Осмелиться быть просто человеком

Вообще этот пост про «здесь и сейчас», что это такое и почему оно так важно

Здесь и сейчас — это когда прямо сейчас я осознаю, как я реагирую на то, что происходит прямо сейчас и понимаю, чего я хочу, и действую исходя из этого. Когда это происходит, жить просто и ясно и легко.

Здесь и сейчас не случается, если:

— я реагирую не на то, что происходит сейчас, а на то, что когда-то произошло и не разделяю прошлое и настоящее
— я реагирую не на то, что происходит сейчас, а на то, что еще не произошло, и не отделяю настоящего и будущего
— я реагирую не на то, что происходит сейчас, а на то значение, которое я придаю тому, что происходит сейчас
— я не осознаю своей реакции, не чувствую ее
— я осознаю, что я чувствую, но не понимаю, чего я хочу
— я осознаю чувства, понимаю, чего хочу, но ничего не делаю, чтобы это получить
— я вижу в другом человеке не его, а свое представление о нем или кого-то другого
— я не позволяю себе чувствовать, хотеть и/или получать желаемое
— я хочу того, что в здесь и сейчас невозможно
— я хочу от другого человека то, что он не может мне дать, или то, чего у него нет
— я пытаюсь быть не тем, кто я есть, а кем-то другим (лучше, чем я есть)

Такие вещи происходят тогда, когда человек бессознательно не хочет быть в здесь и сейчас, по разным причинам, которые можно свести к удовлетворению одной потребности — потребности в безопасности.
Например, быть собой (чувствовать, хотеть, предъявлять свою потребность и получать) может казаться небезопасным, и человек не проверяет этого, а просто уходит от реальности. И в этом случае «быть собой» (то есть позволять себе свои чувства и желания) — это как-то «плохо». Например, раздражаться или злиться, отказывать, защищать свои ценности и т.п.  И когда человек так делает, он залезает на пьедестал «хорошего, положительного человека», тем самым отказываясь взаимодействовать с реальностью.

Осмелиться быть просто человеком — это слезть с этого пьедестала и признать свое право вести себя так, как другим может быть не хочется, чтобы вы себя вели. Осмелиться быть человеком — это еще признать за собой право любить, хотеть и получать, не любить, не хотеть и отказываться. Быть не «во всем белом», а просто человеком со всеми его желаниями, страхами, уязвимостью.

Таинственное искусство быть самим собой… Нужно ли оно кому-нибудь в наше время, ведь теперь оно совсем не в моде? Все так странно в этом безумном мире! Все ценности перепутались, все словно перевернулось с ног на голову. Ее величество массовая культура навязывает свои законы жизни, «широкопотребительские» — «хочешь бери, хочешь не бери, хочешь соглашайся, хочешь не соглашайся, дело твое, но знай: все равно никуда не денешься». Все условия созданы для того, чтобы самому не думать, не иметь собственных критериев и собственной системы ценностей, — все условия созданы для того, чтобы жить плывя по течению. Быть может, ты сам покупал бы другие вещи, не те, что рекламируют, смотрел бы другие фильмы, слушал бы другую музыку и читал бы другие книги, думал бы иначе, занимался бы чем-то другим, имел бы другую жизненную позицию, если бы постоянно не попадался в одну и ту же ловушку. Стоит тебе только услышать: «Сейчас это самый писк», «Это престижно», «Это интеллигентно», «Это модно, круто, оригинально…», «Это дает хорошие деньги», «Это гарантирует успех» — и все твои благие намерения не плыть по течению улетучиваются. Стоить только услышать — и ты уже, не задумываясь, рванул… а куда, сам не поймешь.

Эта погоня за внешним блеском, этот бесцельный бег по кругу давно уже описан в знаменитой поговорке: «Слетаются, как мухи на мед, как мотыльки на свет». «Меда» нынче сколько угодно, да, к сожалению, и «мух» предостаточно…

Все прекрасно понимают, что в наше время качество и правда уже не в цене. Да кому до них дело, если самое главное — сделать хорошую рекламу, создать хороший имидж, хорошо подать продукт, кое о чем умолчать, кое-какие факты преувеличить или исказить, и любая ерунда станет востребованной, популярной, нужной и даже жизненно важной.

Зачем нужен совершенный слух и певческий дар? Ведь нынче, имея достаточно денег, можно любое «воронье карканье» с помощью современной аппаратуры превратить в «соловьиное пение», отрекламировать «новый проект», а счастливчику останется лишь попрыгать на сцене, открывая рот под фонограмму, — и вот уже сошла с конвейера очередная «мировая звезда».

Зачем нужно мастерство живописца, зачем долго учиться, кровью и потом совершенствовать свой талант? Если можно продать много модных картин тем, кто богат, но, как правило, мало что понимает в искусстве, — милости просим: компьютер за тебя отобразит любой кадр с фотографии, и тебе останется лишь немножко его «подкрасить».

Зачем нам переживать и волноваться, кто победит на очередных выборах? Все равно большинство голосов получит тот, чья команда имиджмейкеров лучше поработала. Голова кругом идет, стоит лишь подумать, что целый штат профессионалов месяцами трудится и получает зарплату за то, чтобы переписать в нужном русле биографию кандидата, сочинить за него речи и написать его предвыборную программу, чтобы переделать его внешность и создать ему новый образ, где-то разжалобить, а где-то спровоцировать электорат, где-то не побрезговать «черным пиаром» по отношению к конкурентам… И когда этот «живой продукт» наконец выходит в свет, невольно задаешься вопросом: а что осталось от самого человека, от его естества, что осталось от идеи, которая за ним стоит, в чем ее суть, ее правда, кого и что, собственно, мы поддерживаем?..

Получить высшее образование и остаться полным невеждой сегодня проще простого. Видите ли, потребительскому миру нужны узкие специалисты, абсолютно все знающие о своем «пункте А» и не испытывающие надобности знать что-либо о пункте «Б», «В» или «Г». Старая преподавательская гвардия не знает, что думать и что делать, когда после очередной реформы в вузах, воспитывающих узких специалистов, сокращают часы на такие «никому не нужные» предметы, как литература, история, философия, психология, культурология. А наша интеллигенция все больше славится количеством успешных коммерческих проектов, а не истинной эрудицией и реальными достоинствами души и ума.

Наверное, можно было бы очень огорчиться, глядя, как в очередной передаче типа «Последний герой», «Жадность» или «Дом-1, 2, 3, 4…» люди, сражавшиеся в одной команде, теперь подставляют друг друга и голосованием выгоняют человека, потому что деньги превыше всего, особенно превыше любых человеческих качеств, ибо «цель оправдывает средства».

Можно было бы, как советуют некоторые, закрыть глаза, переключить канал, выгнать детей из комнаты («А кто тебя заставляет смотреть? Ты свободен выбирать!») и попытаться заглушить тошноту, вызванную очередным месивом из ужасов, насилия, крови и абсурда («А что поделаешь: чего люди хотят, то и показываем»), которые мы смотрим по всем каналам, потому что рейтинг и коммерция превыше всего.

Можно было бы пожалеть молодежь и испереживаться за нее, пьянствующую в подъездах, балдеющую от наркотиков, сутками сидящую в Интернете, потому что виртуальная, выдуманная реальность лучше настоящей…

Можно было бы задаваться вопросами и искренне огорчаться, видя многие подобные проблемы, будоражащие совесть, душу и сердце… Только, похоже, мы уже сами начинаем в чем-то тупеть, в чем-то черстветь, а где-то и убегать от этих переживаний в деланное равнодушие, потому что сами растерянны и чувствуем свою беспомощность.

Зная, что огорчайся не огорчайся, ничего этим не изменишь, многие неосознанно выбирают второй вариант — закрывают на все глаза, потому что третьего не дано. Это начинает входить в кровь, становится нормальным, уже перестает мешать и терзать душу, потому что — «пардоньте, но такова уж наша современная эпоха, времена не выбирают…»

Мы действительно живем в мире, где очень много показухи, много ложного блеска и потемкинских деревень с яркими, поражающими воображение фасадами, за которыми либо ничего не стоит, либо стоит что угодно, но только очень мало человеческого. Сегодня очень трудно верить в добро, в человеческое бескорыстие, в сострадание и идеализм, слишком уж силен «условный рефлекс», который выработала в людях потребительская культура: «Доверяй, но проверяй! Если что-то выглядит так хорошо и так светло, значит, за этим не может не стоять какая-то корысть, попытка извлечь собственную выгоду, манипулировать, достичь собственной цели за счет других, — идеалистов не бывает».

Слишком сильно мы обожглись, доверяя тем, кому не следовало доверять, ведь мухи на мед слетаются, но в нем и тонут, и мотыльки на свет летят, но в нем и сгорают… Но, так или иначе, даже это еще не повод опускать руки и всю оставшуюся жизнь прятаться и защищаться от реальности равнодушием ко всему и вся, даже если подобная защитная реакция — от нашей беспомощности.

Лучше БЫТЬ, чем КАЗАТЬСЯ

Вот она, первая истина таинственного искусства быть самим собой. «Лучше быть, чем казаться» — так можно коротко выразить ее словами девиза великого астронома эпохи Возрождения Тихо Браге. Это умение распознавать, отличать везде и во всем первое от второго.

Даже в нашем безумном мире не так уж сложно научиться распознавать фальшь и подлинное, если, подобно мальчишке из сказки, что-то подлинное, чистое и искреннее все еще живет в нас самих, в нашей собственной душе. Всем же известно, что ребенка и животное не обманешь, их душа всегда почувствует фальшь и на нее отреагирует, даже если ее прячешь за девятью замками, за многочисленными масками… Просто ребенок и животное сами не умеют притворяться, делать вид, казаться одними, а по сути быть другими — если уж любят, так любят, если уж остаются верными, так навсегда и несмотря ни на что, если уж познают мир, Природу, жизнь, так до конца, потому что это важно, нужно и интересно… В душе каждого из нас живет много подобных подлинных качеств, благодаря которым мы можем, потому что сами это прожили, узнать все подлинное — в других людях, в Природе, в жизни, в самих себе. Все это возможно, если только захотеть, если только в очередной раз не пойти на поводу у той натуры потребителя, которая так крепко пустила в нас корни, — натуры, везде ищущей корысти и из всего извлекающей выгоду, да еще любой ценой и любым способом.

Оставаться человеком в любой ситуации и при любых обстоятельствах, чтобы с нами ни происходило и что бы ни происходило вокруг. Не делать того, чего не одобряют наша совесть, наше сердце, наша душа. Вернуться к своей сути — к подлинным, естественным потребностям, качествам и критериям души и сердца, ко всем внутренним родникам, которые и дарят нам эту непосредственность, чистоту и искренность ребенка в отношении к окружающему миру, событиям и другим людям. Не терять свое человеческое достоинство, свою душу, свое сердце… Это лишь несколько советов, как не забыть самого себя и остаться подлинным, как быть человеком, а не казаться им.

Все плохо, черно вокруг тебя, в тебе? Так сделай что-нибудь, ищи свет, ищи добро, ищи истину, ищи любовь, ищи красоту, ищи заветную мечту, — если все это тебе на самом деле необходимо, если твоя душа тянется к ним так сильно, как дерево тянется к свету, к солнцу! Если ты думаешь, что можешь сидеть в своем уголочке, сетовать, что все плохо, и ждать, когда же все добро этого мира снизойдет в твою тесную клеточку, — ты строишь иллюзии! Да кто же там еще поместится, кроме тебя любимого?!

Легко верить, когда есть кому, когда верят все вокруг и когда есть подтверждения, что верить можно, — но твои усилия тогда в чем? Легко дружить, когда есть с кем и когда все люди вокруг добрые, все тебе помогают, — а твоя заслуга тогда какая? Легко любить, когда есть кого, когда вокруг все люди тебя любят, понимают и ты купаешься в чужом тепле. Легко кричать «ура», когда собираешь урожай, выросший из семян, которые посеял кто-то другой. Легко кричать «эврика», когда ходишь по дорогам, которые построил кто-то другой, и любоваться чудесами мироздания, которые кто-то другой своим энтузиазмом, своим потом и кровью извлек из-под земли.

Таинственное искусство быть самим собой, следовать зову своего сердца требует людей из другого теста. Ты сначала сам найди, сам расчисти путь, сам покажи, сам докажи людям — именно тогда, когда все не так очевидно, когда все вокруг говорит об обратном… Это хорошо описывает девиз римских легионеров: «Либо найду дорогу, либо проложу ее сам».

Говорят: «Никому нельзя верить» — а ты покажи, что верить можно тебе, твоим словам, глазам, поступкам, сражениям, твоей радости и твоей боли. И еще покажи, что ты сам веришь искренне и сильно в то, что есть люди, идеи, мечты, достойные веры в них. И тогда ты их непременно найдешь, и они тебя непременно найдут, потому что подобное притягивает подобное.

«Нет в этом мире настоящей любви, дружбы, верности»? — А ты не соглашайся, даже если все вокруг свидетельствует об этом, — сам люби, сильно, бескорыстно! Отвечай за свою любовь душой, сердцем, мыслью, поступками, оставайся верным ей, людям, своим обетам и тяге сердца, и ты найдешь других людей, которые живут тем же, и они тебя найдут, потому что подобное притягивает подобное.

Времена не выбирают, это правда. Только даже в этом безумном мире каждый из нас выбирает то, во что хочет верить, то, чем хочет жить, и то, за что хочет сражаться. В этом наша беда, но и наша надежда, наше спасение. В нашем безумном мире, как бы мы на него ни ополчались, есть Бог и светлые, добрые, мудрые, удивительные люди. Мы создаем наше собственное окружение этим же выбором — своей верой, своими мечтами и своими сражениями или их отсутствием, потому что подобное притягивает подобное.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *