Росфинагентство: Кубышки ждут распечатывания

Намеченное к созданию Росфинагентство, видимо, станет флагманом процесса так называемого «распечатывания кубышек», то бишь траты нефтедолларовых заначек. Начатая со скандалом, эта затея скандалом и закончится, поскольку никакой выгоды народу не принесет.

Утвержденное Госдумой в первом чтении Росфинагентство уже называют новой кормушкой для коррупционеров. Структура, придуманная якобы для того, чтобы сделать более мудрым управление нефтедолларами, скопившимися в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния, а также, возможно, еще и пенсионными деньгами накопителей-«молчунов», лежащими в ВЭБе, уже подверглась критике и слева, и справа.

Чтобы догадаться, что это — кормушка, большого ума, конечно, не нужно. Хотя что тут нового? К созвездию наших госкорпораций, госмонополий и госбанков добавится еще и госагентство, выделяющееся среди них вовсе не сутью, а только аппетитом.

Ведь если оно действительно целиком получит в управление деньги обоих суверенных фондов (пока, правда, обещают, что только частично, но мало ли что у нас обещают), то это на сегодня около $150 млрд. Плюс еще полсотни миллиардов (если перевести рубли в доллары) пенсионных накоплений в ВЭБе. И еще плюс надежда на несколько десятков миллиардов долларов ежегодно из тех источников, откуда могут пополняться вышеупомянутые суверенные фонды и ВЭБ. В самом деле, работать там будет интересно.

Понятно, что должностная сетка и полномочия нового агентства занимают серьезнейшее место в раскладах, составляемых главными нашими людьми в предвидении предстоящего перераспределения финансовых постов, прерогатив и потоков.

Ведь к лету сменится руководство в Центробанке — по сути, финансовая революция после стольких лет стабильности. И это будет происходить на фоне снижающегося могущества Минфина, который первоначально предполагал полностью контролировать РФА, но теперь вряд ли сможет этого добиться. Так или иначе, с возникновением РФА в эту занимательную верхушечную игру вбрасывается новый козырь.

Чтобы сделать РФА еще более лакомым кусочком, его планируют оформить как акционерное общество. Но даже если, щадя чувства публики, на этом не станут настаивать, принципиальный смысл мероприятия ничуть не изменится. Управление такими ресурсами в нашем климате просто не может не приносить дивидендов, вызывающих уважение своей грандиозностью.

Однако кроме легко прочитываемого и не особо приглядного верхушечного смысла, у этого начинания есть и общественное значение. Притом важное. Независимо от первоначальных замыслов, Росфинагентство, видимо, станет участником, а то и руководителем процесса исполнения многолетней народной мечты по «распечатыванию кубышек».

С давних пор экс-министра финансов Кудрина принято было клясть за то, что он, как собака на сене, сидит на государственных нефтедоходах и гноит их в каком-то антинародном фонде, не давая потратить на общеполезные нужды.

Чтобы разобрать нашу докризисную финансовую ситуацию, потребовался бы целый трактат. Но сегодня, когда она уже стала историей, без этого можно легко обойтись. Теперь ситуация совсем другая. Как бы ни были сами по себе внушительны вышеперечисленные «кубышки», нынешнее их содержимое уже куда меньше внешних российских долгов.

Сравним эти $150 млрд из обоих фондов или даже $200 млрд, если добавить отложенные на накопительные пенсии деньги, с $624 млрд, которые российские власти, фирмы и банки должны иностранным кредиторам по состоянию на начало 2013 года. Долги эти быстро растут, и они сейчас втрое-вчетверо больше, чем все содержимое «кубышек».

Конечно, если рассуждать формально, то власти России отвечают только за половину этих долгов (т.е. за госдолг плюс долги госпредприятий). Но фактически – за все целиком, ведь одалживать деньги на внешнем рынке позволено у нас только околоначальственным структурам, как бы они там ни назывались.

Иначе говоря, к проблеме «заначек» можно относиться как угодно, но прежний свой размах она в любом случае потеряла. С осени 2008-го почти все вырученные нефтедоллары направляются прямо в госбюджет и немедленно на что-нибудь тратятся. Масштабы откладывания денег про запас резко уменьшились. Зато масштабы взятия денег в долг велики как никогда.

Закачивание в российскую экономику иностранных средств, будь то нефтяных или одолженных, произошло и продолжает происходить в масштабах, несравнимых с былыми «откладываниями в кубышку». Если народ мечтал именно об этом, то он уже сейчас осчастливлен, даже если не заметил этого счастья.

Но все же остаются два вопроса.

Если смотреть с позиций не начальственной, а общественной пользы, то надо ли менять способ управления остающимися «заначками» и «кубышками»? И второе. Есть ли резон их «распечатать» и потратить на общественные нужды те внушительные все-таки средства, которые там пока еще остаются?

Глядя на проблему без лукавства, надо для начала сказать, что эти два вопроса никоим образом не следует смешивать. Невозможно заботиться одновременно и о том, как получше сохранить деньги, и о том, как их побыстрее потратить.

А Росфинагентство с самого начала затачивается на то, чтобы как-то совмещать и то, и другое.

С одной стороны, ему предписывают, чтобы денежные резервы, которые ему передадут под опеку, начали приносить барыш, будучи вложены в какие-то заманчивые облигации или выгодные акции. Ожидания эти наивны, поскольку в современном мире никакие вложения не приносят одновременно и крупной, и гарантированной выгоды. Таково нынешнее грустное состояние глобальных финансовых систем. Или барыш, но с реальным риском много потерять, или гарантии, но уж безо всякого барыша.

И даже этот выбор возникает лишь в том случае, если РФА будет действовать в мировом масштабе, выбирая для вложения российских нефтедолларов наилучшие из иностранных активов. Вкладываться в наши домашние проекты (причем по определению как раз в такие, которые особо нуждаются в деньгах, поскольку российский бизнес добровольно в них не идет) – значит заведомо идти на убытки.

Однако никто не скрывает, что именно инвестирование хотя бы части вверенных денег в российские проекты станет официальной целью РФА.

Структура, перед которой ставят несколько взаимоисключающих задач, обычно не справляется ни с одной

Впрочем, можно посмотреть на всю эту коррупционно-бюрократическую суету философски и просто спросить: «А что плохого, если нефтедоллары и пенсионные накопления будут вложены во что-нибудь общественно полезное – в дороги, допустим? Разве нам не нужны дороги? Пусть даже часть денег и разворуют»

На это надо сказать вот что.

Первое. Тратить скопленные в ВЭБе деньги будущих пенсионеров на сооружение высокоскоростных магистралей (а именно это вот-вот начнут делать) — значит, просто конфисковать у людей часть их предстоящих пенсий. Магистрали – вещь общественно полезная, но прибыльными они не будут, какие бы сказки на этот счет ни рассказывали. Взятые на их строительство деньги тратятся без возврата. Строить их надо, но только не за счет пенсионеров, а за счет госбюджета. Путем, например, экономии на числе сооружаемых подводных лодок. Или ценой отказа от проведения в России какого-нибудь очередного саммита или чемпионата.

Второе. Надежда, что можно совместить и подлодки с чемпионатами, и магистрали с автодорогоми путем вливания в экономику денег из «кубышек с нефтедолларами» — это ложная надежда. У всякой экономики есть своя инвестиционная емкость, то есть максимальная масса проектов, которые в данный момент могут быть в ней реально осуществлены. Эту емкость можно увеличить, улучшая деловую атмосферу в стране, но можно и уменьшить, ухудшая ее.

Когда Кудрин держал нефтедоллары в своем стабфонде, бессмысленно было упрекать его за скопидомство. Инвестиционная емкость российской экономики была слишком низка, чтобы поглотить эти деньги без всплеска инфляции, «голландской болезни» и сбоев экономического механизма в самых неожиданных местах. Если бы деловой климат улучшался, то инвестиционная емкость росла бы, и проблема, как осмысленно потратить нефтедоллары, рассосалась бы сама собой. Но климат-то ведь не улучшался.

И вот уже несколько лет, как нефтедоллары вливаются в нашу экономику в гораздо больших количествах, чем до кризиса, а хозяйственного роста почти нет. И это понятно. Климат ухудшается. Такая экономика не может переварить даже те средства, которые сейчас в нее вкладываются, не то что какие-то добавочные.

Поэтому новое наше ведомство, Росфинагентство, будет радовать публику только тем, к продуцированию чего оно изначально приспособлено – скандалами. Что же до всего прочего, то ведь командовать финансами — это вам не голоса на выборах считать. Одной ловкостью рук тут не обойдешься.

 

Автор :  Сергей Шелин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *