Инфляцию заказывали?

Цены растут быстрее прогнозов, да кто бы сомневался. Мой пост — о том, что разгоняет в России инфляцию

Инфляция с начала года уже накопила 6,1%. Это больше всей годовой нормы, на которую рассчитывали чиновники (6%). А ведь еще начало декабря на дворе, не 31 декабря.

На сколько же цены вырастут за год? За минувшую неделю инфляция составила 0,1%, стало быть, за месяц где-то 0,5%. Если грубо, за 2012 год цены вырастут на 7%. Именно так сказал министр экономики России Андрей Белоусов в августе. Тогда уже было понятно, что в прогноз начала года мы не уложимся. Впрочем, здесь есть более тонкая интрига. И она была очевидна еще в начале этого года.

Тогда, сразу после новогодних праздников, неожиданно завязался спор между Минфином и Минэкономики. Минфин (и Центробанк) уже тогда боялись, что в прогнозные параметры инфляции уложиться не получится. Эти ведомства призывали искусственно ограничить экономический рост с тем, чтобы инфляция все-таки не вышла из берегов. Поясню: при высоком росте экономики инфляция тоже высокая. Минфин можно понять: они отвечают не за рост, а за инфляцию. Минэкономики, которое награждают или наказывают как раз за параметры экономического роста, выступало резко против. До поры дискуссия затихла. А осенью вдруг снова оживилась. Первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев начал говорить о том, что мы не уложимся в прогноз по инфляции (что и случилось). Об ограничении роста экономики он публично, конечно же, не сказал. Но те, кто понимает расклады сразу вспомнили январский подковерный спор.

Впрочем, суть дискуссии потерялась сама собой. Рост экономики России замедлился без каких-либо усилий и без конспирологии. Ждали 4,2%, получим, скорее всего, 3,3%.

Хотелось бы сразу разграничить два момента. Во-первых, никто в январе не предвидел, что инфляция в самом деле будет высокой, а рост экономики низкий. Чиновники — это люди, которые живут категориями «как бы чего не вышло». Их работа — предвидеть угрозы их креслу. Именно поэтому часто чиновники выступают со страшилками, которые существуют лишь в их головах. Спор между ведомствами в январе был чисто теоретическим. А вот если, дескать, инфляция превысит, и нам не поздоровится, что тогда?

Тем временем экономика, скажу даже несколько высокопарно — народное хозяйство — развивалось в этом году по своей логике. И так получилось, что опасения чиновников-финансистов стали реальностью. Ну а как так получилось?

Давайте всмотримся в данные Росстата за минувшую неделю. Спорим о 6-7%. За год. А яйца за неделю (!) подорожали на 1,3%! Хлеб, мука, пшено прибавили по полпроцента. Зато подешевела баранина, мусульманские праздники прошли.

Итак, продукты и именно продукты разгоняют в России инфляцию. Даже не бензин, даже не тарифы ЖКХ. Добро пожаловать в мир бедных стран! Точно такой же расклад — в Марокко, Судане, Кении… Есть урожай, цены снижаются, нет — растут. Проблема в том, что Минфин не может предвидеть виды на урожай. И Минсельхоз не может.

Это грустно и обидно, товарищи. Россия была аграрной страной в XIX веке. Это воспринималось нормально — аграрными странами были Австро-Венгрия, да и даже США. Прошло мягко говоря много лет. Была индустриализация при Сталине, потом вторая — при Косыгине (то есть при Брежневе). Результаты впечатляют. А все ж таки с подойником ходим в Минфин. Березки рулят, как сказала бы продвинутая молодежь. А что бывает с чисто аграрной страной в наше время, видим по Египту, где опять волнения, потому что кушать нечего.

Автор : Роман Иванов, специально для «СвД».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *