Г». Вся процедура передачи собственности была оформлена через правительство СПб. Поэтому ответчиком по коллективному иску, в принципе, должно выступать правительство СПб. Это понимают все грамотные юристы.

Похожие друг на друга, как две капли воды, решения вынесены по делам №№№ 2-740/2009, 2-1864/2011, 2-1141/2009 2, 2-1816/2011, 2-1865/2011, 2-1863/2011, 2-1817/2011, 2-1823/2011 и многим другим. По делу ЖСК «Девятый корпус» всего сейчас находится в производстве более 30 дел. Все решения судов первой инстанции похожи друг на друга, как проштампованные с одного клише.
Основные идеи отказа в иске обманутым дольщикам ЖСК заключается в следующем:
— Существующее законодательство РФ не усматривает никаких отклонений в действиях ЖСК, которое в своих решениях руководствуется Уставом, утвержденным решением Общего собрания;
— Устав ЖСК является основополагающим документом, в соответствии с которым потребительский кооператив осуществляет свою юридическую деятельность на территории РФ.

Значительная часть обманутых дольщиков России являются членами ЖСК. При этом более 95% дел дольщики в судах проигрывают именно из-за того, что нормативные акты, регулирующие деятельность ЖСК написаны именно так, чтобы обходить законы РФ.

Приведенные ниже разъяснения показывают, что обращение обманутых дольщиков с иском к современному ЖСК заведомо обречены на провал.

В соответствии с действующим законодательством в договорах ЖСК фиксация окончательной цены квартиры просто невозможна. Более того, даже если в договоре она прописана, кооператив в одностороннем порядке по закону вправе ее изменить.

Кооператив может устанавливать и переносить сроки сдачи и заселения дома по своему усмотрению и в своих собственных интересах.

Дольщик, в принципе, не имеет права указывать в договоре фиксированную окончательную дату завершения строительства дома. Более того, правление ЖСК, в ряде случаев, просто не заинтересовано в скорейшей сдаче дома. Обычной практикой для ЖСК являются, так называемые, ежемесячные членские взносы. Например, правление ЖСК «Девятый корпус» на основе решения общего собрания из 11 человек установило ежемесячные членские взносы в размере 1500 рублей для каждого члена ЖСК. Если умножить эту цифру на количество квартир, то получается необлагаемый налогом доход около 360000 рублей в месяц.

Как следует из того же Устава ЖСК: «Членские взносы являются взносами, необходимыми для компенсации расходов ЖСК по совершению юридических и фактических действий в целях обеспечения  деятельности, предусмотренной Уставом ЖСК». В случае неуплаты членских взносов гражданин может быть исключен из членов ЖСК решением правления (оно же общее собрание)

Очень интересен тот факт, что дольщик, даже по решению суда, не может требовать немедленного возврата денег от ЖСК. А вот ЖСК, в случае не исполнения своих обязательств, сам определяет, когда и на каких условиях он возвратит полученные от дольщика денежные средства. Судебная практика показывает, что возврат денег от ЖСК может длиться годами и в итоге не закончиться ничем, в связи с невозможностью практически осуществить возврат.

В связи с определенной спецификой проведения ревизии в ЖСК, контролировать их финансовую и экономическую практику невозможно. Правила проверки и доступа к документации определяется опять же Уставом, который написан «по – понятиям».

В принципе, в ГК РФ существуют все необходимые статьи для привлечения виновных к ответственности. Необходимо лишь желание эти законы использовать.

Так, например, виды мошенничества, предусмотренные ч. 2 ст. 159 УК, квалифицируются, как «совершение деяния группой лиц по предварительному сговору или причинение значительного ущерба гражданину» (Согласно п. 23 Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 г. N 51 под организованной преступной группой (ОПГ) следует понимать устойчивую группу лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений).

Согласно ст. 35 УК РФ преступление, совершенное ОПГ может иметь место при техническом распределении ролей в том случае, когда один участник ОПГ находит подходящий объект недвижимости и продумывает организацию преступления. Одновременно, другой независимый участник ОПГ выступает в роли Застройщика или Проектировщика. Ну а третий участник ОПГ осуществляет юридическое сопровождение преступления. Все участники ОПГ несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

Зампредседателя Москомстройинвеста Александр Гончаров отмечает, что «В законодательстве, в отношении ЖСК у нас открытое поле, никакого регулирования, а все регулирование — это устав ЖСК. Фактически застройщики создают подконтрольные кооперативы, приглашают в них граждан, граждане вкладывают деньги — и все, судьба их денег никак не контролируется. Поэтому мы вышли с инициативой о внесении изменений в законодательство в части ЖСК. Мы хотим, что бы все взаимоотношения были урегулированы, чтобы осуществлялся контроль за работой ЖСК, за целевым использованием денежных средств застройщиков, чтобы законодательно была введена уголовная ответственность за нецелевое использование денежных средств»

По словам чиновника, после 2010 года, когда всех обязали работать по федеральному закону номер 214, количество регистрируемых в стране ЖСК увеличилось в разы.

Сейчас 2017 год. Благие пожелания чиновника, на решение которых так надеялись большинство членов ЖСК по всей России остались, как водится, декларацией о намерениях. Похоже государство устраивает существующее положение вещей. Тем более, что впереди новые банкротства и новые обманутые, а единственная альтернатива предложенная обманутым дольщикам для достройки брошенного застройщиком недостроя — создание ЖСК…

Автор: Максим Родионов, специально для «Сила в Движении»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *