Плевать на людей

В одном из последних номеров газеты «Аргументы и Факты» (№11 за 2016г.) дает интервью учитель сельской школы из Нижегородской обл. Дмитрий Васильевич Казаков, под заголовком «Учить будут батюшки, а лечить — бабушки».

Тут же :«Сельских детей учить негде и некому»; «В этом году, расходы на школы во многих регионах будут урезаны и местные власти стали готовить документы для очередной оптимизации»; «Разваливается не только образование, но и медицина, кругом деревни зарастают лесом»; «Мне кажется, компетентность органов власти на местах настолько низкая, что чиновники просто не понимают, что творят».

Юлия Борта, «АиФ»: Дмитрий Васильевич, один молодой учитель написал стихи «Зачем деревенская школа стране, где реформы идут?» 

Дмитрий Казаков: Я тоже не понимаю зачем. В школе, где я работаю, разговоры о закрытии ведутся восьмой год. Преподносят нам это начальники так: мол, если не прыгнем выше головы, школу закроют. До этого я преподавал в двух других, и там мы точно так же прыгали, стояли на голове, но школы не спасли. С 2007 г. в районе закрыли семь школ. Сейчас на подходе ещё одна, хотя село, где она дейст­вует, немаленькое, есть семьи с детьми.

По закону закрыть сельскую школу можно только с согласия сельского схода. Понимая, что жители на это никогда не пойдут, власти придумали такую штуку, как реорганизация. Школу, намеченную к ликвидации, присоединяют к другой в качестве филиала, а его-то уже можно закрывать по решению администрации образовательного учреждения. Самое обидное, что здания потом просто бросают. А можно было организовать в них кружки для детей, ведь учителя-то в посёлках остались. Наши чиновники забыли, что в деревнях тоже дети живут?

- А как жители реагируют, когда им объявляют, что школа закрыта?

- Редко кто пытается бороться. В сельской местности надавить на родителей гораздо легче. Есть власть. У этой власти имеются родственники и знакомые в каждой деревне. Через них угрозами, уговорами заставят людей молчать. Почему я сам с вами так откровенен? Уезжаю отсюда через 1,5 года в город.

- Не выдержали учительства в селе?

- Все девять лет, что учительствую, не покидает постоянное ощущение безысходности. Каждый день идёшь на работу и думаешь, что школу закроют. Я сперва-то сюда поехал, соблазнившись программой, по которой молодым учителям, согласившимся отработать в селе 10 лет, давали жильё и машину. Но всё равно вначале чувствовал воодушевление: мол, будем мы — молодые педагоги — село возрождать. Не успел и года в сельской школе отработать, как её закрыли.

К сожалению, я мои коллеги и просто думающие односельчане пришли к неутешительному для себя выводу, что власти сознательно уничтожают малые населенные пункты по всей России, а в качестве механизма разрушения, применяют закон о местном самоуправлении №131, который начал действовать с 2005г.. Его разрушительную силу почувствовали на себе миллионы людей России, которые проживают в малых населенных пунктах. Социальный протест, как жители крупных городов, мы выразить не можем, но суммарный негативный эффект от действия закона несет в себе огромный вред с далеко идущими последствиями. А власти у нас, почему-то, этого не замечают. Хотя, скорее всего и замечают — отменили же порог явки на выборы, референдумы по вопросам государственной жизни оппозиции провести невозможно, в бюллетенях для голосования отменили графу «против всех», депутаты всех уровней не отчитываются перед избирателями о проделанной работе, хотя за это, надо наказывать лишением депутатских полномочий. Но плевали они на народ.

- Три главные проблемы российского образования — низкое качество, недоступность и нехватка кадров. Применительно к селу какая самая острая?

- Кадры-то есть. Люди дер­жатся за зарплату, хоть и небольшую. А если набрать побольше учебных часов, то можно в среднем 25 тыс. руб. в месяц зарабатывать. Для сельских жителей это приличные деньги. С качеством образования намного хуже.

Главное — уметь считать выручку.

Не потому, что учителя плохие, условий нет. Нам приходится вести совершенно разные предметы. Я вот историк, а вёл ещё и информатику. Разве можно при такой нагрузке качественно подготовиться к урокам? Городские дети могут компенсировать то, что недобрали в школе, за счёт кружков, секций, кино, театров. А многие деревенские ребята даже школьные кружки не могут посещать — школьный автобус-то ждать не будет.

Доступность тоже только кажущаяся. Если ребёнку, особенно в начальной школе, приходится вставать в 5-6 утра, потом час-два трястись на старенькой «газели» по ухабам, много он потом на уроке усвоит?

Сверху очень много инициатив, но каковы их цели — непонятно. Вот сейчас спустили указание воспитывать патриотизм в детях. Как его можно взять и воспитать в отдельно взятом ученике? Перед Новым годом другая инициатива — обучиться новому стандарту преподавания истории. По отчётам курсы прошли несколько тысяч педагогов. На деле мы только деньги заплатили за якобы учёбу и корочки получили. Для чего вся эта показуха?

- ЕГЭ вводили, чтобы обеспечить равный доступ в вузы. Получилось равенство?

- Его не было и не будет. Выигрывают те, у кого есть деньги и связи, а не таланты, мозги и трудолюбие.

- Сейчас власти планируют фильмы снимать про учителей, чтобы престиж профессии повышать. Смеётесь, вижу…

- Это глупость. Не те времена. Мы живём не в период раннего формирования информационного общества, когда люди только телевизор смотрели.

Теперь все имеют возможность получать информацию и из других источников. А чтобы молодёжь пошла смотреть фильм про учителя, он должен превращаться в робота, Бэтмена или Человека-паука.

- А что в перспективе? Слышала, кое-где сельчане скидываются, сами содержат учителей, фельдшеров и т. д. Может, мы к этому идём?

- Мне кажется, мы идём к тому, что учить детей у нас будут батюшки, а лечить — бабушки-повитухи. И рожать женщины будут в бане, как это было до советского времени. Разваливается не только образование, но и медицина, кругом деревни зарастают лесом. Мне кажется, компетентность органов власти на местах настолько низкая, что чиновники просто не понимают, что творят.

И люди в большинстве своём сейчас почему-то недумающие. Очень сильно подсели на ТВ-пропаганду, которой пичкает народ нынешняя власть. Самые тяжёлые проблемы, которые реально стоят перед нами, уходят на второй план. Все озабочены Сирией, Украиной. Надо очнуться, попытаться вместе хотя бы на местном уровне отстаивать свои элементарные права — на медицину, хорошее образование, и тогда жизнь будет немножко другой.

В качестве послесловия: пока готовилось это письмо, пришел 13 номер «АиФ Прикамье», где опубликована статья Юлии Борта «Долгая дорога к зананиям». В ней говорится, что в 2016 году ликвидируют и реорганизуют 427 школ. «Парадоксально, но затеянная ради экономии бюджетных средств ликвидация молокомплектных школ привела к обратному результату. По данным счетной палаты, в результате оптимизации, в 36 регионах, расходы на образовательные организации увеличились»…

Источник

P.S.  Пришла в голову одна мысль.
Нынешнее общество беременно кризисом. В России, в США, в Европе. Везде в мире, если честно.
Казалось бы, наилучший способ борьбы с кризисными явлениями — это идти навстречу ним с открытым забралом, упреждать опасности и заранее планировать борьбу с возможными неприятностями, создавать резервные армии и тыловые линии обороны — на худой конец.
Короче, эдакое «Never give up» вместе с «иду на Вы!» и с хрестоматийным «Русские не сдаются!»

А мир сидит в позе Будды и ждёт кризиса. «Может быть, нас пронесёт? Может быть, Украина или Сирия — это далеко? Да и Донецк от Днепропетровска далеко… Ой, от Днепра в смысле… Ну хорошо, что просто город переименовали, а могли бы ведь и убить!»

Раньше я, если честно, был идеалистом. Да и сейчас, если честно, всё равно надеюсь на лучшее. На то, что где-то ещё есть неравнодушные люди, для которых история, служение, миссия, идеалы, нравственность — это не пустой звук, а категории выживания. Не просто какие-то эфемерные факторы личностного комфорта, наряду с набитым желудком перед успокаивающим телевизором в ипотечной однушке, а принцип жизни общества и государства. Без опоры на который, любой потребительско-мещанский уют может быть опрокинут и растёрт в пыль теми, у кого есть эти самые ценностные категории. Просто потому что они действуют, пока кто-то ждёт в стиле «авось нас пронесёт-то под ядерным зонтиком и на наших-то просторах»

Я видел этот сюжет «спасительно стабилезеца» в Киеве на протяжении всех лет «незалежности» — и Украина закончила это сползание в пропасть ужасным концом 2014-2016 годов, который понемногу перерастает, нет, не в выздоровление, а в ужас без конца.

Я, к сожалению, не вижу этой жизненной энергии и в Москве. «Зачем вы к нам пристали со своими завиральными идеями? Нас и тут хорошо кормят, отвяньте! Дайте, в конце концов, пожить для себя!». Стабильность, как идея, стабильность, как путь в будущее.

Дадим пожить, кто же против успокаивающего status quo. Только не говорите потом, что кого-то надо срочно вытянуть из трясины, в которую он погряз уже по самые уши.

Сами, всё сами. Лошадь можно привести к водопою, но нельзя заставить её пить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: