Накопление нерешенных проблем означает не то, что решений вообще нет, а то, что возможности привычных решений исчерпаны.

Не люблю разговаривать с единороссами. Нет, не из-за политических разногласий. Какие могут быть политические разногласия, если у людей нет ни четких взглядов, ни внятной идеологии? Нет, совсем не в том дело.

Начинаешь очередному начальнику или депутату высказывать какие-либо критические замечания, а он вас тут же прерывает и почти кричит: «Ничего вы не понимаете, всё обстоит во много раз хуже, чем вы думаете!»

 

И потом начинает всё разбирать по косточками, да ещё с такими деталями и подробностями, что волосы дыбом. От таких разоблачений просто жить не хочется. И вот, завершив сию ламентацию, собеседник неожиданно меняет тон, повторяя один и тот же неминуемо риторический вопрос: «А что вы прикажете с этим делать?»

 

Вывод неминуемо следует, что все меры, которые в принципе могут быть приняты, уже принимаются, всё, что может быть сделано, уже делается, а если всё это не приносит ожидаемого результата, то, значит, вообще ничего не может получиться. После такого разговора остается только вешаться. Или пить водку. Чем обычно всё и заканчивается.

Однако накопление нерешенных проблем означает не то, что решений вообще нет, а то, что возможности привычных решений исчерпаны. Нужны радикально иные подходы, перемены, выходящие за пределы обычных и комфортных телодвижений. Нужно действовать не просто иначе, но — иными методами и средствами. Попросту говоря, если перед вами водная преграда, отсюда не следует, будто она непреодолима, но с очевидностью следует необходимость пересаживаться с телеги на лодку.

О том, что одной лишь критикой делу не поможешь, начинают (правда, с трудом) понимать даже оппозиционеры. Отсюда известная формулировка сторонников выборов в Координационный Совет: настало время обсуждения программ. Беда в том, что время обсуждения программ как раз ещё не настало. Программы у отдельно взятого человека быть не может. Вернее, не может быть политической программы. Её может принять только политическая организация. И речь разумеется, идет не о нескольких листочках бумаги с соответствующим красивым названием, а о практической программе действий, которая может и должна быть выполнена за счет коллективных усилий больших масс людей.
Разумеется, идет дискуссия. Но это не обсуждение практических проблем, а сравнение идеологий. Для чего вообще нужна идеология? Почему за столько лет, после того, как столько раз говорили про «конец идеологии», без неё не обойтись? Потому что идеология это сумма принципов, позволяющих нам быстро находить практическое решение в конкретной ситуации. Либералы будут в одинаковой обстановке одно решение предлагать, социалисты — другое. Идеология это подсказка, алгоритм поиска решений, инструмент мышления, но не более того. Недостаточно иметь инструмент. Надо ещё им уметь пользоваться. Нет, не так! Надо хотя бы просто им пользоваться, а не демонстрировать в качестве украшения своего наряда или жилища. Серп и молот, которыми не работают, превращаются, как мы хорошо помним, из орудий труда в чисто декоративный элемент.
Собирание всех в одну кучу под лозунгом единства оппозиции (или, кстати, наоборот, во имя сохранения стабильности), как раз не позволяет сложиться коллективным программам, так же, как невозможно ничего нарисовать смешивая все краски сразу. Разделение — необходимый элемент созидания, и не помнят об этом именно потому, что про созидание на самом деле не думают.
Никакая смена власти сама по себе не решит проблему дорожного строительства или восстановления медицины, если те, кто собираются менять власть, не будут иметь перед собой четкой задачи строить дороги и приводить в порядок больницы. Не на уровне лозунгов, а на уровне практических планов, ради осуществления которых, собственно, за власть и нужно бороться.
Сколько бы мы ни говорили сегодня об идеях вообще, о «ценностях» и «принципах», нужны на данный момент даже не программы, а именно решения. И всю дискуссию надо строить совершенно иным образом.
Эти решения подспудно вызревают в обществе, но отнюдь не в политических дебатах, а в дискуссиях профессионалов, в низовых группах, организующихся для защиты конкретного права или интереса. Вполне понятно, что подобные дискуссии куда менее увлекательны, чем взаимное поливание грязью прокремлевских и оппозиционных политиков, обсуждение очередных нелепостей, показанных на канале НТВ, или разоблачение всепроникающей коррупции. Больше того, в ближайшее время нас, скорее всего, будет нести не к смягчению, а к обострению политических конфликтов, вовлекаясь в которые мы начинаем действовать по известному принципу: «Некогда думать, прыгать надо!»
Но думать всё равно необходимо. И необходимо ставить конкретные вопросы, формулировать практические задачи, осмысливать идеи для конкретных решений. Эта работа уже делается. И она будет сделана.

Автор : Борис Кагарлицкий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *