Три великие стройки эпохи СССР

Три великие стройки эпохи СССР. Знаменитые объекты недвижимости в цифрах и фактах

Знаменитые объекты недвижимости в цифрах и фактах

Титул крупнейшего государства планеты обязывал советские власти соответствовать ему буквально во всем, и объекты недвижимости не являлись исключением из этого правила. Некоторые интересные факты о самых грандиозных из них собрала в своем материале «Свободная Пресса».

Крупнейшее водное зеркало эпохи

Именно так говорили столичные экскурсоводы, принимая гостей со всего мира, об открытом бассейне «Москва», возведенном практически на том же самом месте, где до этого 48 лет простоял строившийся 44 года и взорванный в 1931 году Храм Христа Спасителя. Примечательно, что на этом месте сначала в течение 10 лет безуспешно пытались построить самое высокое на тот момент здание в мире. Но строительство 415-метрового Дворец Советов прервала начавшаяся Великая Отечественная война, и открытая общественная купальня по проекту архитектора Дмитрия Чечулина диаметром около 130 метров, вмещавшая в себя единовременно до 2000 человек, была открыта только в 1960 году.

Первоначально планировалось, что бассейн будет наполняться соленой водой из находящего на глубине около полутора километров подземного моря. Однако начатые в 1958 году бурильные работы были свернуты, в основном по причине их дороговизны. Но и без того уникальных особенностей на объекте хватало. Так, купаться в нем можно было круглый год (правда, по свидетельству современников, в мороз приходилось часто нырять, поскольку голова покрывалась льдом). Для посещения «Москвы» справки от врача не требовалось, при этом система санитарного контроля, очистки и обеззараживания воды была настолько хорошо организована, что за все 33 года не было зафиксировано ни одной жалобы от посетителей.

Популярность открытого бассейна среди населения была очень высока. Существовала даже шутка о том, что только в «Москве» знаменитый закон Архимеда действует по-особому: тело, погруженное в него, выталкивается наружу другим телом. Правда, стоит отметить, что эту народную любовь периодически омрачали слухи о том, что в бассейне (особенно в зимнее время) действует группа «топильщиков», мстящих обывателям за осквернение святого места.

Итоговой причиной закрытия бассейна «Москва» в 1993 году стал как раз его гигантский размер.

Во-первых, к тому времени, в связи с тяжелой экономической ситуацией и продолжающимся развалом экономики и промышленности, у городских властей элементарно не хватало средств на оплату необходимых для его функционирования ресурсов. Приватизировать посчитали экономически не выгодным. Гарантии того, что москвичи и гости столицы согласятся платить за посещение того, что государство предоставляло еще вчера совершенно бесплатно, не было никакой. Три последних года он простоял без воды, что привело к сильной деформации температурных швов чаши и коррозии трубопроводов.

Во-вторых, из-за того, что в холодное время года температура воды в отдельных секторах доходила до +34 градусов, а площадь водного зеркала составляла 13000 квадратных метров, зимой вокруг него стояла плотная стена пара, которая вызывала сильную коррозию близлежащих зданий. Сотрудники расположенного неподалеку Пушкинского музея не раз жаловались, что из-за повышенной влажности серьезно страдают экспонаты.

825ГТС

Возведенная в период с 1953 по 1961 годы по предложению Иосифа Сталина база подводных лодок в тогда еще советской Балаклаве, пожалуй, имела все шансы именоваться самым крупным военно-инженерным сооружением двадцатого века. К ее созданию приложили руку строители самой высокой квалификации, включая столичных метростроевцев, которые работали круглосуточно в четыре смены.

На строительство базы (или объекта 825ГТС), по некоторым данным, было затрачено около 67 миллионов советских рублей, а в ходе работ в море на баржах было тайно вывезено и затоплено порядка 120 тысяч тонн скалистой породы. Но все усилия того стоили: укрытое под горой Таврос сооружение могло спокойно выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью от 100 до 150 килотонн (для справки — мощность «Малыша», сброшенного на Хиросиму в 1945 году, составляла от 13 до 18 килотонн в тротиловом эквиваленте). Внутри свободно размещались несколько атомных субмарин (по разным данным от 7 до 14), персонал в количестве до 1,5 тысячи человека, а также склады боеприпасов и вся необходимая инфраструктура для обслуживания и ремонта подлодок.

Большинство военных экспертов до сих пор уверены, что в случае ядерной бомбардировки база могла использоваться в качестве бомбоубежища для местного населения, причем период его автономного существования мог достигать трех лет.

Вскоре после окончания строительства, в 1961 году, Никита Хрущев распорядился перепрофилировать базу в винный погреб, однако инициатива так и не была реализована. После распада СССР в 1993 году охрана объекта прекратилась и за последующие 7 лет он был элементарно разграблен, вынесены абсолютно все конструкции, содержащие хотя бы мало-мальский намек на содержание цветных металлов. В 2000 году Владимир Стефановский, возглавлявший севастопольское «Морское собрание», выступил с инициативой по превращению базы в «Музей «Холодной войны». В итоге через три года в Балаклаве прошла официальная церемония открытия военно-морского музейного комплекса как филиала Центрального музея ВС Украины.

Кстати, еще в 2010 году, когда полуостров входил в состав «незалэжной», некоторые российские СМИ со ссылкой на руководство Черноморского флота сообщили о том, что военные всерьез рассматривают возможность восстановления боевого потенциала музея и вероятность его использования по прямому назначению. Однако Константин Грищенко, занимавший на тот момент должность министра иностранных дел Украины, решительно опроверг подобный сценарий развития событий как противоречащий Конституции страны. Возможно, что теперь, после принятия населением Крыма судьбоносных решений, представители военно-морского ведомства РФ вернутся к данному проекту.

Волго-Донской канал

ВДСК (Волго-Донской судоходный канал) официально был открыт 27 июля 1952 года. Примечательно, что четырехлетние строительные работы, увенчавшиеся успехом, были не единственной в истории попыткой соединить воды двух великих рек в месте их максимального сближения. Сначала, согласно летописным источникам 16 века, об этом помышлял еще турецкий султан Селим Второй. Однако отряженная им в 1569 году армия турецких солдат в количестве 22 000 человек прекратила все работы уже через месяц. По словам турок, с этой задачей в то время не смогло бы справиться и все население Турции даже за 100 лет. Вторым стал Петр I, пригласив в 1697 году иностранца Иоганна Бреккеля в качестве руководителя стройки. Однако тот вскоре банально сбежал, осознав тщетность прилагаемых усилий. Возможно, сменившему его англичанину Перри и удалось бы довести начинание до конца, но разразившаяся в 1701 году Северная война поставила на проекте крест.

Только в XX веке, в результате титанических усилий свыше 700 тысяч вольнонаемных рабочих, 100 тысяч военнопленных немецкой армии и 120 тысяч узников ГУЛАГа, проект 101-километрового канала был реализован под руководством академика Сергея Жука. За все время строительства ВДСК было извлечено свыше 150 миллионов кубов земли и залито более 3 миллионов кубометров бетона, широко применялись шагающие экскаваторы и другая передовая на тот момент спецтехника в количестве 8000 единиц.

С ВДСК связаны многие интересные факты отечественной истории. Так, например, «за ударный труд» были сразу освобождены 15 тысяч заключенных, а еще 35 тысячам сократили сроки заключения до минимума. Об этом, в частности, упоминает профессор Николай Бусленко, ссылаясь на найденный в архиве Указ Президиума ВС СССР (с грифом «Без опубликования в печати») «О льготах заключенным, отличившимся на строительстве Волго-Донского судоходного канала имени В.И. Ленина». Интересная деталь — 3000 заключенных получили различные награды, 15 из них — орденом Трудового Красного Знамени. Кстати, именно на ВДСК родилось прочно вошедшая в наш лексикон в качестве самостоятельного слова аббревиатура «зек» («зк» — «заключенный каналоармеец»).

Также сразу после открытия и присвоения объекту имени Ленина на берегу первого шлюза был установлен гигантский памятник Сталину. Через девять лет, в 1961, всего за одну ночь, он был демонтирован. Долгое время 30-метровый постамент пустовал, и только в 1973 году на нем установили 27-метровый памятник Ленину, который вошел в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой монумент в честь реально живших людей.

К сожалению, в последнее десятилетие заметно уменьшилась глубина канала (согласно проекту — 3,5 метра), участились случаи посадки судов на мели. В связи с этим транспортный поток сокращен наполовину, а ограничения по осадке не позволяют нагружать суда полностью. Два года назад представители Росморпорта заявили о выделении 400 миллионов рублей на углубление канала до 4,5 метров, но работ по очистке так и не было проведено. По заявлению того же Росморпорта, выделенная сумма оказалась недостаточной. С апреля 2007 года с подачи Владимира Путина продолжает рассматриваться вариант строительства второй ветки Волго-Донского канала (так называемый Волгодон-2) с целью увеличения грузопотока объекта до 35 миллионов тонн в год. Правда, некоторые эксперты утверждают, что данные работы нанесут непоправимый ущерб рыбному хозяйству России. В частности, планируемое в рамках проекта возведение Багаевского гидроузла нерестовый ход рыбы в Дону будет полностью перекрыт. К тому же популяция некоторых видов рыб Северного Каспия может катастрофически сократиться.

Снимок в открытие статьи: вид на плавательный бассейн «Москва» под открытым небом, 1977 год/ Фото: Иван Денисенко/ РИА Новости

Автор : Андрей Захарченко.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *