Наш исторический шанс еще не потерян.

Накануне юбилея Советского Союза (сегодня СССР исполнилось бы 90 лет) социологи поинтересовались у россиян, как они относятся к этому событию. Как следует из данных ВЦИОМ, более половины наших сограждан сожалеют о распаде Союза в 1991 г. и не считают его неизбежным.«СССР нес населявшим его народам экономическое, социальное и культурное развитие, а не эксплуатацию и угнетение. 56% россиян и сегодня сожалеют о распаде СССР. Неизбежным его считают только 35%», — отмечается в статье, размещенной на сайте ВЦИОМ.

При этом количество тех, кто сожалеет о распаде Союза, за десять лет несколько сократилось: в настоящее время их 56%, а в 2002 г. сожаление в связи с распадом СССР выразили 65% опрошенных.

Надо полагать, что в республиках бывшего СССР цифры будут еще красноречивей — ведь из всех государств распавшегося союза Россия самая благополучная в материальном плане. Тем более, что СССР распался вовсе не из-за национально-освободительного движения — такого просто не было. Весь распад страны произошел сверху, скорее вопреки, чем благодаря воле граждан.

Но что же тогда мешает поставить вопрос о восстановлении страны на государственном и даже межгосударственном уровне? Ведь во всех конституциях постсоветских государств записано, что высшими проявлением власти является референдум, то есть воля народа, выраженная непосредственно

Мы прекрасно понимаем, что власти любой из республик будут категорически препятствовать такому референдуму — именно царьки и ханы новых постсоветских государств, а также их окружение относятся к тому меньшинству, которое выиграло от распада СССР, и выиграло очень много.

Что такое был Назарбаев при СССР? Первый секретарь ЦК одной из союзных республик, очень большой начальник, но никак не хозяин Казахстана. Над ним была Москва, Старая площадь, ЦК КПСС. А теперь он — хозяин, Елбосы. Может наделять приближенных и родственников сокровищами, может низвергать их с олимпа, может даже казнить своих подданных без суда — и некому даже возразить.

Или поконый Туркменбаши Ниязов, будучи советским руководителем, мог мечтать, что его образ украсит национальную валюту, что еще при жизни ему воздвигнут величественные памятники и назовут его именем города? При этом нищета его подданных войдет в анекдоты, а возразить будет некому.

Или Путин, который к концу своего третьего (четвертого по сути) президентского срока побъет рекорд Брежнева по нахождению во власти — мог ли он, скромный офицер КГБ, надеяться стать одним из самых влиятельных людей на планете — и что самое важное, очевидно, самым богатым из людей? Сравните дворцы Путина с жалкой резиденцией Брежнева в Завидове, где тот ловил рыбу и угощал ей приезжавших к нему членов Политбюро и советников. А Путин «угощает» членов своего «политбюро» миллиардными состояниями.

Ну кто ж добровольно расстанется с таким счастьем?

Прошло довольно много времени, чтобы разобраться что к чему, чтобы увидеть все pro и contra распада страны на «независимые» государства. И в то же время — не слишком много, чтобы СССР и населявшие его люди стали историей. Мы же понимаем, что сокращение числа сожалеющих о распада СССР происходит в первую очередь за счет того, что люди умирают — среди тех, кому все равно или кто позитивно относится к произошедшему в 1991 году, 54% составляет молодежь. То есть люди, лично СССР не помнящие и не знающие.

Это значит, что времени на возможное восстановление союза в каком-то виде остается мало, и если оно пройдет — страна окончательно погибнет. Чтобы было понятно — СССР все еще жив, поскольку продолжает существовать советский народ. Такое уже бывало в истории, когда Рим пал, но римляне оставались, сохраняя остатки Рима на протяжении еще тысячи лет и даже более. И на протяжении всех средних веков проходили попытки возродить Империю — легионами Юстиниана и франками Карла Великого, германцами Габсбургов и испанцами Карла Пятого.

Но сегодня еще остается возможность возродить не идею СССР, а весь союз как он был, как мы его помним — разумеется, по возможности без тех недостатков, которые его в кончном счете и погубили. Ведь все империи рушатся изнутри. И хоть СССР не был империей, а был совершенно новой общностью людей, это правило подходит к нему полностью. Но мы все еще можем возродить не идею, а реальный СССР.

Пожалуй, именно эта идея может стать национальной идеей для нынешней РФ — возрождение. Разумеется, эту идею не может приватизировать никакой Путин. Его инициатива с Евразийским союзом — это скорее анти-СССР, это настоящая феодальная империя на новом технологическом уровне. Речь идет не о равноправном союзе национальных республик, а о колониальной постиндустиальной империи, да и слово «руспублика» для постсоветских государств как правило неподходящее.

Нет, идея возрождения СССР — это идея оппозиции, в этом ее коренная антитеза новой постсоветской власти — Советская власть. Мы еще можем вернуть то, что потеряно: оно, потерянное, еще живо. Мы — советский народ, и нас большинство на советском пространстве. Наш исторический шанс еще не потерян.

Автор : Анатолий Баранов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *