Казань. Обманутые государством дольщики «Свея»

АННА КРИНДАЧ, ДОЛЕВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, ОБМАНУТЫЕ ДОЛЬЩИКИ, СИЛА В ДВИЖЕНИИ,

В дополнение к обвинению в мошенничестве с деньгами дольщиков Рашид Аитов может получить новое — в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности

Как стало известно «Реальному времени», ущерб по уголовному делу «Свея» приблизился к 140 млн рублей, в числе потерпевших, которых уже 53 человека, есть гражданин Эстонии, а также жители пяти регионов России, включая даже Ямало-Ненецкий округ. Большая часть обманутых вложились в дома ЖК «Золотая середина», которые продавцы жилья и застройщик обещали поднять до 18 этажей. Как выяснило «Реальное время», потерпевшие и обвиняемый учредитель «Свея» Рашид Аитов уже приступили к ознакомлению с результатами экспертизы, которая признала опасным дом на Чистопольской под строительным номером 6. Выводы экспертов возмутили обманутых дольщиков.

Инвалид из Бугульмы и полицейский с КамчаткиНакануне Первомая у забора замершей стройки на Чистопольской собрались дольщики 6-го дома «Свея». В их числе те, кто купил квартиры в незаконной шестой секции и на «лишних», по версии исполкома Казани и следствия, этажах. По просьбе журналиста «Реального времени», они согласились сделать общий снимок и рассказать свои истории.В числе обманутых 68-летняя Равиля Лутфуллина, техник-геолог на пенсии и пациентка ведущих республиканских клиник. У женщины — сахарный диабет, она перенесла шунтирование, стентирование, прикована к инвалидной коляске. Ее 29-летний сын Камиль Садыков рассказывает, что в Казань из Бугульмы семья, продав квартиру, перебралась, чтобы дать матери возможность лечиться: «На новую квартиру денег не хватило, вложились в долевое — 6 подъезд, 15 этаж. С тех пор снимаем жилье. И ждем, когда достроят».

— Но ваш этаж исполком и эксперты считают «лишним», — напомнила корреспондент «Реального времени».

В числе обманутых 68-летняя Равиля Лутфуллина, техник-геолог на пенсии и пациентка ведущих республиканских клиник

А почему власти это допустили?! У меня претензии не столько к Аитову, сколько к городским властям — разве они не видели, что стройка и продажи идут?! Если не могут сдать этот дом, пусть деньги вернут!

Это настоящий правовой беспредел, ну и коррупция, конечно! — добавляет пенсионер МВД Лилия Хайруллина. — Мы вот с Камчатки переехали и решили здесь квартиру купить для дочки — на 12-м этаже. А теперь вдруг слышим, что «дом не выстоит». Я собираюсь подавать в суд на исполком Казани: раз не контролировали и допустили строительство, не приостановили регистрацию договоров в регпалате — они должны ответить. Это прямая вина таких, как Нигматзянов… На них возложен ежемесячный контроль за объектами долевого строительства.

Тут надо отметить, что высотка «Золотой середины» теперь уже действительно находится в зоне повышенного внимания властей Казани и республики, (когда дольщики уже оказались обманутыми и «выросли», как всегда неожиданно для контролирующих строительство государственных учреждений «незаконные этажи». Кому из потерпевших стало легче от этого повышенного внимания?! — прим. ред.). Она располагается на первой линии улицы Чистопольской и вблизи трех крупных спортобъектов. Слева от злополучной 18-этажки — «Казань Арена» и Дворец водных видов спорта, справа — спорткомплекс «Олимп». О своем желании судиться с властями на встрече заявили еще несколько дольщиков.

Две экспертизы

С результатами экспертизы, которая поставила крест на высотном статусе дома 6, большинство дольщиков пока не ознакомились. На прошлом заседании в Арбитражном суде РТ по иску исполкома к «Свею» присутствовали немногие, но те кто был, возмущены позицией городской власти. Говорят, что именно позиция представителя исполкома стала решающей при рассмотрении ходатайства — признавать ли дольщиков третьей стороной с правом голоса или оставить зрителями на столь важном для них процессе. «Свей» был «за», исполком — «против». И представитель судебной власти согласился с властью исполнительной.

А что, у кого-то были сомнения в нашей судебной системе и нашем самом правовом государстве?! Похоже были, раз дольщики решили в суде доказать власти, что она их неправедно ограбила — прим. ред.

На заседании арбитража был озвучен главный вывод экспертов КГАСУ во главе с завкафедрой оснований, фундаментов, динамики сооружений и инженерной геологии Илизаром Мирсаяповым: 18-этажка на Чистопольской (тот самый 6-й дом «Свея») небезопасна и ее эксплуатация возможна лишь при «сокращении» девяти этажей. Как выяснилось, тот же Мирсаяпов поучаствовал в другой судебной экспертизе, проведенной в рамках уголовного дела под руководством эксперта строительно-технических исследований экспертно-криминалистического отдела СУ СКР по РТ Ильнара Сабитова. Именно с ее результатами уже знакомят Рашида Аитова и потерпевших. От последних «Реальному времени» удалось выяснить, в главном экспертизы схожи, в деталях — различаются.

Эксперты сообщают, что дом вообще строился без полноценного и утвержденного проекта, а часть документации создавалась уже после возведения каркаса. 

Что интересно. Эксперты сообщают об этом только сейчас. А где эти эксперты были раньше? Похоже до этого, государственные службы обязанные контролировать жилое многоэтажное строительство, совершенно не занималось своими прямыми обязанностями. Интересно, чем же они занимались и получали за это зарплату из государственного бюджета?! — прим. ред.

В частности, следователи СУ СКР по РТ адресовали экспертам лишь два вопроса. Первый был таким: «Соответствуют ли проектной документации фундамент и несущие конструкции незавершенного строительством 18-этажного дома на Чистопольской?» В ответ эксперты сообщают, что дом вообще строился без полноценного и утвержденного проекта, а часть документации создавалась уже после возведения каркаса. Кроме того, по результатам контрольных вскрытий специалисты выявили на нескольких этажах «недопустимые отклонения в толщине защитного слоя бетона», а также отсутствие в одной блок-секции, начиная с перекрытия 9 этажа, термовкладышей из пенополистирола. Кроме того, обмеры показали, что высота плитного ростверка (монолитный фундамент) на 100 миллиметров меньше проектных 850 мм.

Второй вопрос следствия звучал так: «Не создает ли угрозу безопасности жизни и здоровью граждан имеющийся фундамент и каркас этого незавершенного дома согласно требованиям СНиП и Градостроительного кодекса РФ?» Ответ: объект построен «с многочисленными нарушениями и отступлениями от строительных норм и правил», а строительные конструкции каркаса, в их числе — колонны, железобетонные стены, плиты перекрытия и лестничные марши «имеют дефекты и повреждения, недопустимые ФЗ № 384 от 30.12.2009 г. » Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», требованиями ГОСТ «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» и сводом правил «Бетонные и железобетонные конструкции».

Самый главный вопрос: «Где же эти эксперты были раньше?», который изначально мог бы исключить два последующих вопроса. Так и не прозвучал из уст следователей СУ СКР по РТ. Хотя начинать в таких случаях всегда надо именно с него. Через некоторое время, смотришь, а проблемы то уже и нет. Рассосалась и исчезла. Если бы следствие начало сразу задавать правильные вопросы. Но не хотят почему-то наши доблестные правоохранители задаваться такими вопросами. Видно выгодно кому-то, чтобы проблемы, а с ними и социальная напряженность росли и дальше — прим. ред.

Техническое состояние надземных конструкций 18-этажки «Свея» эксперты назвали «ограниченно работоспособным». Их выводы: «допустимая нагрузка на железобетонные сваи от 2 до 153% меньше, чем расчетная вертикальная нагрузка на сваи от здания», «осадка основания фундамента до 71% больше, чем допустимые сводом правил СП 22.133302011 „Основания зданий и сооружений», ну а «прочность плитного ростверка на продавливание колоннами каркаса меньше требуемой сводом правил СП 63.13330.2012 “Бетонные и железобетонные конструкции» до 49%».

Восстановление несущей способности и эксплуатационной пригодности конструкций надземной части объекта «возможно при выполнении работ по усилению в соответствии со специально разработанным проектом» 

Приговор «лишним» этажам

В целом техсостояние плитно-свайного фундамента объекта специалисты считают аварийным и представляющим угрозу для жизни и здоровья граждан при эксплуатации объекта. Таковым эксперты считают и все здание. Однако отмечают — восстановление несущей способности и эксплуатационной пригодности конструкций надземной части объекта «возможно при выполнении работ по усилению в соответствии со специально разработанным проектом», хотя это «может привести к существенному увеличению стоимости и снижению эксплуатационных качеств жилых помещений и, как следствие, — к ущемлению прав и интересов граждан».

В то же время, по мнению судебных экспертов, «все возможные в настоящее время варианты усиления свайного основания и плитного ростверка практически нереализуемы». С учетом уже имеющейся нагрузки, а также технических сложностей с бурением дополнительных свай. Устанавливать их «затруднительно из-за ограничений по высоте цокольного этажа и наличия плотного железобетонного ростверка», а бурить через ростверк — значит, ослабить плиту.

«Дальнейшая безопасная эксплуатация плитно-свайного фундамента возможна только при уменьшении нагрузок от здания на 50%», — этим окончательным выводом эксперты Сабитов и Мирсаяпов фактически провозгласили приговор построенным выше девятого этажам. И добавили весу претензиям в адрес учредителя «Свея» Рашида Аитова, ныне пребывающего под стражей. На данный момент он обвиняется лишь в мошенничестве с деньгами дольщиков, дома которых так и не были построены. Однако по результатам экспертизы вскоре ему может быть предъявлено обвинение еще и в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ). Адвокаты Аитова ситуацию не комментируют — с них взяли подписку о неразглашении материалов следствия.

С территории недостроенной 18-этажки на Чистопольской вскоре могут вывезти строительный кран

Со стройки хотят увезти кран

По данным СУ СКР по РТ, потерпевшими по делу «Свея» в настоящее время признаны 53 дольщика, из которых 47 человек вложились в два дома ЖК «Золотая середина» — один из которых замер на уровне 9 этажей, другой успел вырасти вдвое выше. При этом вопреки уверениям некоторых чиновников продажи велись даже на тех этажах, разрешения на которые у застройщика не было. К примеру, по дому 3 на Четаева потерпевшими в числе прочих признаны 19 покупателей жилья на не построенных этажах выше девятого, а в доме 6 на Чистопольской — 15 купивших жилье «выше крыши» в доме, который эксперты называют аварийным.

Кстати, в числе потерпевших — 27 казанцев и 11 жителей других городов и районов РТ, а также три человека из Башкортостана, по двое из Чувашии и Ямало-Ненецкого автономного округа, один — из Марий Эл. Есть даже иностранец — гражданин Эстонии. Ущерб по уголовному делу за последние месяцы удвоился и сейчас составляет 138 млн рублей. И это несмотря на то, что многие из бездомных дольщиков не спешат писать заявления о признании их потерпевшими — ждут чудесного возобновления стройки.

А между тем с территории недостроенной 18-этажки на Чистопольской вскоре могут вывезти строительный кран. В минувшую субботу об этом охраннику объявил механик строительного управления механизированных работ, сообщив, что срок аренды техники закончился, а за «Свеем» числится долг. На стройку механик приезжал, чтобы забрать запасной двигатель для крана. Кстати, сейчас попасть на этот объект может практически любой — часть ограждения просто отсутствует. Стройка замерла на стадии остекления окон, последний раз рабочих на этом объекте дольщики видели в декабре 2015-го. На данный момент разрешения на строительство здания нет.

Стройка замерла на стадии остекления окон «Тут ведь не курятник строили!»

Но вернемся по эту сторону забора, к собранию дольщиков. На мой вопрос: «Есть ли среди собравшихся те, кто считает недостроенный 18-этажный дом опасным?» люди громко отвечают: «Нет!» «Не верим мы этой экспертизе! Все так строят, наверное, Аитов кому-то дорогу перешел», — делится предположением мать двух детей и медсестра по профессии. Она ссылается на слова такого же обманутого дольщика из числа строителей о том, что качество работ и материалов было высоким и дом изначально был рассчитан на 18 этажей.

«Если ответственные сотрудники исполкома Казани и Госстройнадзора знали о нарушениях, почему не остановили стройку? Тут ведь не курятник строили!», — возмущается пенсионерка Флюра Загрутдинова, которая после продажи своей квартиры в Казани мыкается с беременной дочерью по чужим углам. Оправдан и другой вопрос пенсионерки: «Почему никто не наложил запрет на регистрацию купли-продажи квартир выше девятого этажа в Регпалате? Ведь тогда бы не было обманутых дольщиков!..»

Секреты большой казанской стройки без проекта и разрешений наверняка известны обвиняемому Аитову, но схема держалась не на одном человеке. Напомним, после посадки шефа подалась в бега главбух «Свея» Дина Ганеева, а в собственности рядовых работников компании обнаружились десятки квартир. Кстати, нечистые на руку торговцы умудрялись продавать разным людям одну и ту же квартиру сначала по договору инвестирования, а затем — по регистрируемому в Регпалате договору долевого участия. Вот так последний покупатель получал больше прав, а продавцы больше денег. Всех пострадавших от этой большой строительной аферы еще предстоит установить.

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *