Команда ФАС для приватизаторов

Федеральная антимонопольная служба предрекает стране катастрофическую нехватку бензина. Со ссылками на официальные источники пресса сообщает, что за ближайшие три года дефицит автомобильного топлива в России вырастет в 70 раз. Легко догадаться, что это может значить для экономики в целом: резкий рост цен, всплеск инфляции, потеря рабочих мест, а местами — нехватка продовольствия и товаров первой необходимости.

Обычно подобного рода мрачные прогнозы звучат из уст оппозиционных экономистов, да и они редко позволяют себе предрекать столь масштабные катастрофы. Тем более странно, когда источником таких панических слухов оказываются структуры, являющиеся частью самой власти, такие, как ФАС. И если уж вместо того, чтобы нас успокаивать и объяснять нам как всё прекрасно, чиновники начинают нас пугать, значит, это кому-то очень надо. Вопрос — кому и зачем?

Дефицит бензина, конечно, возможен, но столь масштабный кризис просто не может возникнуть «вдруг». Российским производителям необходимо модернизировать свои производственные мощности, об этом говорилось уже на протяжении многих лет, и сейчас они подошли к рубежу, когда техническое перевооружение становится просто неизбежным. Без технологической модернизации невозможно будет не только развиваться, но и поддерживать уже существующий уровень производства. Два года назад 12 российских нефтяных компаний заключили соответствующие четырехсторонние соглашения с ФАС, Росстехнадзором и Росстандартом. Государство обязало их модернизировать оборудование на нефте-перерабатывающих заводах и повышать класс произведенного топлива. Изменения в техрегламент были одобрены осенью 2011 года. Антимонопольная служба, предрекая катастрофический дефицит, ссылается на эти решения, в подготовке которых она сама же принимала непосредственное участие!

На самом то деле, однако, проблема как раз в том, что ФАС не согласовывает регламент, на который ссылается — если бы техрегламенты были вовремя согласованы и их подписание затягивалось бы ФАС, то особых проблем с модернизацией бы не было. При этом чиновники антимонопольного ведомства объясняют, что,коль скоро старый техрегламент не изменен, по нему можно работать дальше. Как будто они не знают, что речь в там идет об устаревших стандартах «Евро 3», которые заведомо не выгодны крупным компаниям, ориентированным на сбыт продукции в крупных городах и на экспорт. Между тем, до сих пор не принят техрегламент модернизации именно на стандарты «Евро 4» и «Евро 5», о чем представители ФАС почему-то забывают.

Иными словами, получается, что антимонопольная служба сама тормозит модернизацию отечественных нефтяных компаний, а потом сама же распространяет в прессе информацию о надвигающейся вследствие этого катастрофе! Подобные действия могут быть возможны лишь с молчаливого согласия правительства. Загадка разрешается сама собой, как только мы обнаруживаем, что соответствующее направление курирует вице-премьер Аркадий Дворкович, по совместительству организующий процесс приватизации.

Схема проста и отлажена ещё с начала 1990-х годов. Либеральная часть правительства сама понижает эффективность государственных компаний и сама же организует их передачу в частные руки под предлогом наведения порядка. Разоблачительная кампания в прессе создает благоприятную атмосферу для принятия соответствующих решений. Тем более, что нет недостатка информации о плачевном положении дел. Ведь эти сведения передают журналистам сами люди и ведомства, организующие данный процесс.

Сегодня речь идет об очередной попытке вернутся к теме приватизации госкомпаний нефтяного сектора. Это самый лакомый кусок из всего того, что осталось в собственности правительства, и распределить его хочется между своими — пока обстоятельства не осложнились появлением новых претендентов или, того хуже, попытками общества установить контроль над остатками «народного» имущества. Цены на хлеб и бензин — очень удобный инструмент, чтобы манипулировать массовым сознанием — любая информация об их росте вызывает волнение и всплеск недовольства. Тут только важно это недовольство в нужную сторону направить. Игра рискованная, но она стоит свеч. И до тех пор, пока либеральные масс-медиа дают обществу нужную либеральным чиновникам интерпретацию событий, можно пытаться убедить общественное мнение в необходимости очередной приватизации.

Тема неэффективной работы госкомпаний с равной легкостью подхватывается комментаторами самого разного толка. Их менеджмент плохо управляет предприятиями. Они не выполняют обязательств по модернизации, они создают дефицит топлива, они виноваты в повышении цен на бензин. Но вместо ответа на вопрос о том, что может быть сделано для того, чтобы исправить положение, нам подсказывают готовый и универсальный рецепт — всё отдать в частные руки, которые уже тянутся к казенной собственности.

Характерно, что сторонники приватизации прикрываются заботой о благе потребителя и, обязательно, интересами мелкого бизнеса, который непременно расцветет после того, как крупный капитал захватит в свои руки остатки государственных монополий. В данном случае речь идет о некотором количестве мелких «керосинок», выживших после первого передела собственности в 1990-х годах. Однако трудно представить себе развитие производства без модернизации крупных компаний, правительство по сути блокирует как раз это направление, хотя по логике вещей (и в соответствии с официальными заявлениями), оно и должно быть в данный момент приоритетно для государства. Тормозя принятие регламента, ФАС не только не дает компаниям конкурировать на международных рынках, но провоцирует кризис внутри страны!

Чиновники, которые должны, если верить их собственным заявлениям, заботиться о  государственных интересах, на самом деле вполне сознательно лоббируют интересы определенной группы лиц, уже открыто заявляющей о своих претензиях на различные объекты казенного имущества. В свою очередь вице-премьер Дворкович не особенно даже скрывает свою роль в качестве координатора всех этих усилий, подчеркивая, что именно приватизация любой ценой является его главным приоритетом. Антимонопольная служба из регулятора рынка в интересах потребителя превращается в орудие раздела и перераспределения собственности, формально сохраняя статус нейтрального органа, стоящего «над схваткой». Проблема лишь в том, что в таких играх очень легко незаметно перейти границу — бензиновый кризис, провоцируемый таким способом, может из виртуального превратиться в реальный. И совершенно не очевидно, что столкнувшись с его последствиями, население России будет реагировать именно так, как подсказывают ему либеральные комментаторы.

Автор : Борис Кагарлицкий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *