Пермь. Самый большой недострой

Майские праздники в Перми ознаменовались не только прекрасной весенней погодой, но и очередными скандалами с обманутыми дольщиками

В четверг, 4 мая, возле краевого арбитражного суда обманутые дольщики и пайщики компании «Классик» устроили митинг протеста. На согласованный митинг пришло порядка трех сотен человек, вложивших деньги в строительство жилого комплекса «Триумф II», компаунда «Живаго» и ЖК «Пермские высоты». Люди так и не получили заветные квадратные метры — застройщик прекратил всякую деятельность на стройплощадках.

В этот раз митингующие одержали маленькую победу – заседание суда по банкротству ЖСК «Триумф. Квартал 2» отложили до 29 мая. За это время, надеются обманутые пайщики, правоохранительные органы и краевойминстрой закончат проверку «Классика» на предмет правомерности расходования вложенных в стройку денег. И не допустят банкротства компании.

Прокурор Перми Андрей Назаров заявил, что по итогам проверки замороженного строительства домов группы компаний «Классик» может быть возбуждено уголовное дело. По словам прокурора, сейчас проводится проверка: сколько дольщиков, каковы процент готовности домов и процент собранных с пайщиков и дольщиков средств.

На сегодняшний момент в списке «замороженных» домов числятся вторая очередь ЖК «Триумф» на улице Карпинского в Индустриальном районе города, компаунд «Живаго» в микрорайоне Ива возле «Грибоедовского» и ЖК «Пермские высоты» на Вышке II. Стройка встала, люди уже перестали надеяться на то, что купленные квартиры когда-либо достроят, а в офисах «Классика» до сих предлагают приобрести жилье в этих домах.

«Ситуация серьезная, – пояснил Андрей Назаров. – По моей инициативе в скором времени будет проведен круглый стол, на который приглашены представители застройщиков. Я вижу, что назрела проблема очень серьезная, чреватая серьезными социальными потрясениями. И участие депутатов в этом круглом столе, я думаю, необходимо.» Обманутым людям надо что-то обещать и успокаивать. Тут опыт обещаний светлого будущего, который используют депутаты в период предвыборного пиара будет, как никогда, востребован.

Процедура банкротства застройщиков длится не один год. Обычно 3-5 и более лет. Чтобы изолировать испуганных и ничего не понимающих дольщиков от прогнозируемого течения процедуры банкротства, подключается административный ресурс. Проще говоря, те кто в доле.

Их задача направить «броуновское движение» участников строительства (кредиторов) в необходимое застройщику русло. Способы отвлечения внимания от реально существующего положения дел известны. А именно:  начинается пора обещаний, конструктивных встреч, диалогов и переговоров.  Обманутым будут обещать, что новый застройщик, то бишь инвестор, построит им квартиры. Главному вопросу, откуда возьмется этот инвестор-волшебник и на какие средства будет продолжена стройка  внимание не уделяется. Эта тема игнорируется. Чиновник, в этом случае делает глубокомысленный вид, говорящий о том, что начальство знает всё и лишние вопросы здесь не уместны. Поэтому, как итог, участники строительства, получив очередную порцию «лапши и вермишели» на уши, уходят успокоенные в свое съемное жилье до следующего «конструктивного диалога». Время идет, череда заседаний в арбитражном суде сменяет одна другую. Зима сменяет лето. Обещания сменяют другие обещания. Разобраться в потоке юридической информации дольщики, по определению, не могут.

Напомним. На улице Карпинского — на месте промзоны в районе Авиагородка — чуть больше пяти лет назад начали строить жилой комплекс «Триумф». Восемь домов построили и сдали в эксплуатацию. Сейчас счастливые обладатели квадратных метров ждут только нормальной дороги в их микрорайон. А в 2014 году компания «Классик» решила построить вторую очередь «Триумфа», разместила в интернете красивые картинки планировки территории и даже ввела в эксплуатацию несколько домов. Пайщики охотно заключали договоры с «Классиком» — застройщик всегда характеризовался с хорошей стороны и входил в ТОП-10 надежных строительных организаций в регионе. Но в какой-то момент компания прекратила строительство.

По словам дольщиков, со строительных площадок обоих домов демонтированы и убраны подъемные краны. В то же время на сайте жилого комплекса остановлены продажи квартир в трех других секциях. На застройщика «Триумфа» подано как минимум два банкротных иска от частных лиц на сумму более 4 миллионов рублей. Плюс есть еще гражданские иски от АО «КапЖилСтрой» на 30 миллионов рублей в счет оплаты строительных работ.

Заявленный объем строительства ЖК «Триумф» огромный. Это 16–19-этажные корпуса А, Б, В, Г, Д, Е, К, Л, М, Н и О (одиннадцать штук! – прим. авт.), из которых сданы только первые пять. Причем деньги привлекаются не через долевку, а через договор паенакопления на секции, строительство которых теперь неизвестно когда будет закончено. И правильнее этих дольщиков называть не дольщиками, а пайщиками. Правда разница эта скорее формальная, так как при банкротстве застройщика как пайщики так и дольщики остаются обычно обманутыми застройщиком в его обещаниях предоставить им новые квартиры.

Сейчас стройплощадка огорожена забором, за ним высится башенный кран и остовы монолитных домов, которые должны были сдать еще год назад. Самая беззащитная секция «Триумфа II» под литерой «Е» — Карпинского, 110а — там всего пять этажей железобетонных конструкций (вместо 18) и никаких перспектив на будущее. Недостроенными стоят также дома по Карпинского, 112а, Карпинского, 108л, почти закончены 16-этажки по Карпинского, 112 и Карпинского, 112/1.

Пайщики второй очереди ЖК «Триумф» думают, как достроить свои законно купленные виртуальные квадратные метры. Скорее всего, чтобы метры из виртуальных превратились в реальные, им придется самим найти застройщика и снова вложиться в стройку. Других реальных вариантов, в случае банкротства застройщика, закон не предусматривает. А есть ли у них на достройку деньги или взять их больше не откуда — никого не волнует. Ведь, по существу, потерпевшие не покупали жилья, как их убеждала реклама, а вкладывали деньги в строительный бизнес застройщика. В надежде, что за это бизнесмен предоставит им через какое-то время, прописанное в их договорах паенакопления, новую квартиру. Надежды их рухнули — застройщик оказался несостоятельным, банкротом. Надеяться, что известный застройщик окажется откровенным мошенником, а банкротство застройщика по какой-то непонятной причине не состоится — представляется вариантом совсем уж фантастическим.

Сейчас просрочка достигает почти полутора лет. А учитывая, что строительные работы почти не ведутся, этот разрыв будет лишь накапливаться. Соответственно, будет возрастать стоимость достройки. Такое положение дел с большой долей вероятности все-таки обернется банкротством. Когда ожидаемое произойдет – это будет самая большая «незавершенка» в Перми.

Квартиры в «Триумфе» в большинстве своем проданы. Пайщики вполне обосновано опасаются, что застройщик получил почти всю заявленную прибыль и реальная достройка ему не интересна. Без денег и жилья рискуют остаться более трех тысяч человек. Люди написали коллективное заявление в полицию и прокуратуру. Только вряд ли им это чем-то поможет. Ведь застройщик готовится к процедуре банкротства заранее и не один год. Активы застройщика-банкрота предварительно выводятся, счета обнуляются, имущество переписывается на родственников или аффилированные фирмы.  Понятно, что дольщики, чьими деньгами распоряжается застройщик, не имеют понятия, что происходит с их денежными средствами на самом деле.

Львиная доля так называемых приостановок строительства, неоднократный перенос ранее запланированных сроков сдачи объекта в эксплуатацию, как показывает опыт, заканчивается банкротством застройщика.

Ведь в нынешних экономических условиях это предопределено текущей обстановкой. Поэтому получается, если бизнес трещит по швам или есть основания полагать, что долго он не протянет и спасения нет, то банкротство — единственно законный способ сложить с себя обязательства и ответственность при не исполненных договорах и многомиллионных или нередко и многомиллиардных долгах.

Практика свидетельствует о том, что в период банкротства или по его окончании руководителям и собственникам организаций уже не предъявляются обвинения в преступных растратах или не целевом использовании денежных средств, тем более в мошенничестве. Уголовная и гражданская ответственность снимаются.

Кроме того, со стройки другого дома – «Компаунд Живаго», который возводит группа компаний «Классик», – также вывезли кран-борт. Бдительные соседи стройки вызвали полицию, но сотрудники органов правопорядка выяснили, что это подрядчики забирают свою технику…

До скандала с «Триумфом» в начале апреля на митинг выходили дольщики «Вербы» – многоквартирных 25-этажных домов на улице Окулова, 61, 62. Строительство ЖК «Верба» началось еще в 2011 году. Проект казался весьма привлекательным: дом в цент-ре города с видом на Каму и отделка под ключ. Дома должны были сдать в 2014 году.

Но застройщик «Инвест Строй» неоднократно переносил сроки сдачи объекта. Как и положено, по всем законам жанра дольщики в течение нескольких лет кормились обещаниями. Зимой 2016 года людям говорили, что к лету завершат строительство, летом сказали,что до Нового года. На дворе май 2017-го, а коммуникации в домах проведены лишь частично, во многих квартирах не завершена отделка.

Дольщики уже выходили на митинг в декабре прошлого года. Многие из них отдали последние деньги на покупку жилья здесь, и уже более трех лет они живут на съемных квартирах.

Наряду с дольщиками «Триумфа» и «Вербы» с требованием вернуть свои квартиры периодически выходят на протестные акции владельцы других, «старших» объектов незавершенного долевого строительства в Перми, расположенных на улицах Щербакова, 43, Островского, 30, Екатерининской, 175, Теплогорской, 20–22, Декабристов, 97, и так далее.

Но застройщики этих домов все как один признаны банкротами – достраивать дома просто некому. А силами ЖСК не получается: у обманутых дольщиков просто нет денег.

К сожалению, нужно признать, что в последние годы эффективность процедуры банкротства в нашей стране неуклонно падает. Процент погашения требований кредиторов стремится к нулю, а восстановление платежеспособности компаний не происходит. В результате итог закономерен:  обманутые дольщики остаются с решением суда, которое по закону свидетельствует, что их права удовлетворены. А раз так, то повторно подавать какие-либо претензии они не имеют больше права.

По данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве (Федресурс), где публикуют информацию арбитражные управляющие, в 2016 году банкротами в России были признаны 12,5 тысячи юридических лиц. Почти две трети банкротов – из области розничной торговли, строительства и коммерческих услуг.

Так вот, по данным Федресурса на 2015 год, общая доля погашенных требований кредиторов (кроме дел о банкротстве банков) к должникам – юридическим лицам и ИП составляла всего 5 процентов, а в 2016-м и вовсе упала до 3,2 процента. Предварительная статистика за первый квартал демонстрирует дальнейшее снижение до 2,7 процента по завершенным делам.

Вдумайтесь в эту цифру: только 2,7 процента денег удается вернуть кредиторам и дольщикам-пайщикам в случае банкротства предприятия. 97,3 процента оказываются выведенными.

Основной причиной такой неудовлетворительной статистики является отсутствие активов у компаний, входящих в банкротство. А если эти активы и есть, то они весьма низколиквидные. Кому нужен недостроенный дом с на сто процентов оплаченными квартирами и нервными, злыми дольщиками?

Да никому. Пример – пермский недострой на Екатерининской, 175. Решили было в некой турецкой компании достроить этот дом, да как увидели, что квартиры в нём проданы, да некоторые еще и не по одному разу, – за голову схватились. Мягко говоря, невыгодно.

Российский бизнес привык структурировать свои юрлица так, чтобы у отдельного акционерного общества был в собственности только необходимый ему минимум. Другие активы могут быть сосредоточены на иных лицах той же группы, либо операционную деятельность осуществляет компания, не имеющая ликвидных активов, кроме дебиторской задолженности.

И когда такое предприятие банкротится, его кредиторы мало на что могут рассчитывать. Кроме того, как правило, когда возбуждаются дела о банкротстве, конкурсной массы как таковой уже не существует. Ведь в случае финансовых проблем собственники компаний думают только о том, как скрыть имущество. По словам дольщиков того же ЖК «Триумф», денег на счету застройщика нет. Так что его банкротство ни к чему хорошему не приведет. Но, тем не менее, оно почти неизбежно. Это только обманутые в своих надеждах рядовые участники строительства продолжают верить в чудо. Да и что им еще остается, если против любителей выступают профессионалы, а государство озабочено только собственной экономической выгодой, где обманутые больше ему не интересны.

В нашей стране банкротство – понятие разрушающее. Это в развитых западных странах оно призвано менять ситуацию к лучшему, предоставляя шанс для бизнеса. У нас всё с точностью до наоборот. Ни одно банкротство застройщика в Пермском крае не обернулось финансовым оздоровлением, мировым соглашением с кредиторами и достройкой дома. Ни одно!

Потому и существуют в Прикамье недострои, история которых длится годами. К примеру, дому на Екатерининской, 175, в будущем году исполнится десять лет: в свои квартиры жильцы должны были въехать еще в 2008-м, но застройщик – ООО «Пермпромжилстрой» – спокойно обанкротился. Семнадцать лет в этом году «отметят» дольщики Островского, 30…

Пермь. Самый большой недострой: 2 комментария

  1. Ну все теперь как по накатанной, обманутые дольщики создают своё жск, конкурсный управляющий передает в жск недостроенный дом, дом достраивается с помощью господдержки, новый застройщик достроив дом выбивает с дольщиков по миллиону с каждого дольщика. Руководителя старого строителя скорее всего посадят, а денег не найдут.
    Пермь рассадник банкротов застройщиков.

    Ответить
  2. Наша страна думает только о богатых. простые смертные не котируются, поэтому и недострои, зачем заботиться о дольщиках. Обонкротят дома на на Карпинского в Перми. Такие деньги внесла, можно подумать они с неба свалились. Уже 65 — все работаю, хотела ближе к детям переехать, не получится. Неужели можно наказывать только тех, которые воруют копейки, а миллионы в нашей стране можно воровать, они и воруют и живут припеваючи.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *