Ученье — мрак

Три не педагогических соображения
Я, как и все частенько повторяю фразу о том, что, де, никого нельзя заставить учиться, можно дать знания и показать к ним дорогу, учится человек сам. Вношу поправочку: научить без желания самого учащегося, конечно, нельзя. Но заставить выучить — можно. Вызубрить, воспроизвести, проделать все необходимые действия для получения оценки. Вот какие соображения у меня есть по поводу того, как мы мешаем детям учиться, заставляя их учить. 


1) В школе частенько основной целью становятся оценки. Фразу «Ты должен (должна) бороться за более высокую оценку» я нередко слышала от своих учителей, знакома она и моему сыну-семикласснику, и многим современным детям. Такая подмена целей — верный путь к вытравлению из процесса обучения всякого содержания и интереса. Но довольно эффективный способ стимулировать заучивание и покорное воспроизведение «учебного материала». А для того, чтобы появилось желание изучить что-то по-настоящему, то есть понять, освоить факты и выводы, сопоставить их с собственным социальным опытом или с прочитанным, понятым ранее, нужна ориентация именно на познание. Интрига нужна, поисковый энтузиазм, почти детективная ситуация: вот где-то здесь прячется истина, сейчас мы ее обнаружим. Но для того, чтобы обучение организовать так, сделать такой подход массовым, нужен раскованный, уверенный в себе, не измученный тяготами жизни учитель. И целая система выявления и развития педагогических способностей. Сегодня же учитель, способный увлечь детей за собой в увлекательный поход за знаниями, встречается не часто. Но все же встречается, и тогда случается чудо: дети учатся не за оценку, а по любви.

2) В школе сегодня социально-гуманитарное знание дискриминируется. Дети рано привыкают к мысли, что обществознание, историю, литературу не «нужно понимать, нужно просто учить». Все, что ученики читают и слышат в школе об истории, обществе, об отношениях между людьми, они просто заучивают и воспроизводят. «Только так, назубок!» Ни проблемности, ни сложности знания о человеке и обществе до них не доносят. Излагается и предлагается к заучиванию только один вариант. А об объективности социально-гуманитарного знания, о том, что общество и человек развиваются по определенным законам, не менее  строгим, чем естественные, не говорится ни словечка. Тем более  о том, что реализуются эти законы через действия людей. Однозначность трактовок социально-гуманитарных предметов в школе приводит к тому, что ученики послушно повторяют любые социологические, психологические или экономические теории, лишь бы они были написаны в учебнике. Или в Интернете, какая разница, главное — правильно запомнить слова, смысла там быть не может по определению. Это же не физика и не математика — нужно учить, а не понимать. И учат. И не понимают.

3) И, наконец. Школьное знание для детей оказывается никак не связанным с жизнью. Нет таких приемов, не предусмотрено в программах и планах обсуждение понятных и знакомых детям жизненных коллизий, для анализа которых понадобились бы знания по истории, литературе, обществознанию, географии и т. п. Некогда — нужно освоить программу, выучить материал,  пройти его от параграфа к параграфу, примеры и дискуссии только отвлекают от такого важного дела. И осваивают, и выучивают, и проходят. А потом забывают напрочь или, помня с пятого на десятое, не знают, как это использовать. И возникает у детей смутное ощущение, что есть школьное знание, а есть настоящая жизнь, в которой «все не так». Да вот только, что именно «не так», они не понимают, потому что о жизни им не рассказывали.

Вот такие у меня возникли совершенно крамольные мысли. Понимаю, что такие изменения требуют не только доброй воли учителей, но и значительного пересмотра программ и стандартов, резкого снижения числа учеников в классах, пересмотра многих подходов к подготовке учителей и много, много другого. Но игра стоит свеч, по-моему. Если, повторяю — если, мы действительно хотим детей чему-то научить, а не занять их время зубрежкой и послушным повторением непонятных им слов.

Автор : Анна Очкина.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *