Арктическая кудриномика

Северяне грозятся устроить заполярную Болотную, если их лишат последних льгот.

В правительство России в ближайшее время поступит документ, согласно которому может быть урезана так называемая Арктическая зона России. Это значит, что десятки тысяч людей, живущих в суровых условиях Крайнего Севера останутся и без того урезанных до предела в последние два десятилетия северных льгот. Или, как их ещё называют северяне – полярок.

Несмотря на то, что официально разного рода выплаты, живущим за Полярным кругом россиянам никто не отменял, разного рода бюрократические ухищрения уже привели к тому, что средняя зарплата, например, в Мурманской области мало отличается от средней зарплаты в Краснодарском крае. Так в 2013 году мурманчане (если верить официальной статистике) зарабатывали в среднем 34,5 тысяч рублей в то время, как жители Кубани около 28,5 тысяч рублей. Если учесть, что северянам приходится больше тратиться на тёплую одежду, поездки в отпуск, фрукты и проч., то ещё неизвестно, чьи доходы перевесят.

Но вот теперь жители таких промышленных городов Мурманской области, не расположенных на побережье Кольского полуострова, как Апатиты, Полярные Зори, Кировск, Мончегорск могут лишиться последних северных льгот.

Проект соответствующего акта поручено разработать и представить в срок до 18 июля 2013 года Министерству регионального развития России.

Губернатор Мурманской области Марина Ковтун обратилась к председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву с просьбой учесть предложения региональных чиновников при подготовке документа.

Ковтун напомнила, что Россия является участницей международных договоров и соглашений, согласно которым вся территория, находящаяся севернее Полярного круга относится к Арктической зоне. Однако федеральные законодатели считают необходимым использовать в качестве основного критерия отнесения территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований к Арктической зоне Российской Федерации общепринятый политико-географический критерий – севернее Полярного круга (66°33’ с.ш.).

В свою очередь представитель Мурманской области в Совете Федерации Игорь Чернышенко и депутат Государственной Думы Валерий Язев обратились к министру регионального развития РФ Игорю Слюняеву с обращением, из которого следует, что урезание Арктической зоны России может привести к негативным последствиям не только для области, но и всей страны.

Обычно довольно спокойные северяне отреагировали на очередной сюрприз, который готовится преподнести им российское правительство, только в интернете, но довольно эмоционально. Как показывает новейшая история России и не только, от интернета до негодующих масс на площадях один шаг. Так, на форуме газеты «Мурманский вестник» уже появились гневные высказывания местных жителей.

Вот что пишет Ольга: «Если Полярные Зори исключат из Арктической Зоны,я вообще не представляю как мы будем жить?! У нас в городе самая высокая квартплата,самые высокие цены в магазинах. Всё ориентировано на работников КАЭС (Кольской атомной электростанции – «СП»). Но никто не считает,что работников этих всего 3 тысячи из 17 тысяч населения.У остальных крохотные оклады,а в образовании вообще доплачивают до прожиточного минимума! Я работаю в Теплоэлектроснабжении,а оклад у меня 5500! Как жить без полярок и коэффициента? Пусть губернатор не «обращается с просьбой», а требует, если надо – зубами грызёт!!! Если примут такое подлое решение и исключат половину области из районов Крайнего Севера, то самой Ковтун на посту губернатора не удержаться и дня! Это будет почище Болотной площади!»

«Если будет принят этот несуразный закон,народ будет вынужден покидать Север и перебираться в другие районы, — соглашается с ней Валерий. – С нашими ценами за ЖКХ и на продукты жизнь с такими зарплатами станет невыносимой.Значит север начнет терять свой потенциал как рабочий,так и интеллектуальный… Мы уже привыкли к тому, что наше правительство сначала принимает дурные законы,а потом благополучно их же и отменяет. При этом говоря, какие они молодцы…»

Между тем, проблема гораздо шире, чем просто один, мягко говоря, не продуманный документ. Само его наличие говорит о том, что вопреки принятой недавно Правительством России «Стратегии развития Арктики до 2020 года» и массе красивых слов, федеральным чиновникам мало дела до Севера, как, впрочем, и до всего, что происходит за пределами Садового кольца, если это не обогащает их лично.

— Я понимаю, что возможное урезание Арктической зоны связано с недостатком денег в бюджете. Конечно, это ошибка. – Говорит генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв. — Холод никуда не денется, климат не смягчится от того, что чиновники подпишут соответствующие бумажки. Северяне и со льготами-то живут хуже, чем в Москве, мягко говоря. Исходя из здравого смысла, льготы надо сохранять. Но чиновники из-за того, что бюджет «перенапряжён», решили за счёт этого спасать ситуацию. Я бы на их месте поискал другие статьи для экономии. Кстати, и реформа образования и науки, она про то же самое – как бы нам поменьше тратить.

 — С другой стороны, те же чиновники нам говорят о необходимости сохранения человеческого потенциала на Севере. Является ли этот документ знаком, что вопреки всяким красивым словам, чиновники будут делать ставку на вахтовых рабочих на Севере, в том числе с привлечением мигрантов?

— Я не думаю, что кто-то так сложно сидел и размышлял. Вы переоцениваете умственные упражнения наших чиновников. Речь идёт о довольно простой вещи. Надо где-то урезать расходы и вот здесь можно это сделать так, чтобы не пострадало наше министерство. А что будет потом – пусть за это отвечает другое министерство. Минрегион с Минфином за то, что где-то кто-то далеко на Севере не получит денег, отвечать точно не будут.

Хроническая болезнь чиновничества в том, что они отвечают не за страну, а за работу своего ведомства. «Поквартальное» мышление наших бюрократов и приводит к таким парадоксальным документам, вроде того, что мы обсуждаем. Если исходить из того, что нам осталось жить пол года, чиновники абсолютно правы – сэкономят деньги, заткнут в бюджете дырки. А то, что в стратегическом плане такие решения ведут к тупику – об этом никто не думает. Зачем так долго и сложно размышлять?! Тем более если размышлять чиновникам не чем.

 — Приведёт ли данное решение к усилению оттока населения с Крайнего Севера?

— Это сложный вопрос. Притока населения не будет точно. Но многих нет денег даже на отъезд. Чтобы уехать, тоже нужны деньги. Процесс вымывания людей с Севера идёт давно – многие из тех, у кого есть средства, энергия стараются переехать в более тёплые края. Это очень похоже на то, что происходило и происходит в Средней Азии – уезжают молодые и здоровые, остаются пенсионеры и бедняки. Не факт, что даже современный уровень «полярок» и всяческих надбавок поможет сохранить там население. Потому что северные коэффициенты советского времени во многом компенсировали людям трудности жизни в заполярных условиях. А теперь – нет. Вот вам и вся разница в подходе государства к решению задач тогда и сейчас.

 — К чему может привести подобная недальновидная политика?

— В том-то и дело, что нет стратегии, но есть тактика, которая и приводит к тому, что практически со всех окраин России люди стекаются в Среднюю полосу. В итоге это может привести к деградации и даже потере некоторых территорий. Вместе с тем, перенаселение центра России нам не грозит. Убыль жителей России прекратилась в основном за счёт миграции, а не за счёт естественного прироста коренного населения. А вот то, что социальная структура центральных регионов ухудшится – это точно. Приезжие, которые приезжают без денег, но им при этом надо где-то ещё жить, как-то кормить себя и детей – увеличивают процент бедности, Это объективный процесс, свойственный для всех стран.

 — Может быть, остаётся надежда, что часть функций государства по социальному обеспечению людей на Севере возьмёт на себя бизнес? Ведь он нередко заинтересован в освоении природных богатств Арктики.

— Что касается нефтяных и газовых компаниях на Севере, то отчасти это уже имеет место. Если тому же Газпрому необходимо развивать добычу на Крайнем Севере, он и людей привезёт и дома построит, и найдёт деньги на хорошие зарплаты. Но в целом у нас и бизнес сегодня мыслит в масштабах «трёх дней». И дальше эксплуатации старых месторождений, и в редких случаях освоения новых никто думать не хочет. В итоге, мы можем придти к тому, что либо потеряем Крайний Север, либо придётся всё отстраивать по новой на том же месте. Сначала будут уезжать люди, рушиться дома, а потом снова начнут вкладывать огромные деньги в строительство заполярных коммуникаций.

В нашей истории нечто подобное уже было, когда строили железную дорогу вдоль Северного Ледовитого океана. Её почти построили, а потом вдруг решили, что она больше не нужна. Паровозы до сих пор находят в тундре.

— По большому счёту наше правительство продолжает так называемую политику социального дарвинизма, при которой происходит урезание социальных статей бюджета. – Считает независимый экономист Владислав Жуковский. –Попытка урезать северную арктическую зону – яркий пример, как руководство пытается экономить на собственном населении. При этом колоссальные средства идут на реализацию так называемых имиджевых проектов, которые отличаются крайней коррупциогенностью.

Все двухтысячные годы проходили под знаком скрытой приватизации бюджетной сферы и коммерциализации социальных услуг. При том, что в России по оценкам Института социологии РАН 70 процентов населения относится к категориям бедных и нищих слоёв общества.

Что касается урезания Арктической зоны, то подобная «мера экономии» вполне укладывается в общую политику Минфина. Там считают, что надо любой ценой закончить год без дефицита, никому денег не дать, положить в нефтегазовую кубышку и вывезти за рубеж. Они эту стратегию реализуют. Буквально на днях был опубликован отчёт по исполнению федерального бюджета за первое полугодие 2013 года. Если доходная часть бюджета исполнена на 48 процентов, то расходная – на 44 процента. То есть на 6 процентов меньше, чем необходимо. Тот колоссальный профицит бюджета, который мы получили в первой половине текущего года, равный почти проценту ВВП, обусловлен тем, что государство не выделяет денег на самые необходимые расходы.

Что называется, «кудриномика» в действии. Никого не волнует, что промышленность Мурманской области и без того в не лучшем состоянии. Это дотационный регион и местная власть не в силах возместить своим бюджетникам выпадающие федеральные ассигнования.

При всём этом у нас меньше месяца назад Правительством принято решение провести повышение уровня зарплат наших замечательных чиновников. Причём, как федеральных, так и региональных. С тем, чтобы их средний уровень дохода уже через несколько лет на 70 процентов превышал средний уровень дохода по региону. То есть кормить почти полуторамиллионную армию чиновников, половина из которых уже просто превратились в паразитов на теле нашей экономики – святое дело.

Руководитель Лаборатории океанологических и климатических исследований Антарктики Института Арктики и Антарктики Александр Клепиков уверен, что зачастую к территориям Крайнего Севера могут быть отнесены даже те регионы, которые находят намного южнее Полярного круга. Поэтому лишения «арктического статуса» половины Мурманской области крайне необдуманный шаг.

— У нас вечная мерзлота тянется до границ Монголии, поэтому везде надо подходить индивидуально.  Грубо говоря, до Урала можно к Крайнему Северу относить всё, что находится севернее Полярного круга. Но чем дальше на Восток, тем дальше отодвигаться эта зона. Взять хотя бы Камчатку. Формально она находится далеко от Полярного круга. Но в Советское время разного рода льготы и коэффициенты там были одними из самых высоких в стране.

Автор : Алексей Полунин.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *