«Золотые парашюты» для паразитов

В России возник класс корпоратократов

Результаты референдума, прошедшего в минувшее воскресенье в Швейцарии, более чем красноречивы: больше двух третей проголосовавших высказались за то, чтобы законодательно запретить многомиллионные выплаты топ-менеджерам в виде бонусов.Новым законом предусматривается полный запрет на выплаты «отступных», премий за вступление в должность и прочих разновидностей «золотых парашютов». Нарушителям грозит ограничение свободы на срок до трех лет или штраф до шести годовых зарплат.

Толчком к референдуму стала история с выплатой «отступных» размером в 60 миллионов евро увольняющемуся менеджеру концерна Novartis лишь за то, чтобы тот не устроился на работу к конкурентам.

Но граждане традиционно благополучной Швейцарии весьма остро среагировали на выплату столь «нескромной суммы» в условиях экономических проблем, нарастающих в еврозоне.

А вот в России, где доходы основной части населения на порядок меньше, чем у швейцарцев, бывший гендиректор «Норникеля» Владимир Стржалковский, по данным газеты «Ведомости», после отставки в декабре прошлого года получил моральную компенсацию («золотой парашют») в 100 миллионов долларов. И никакой особенной общественной реакции это не вызвало. В своё время по миллиарду рублей потратили на выплаты своим топ-менеджерам в РАО «ЕЭС России», когда завершалась «реформа» электроэнергетики, столько же — управленцам АвтоВАЗа, который в кризис государство за счёт всех нас спасало от банкротства. До 2012 года была абсолютно парадоксальная ситуация — несмотря на резкий экономический спад, увольнявшиеся из крупных компаний топ-менеджеры получали громадные выплаты, которые не облагались абсолютно никакими налогами. В прошлом году был достигнут определённый прогресс – с обладателей «золотых парашютов» в миллионы и миллиарды рублей стали брать те же 13 процентов подоходного налога, что и с зарплат учителей и медсестёр в глубинке России.

— Проблема огромных выплат топ-менеджерам в большей степени социально-моральная, чем экономическая, — считает политолог, старший научный сотрудник Института социологии РАН, кандидат экономических наук, член Научного совета ВЦИОМ Леонтий Бызов. — Наша экономика сегодня крайне неэкономна. В ней существуют огромные дыры, вроде всем известных трат на Олимпиаду. Миллиарды уходят в неизвестном направлении. Поэтому если мы лишим топ-менеджеров их огромных выплат, вряд ли нашей экономике станет легче. Высвободившиеся деньги будут либо разворованы, либо уйдут на очередной сомнительный проект. Хуже того – утекут на Запад. Но, повторяю, главная проблема даже не в этом. Общество у нас и так слишком неустойчиво, нет единства по многим важным вопросам. Для тех, кто вынужден вкалывать на трёх-четырёх работах, лишь бы прокормить семью, существование людей с зарплатами в миллионы рублей, «золотыми парашютами» — крайне раздражающий фактор.

«СП»: — При этом власть на словах ратует за единение россиян и социальную справедливость. А вот внятных предложений об ограничении зарплат топ-менеджеров хотя бы на предприятиях формально принадлежащих государству от неё не слышно…

— Да, российская власть делает демонстративные шаги навстречу консервативно настроенному и, как правило, не сильно обеспеченному большинству. Раскручивает коррупционные скандалы, пытаясь создать атмосферу морально-политического единства в стране. Иногда следуют резкие заявления о чрезмерных зарплатах у некоторых управленцев госкорпораций. Но при этом в значительной степени корпоративные топ-менеджеры являются производной самой же власти. Практически, это слой, бывший одной из опор режима на протяжении последнего десятилетия. И власть понимает, что если попытается сейчас его ущемить в каких-то правах и привилегиях, он отвернётся от неё, а другой опоры у неё нет. Власть только пытается создать нечто из разлитых в обществе консервативных настроений. Но и тут для неё существует опасность, что консервативное большинство, почувствовав свою силу и осознав, что власть в нём нуждается, начнёт диктовать свои правила игры.

Разговоры о том, что надо бы ограничить аппетиты топ-менеджеров, по всей видимости, будут сейчас всё активней вестись, чтобы продлить определённые надежды у населения на «нового Путина». Это сегодня едва ли не главная задача власти – убедить как можно больше людей, что Путин лидер не олигархов и чиновников, а лидер народа. Таким образом политическая стабильность может быть продлена на два-три года.

По мнению президента Союза предпринимателей и арендаторов России Андрея Бунича, каста топ-менеджеров стала проблемой всей мировой экономики. Россия и здесь взяла у Запада далеко не самое лучшее.

— Заметьте, в Швейцарии идёт разговор о частных компаниях. Референдум провели потому, что людей возмутила запредельная сумма, выплаченная топ-менеджеру частной компании практически ни за что. Это проблема всего мира – частный сектор выходит из под контроля. Крупные корпорации, выплачивая огромные суммы своим управленцам, деформируют экономику в целом. Возьмём любую крупную западную корпорацию: когда дела идут хорошо, экономика растёт – топ-менеджеры в шоколаде. Им выписывают огромные бонусы. А во время кризиса они не несут никакой ответственности за свои компании, могут уйти, могут просто получать поменьше денег. Возникает корпоратократия – сотням тысяч топ-менеджеров по всему миру наплевать на реальное положение в мировой экономике. Крупные корпорации на Западе – это размытый капитал, который принадлежит непонятно кому. Кто-то сострил, что ТНК сегодня это примерно те же советские колхозы, только торгующие своими акциями на биржах.

Во времена экономического кризиса, правительства вынуждены спасать предприятия, выплачивать их долги. И в результате сами государства запутываются в долгах и становятся банкротами. Так было как на Западе, так теперь стало у нас. К нам эта болезнь пришла где-то в начале-середине нулевых. Постепенно управленцы начали себе повышать зарплаты, мотивируя, что так принято везде.

Мировой опыт наша «элита» трактует весьма своеобразно. Когда нужен пиар — кричат: Запад плохой. А когда выписывают себе огромные гонорары – оправдываются: как показывает западная практика, нельзя, мол, ограничивать доходы менеджеров, а то снизится эффективность управления предприятиями.

«СП»: — Насколько остро для России стоит данная проблема?

— У нас проблема чрезмерных выплат топ-менеджеров растёт в геометрической прогрессии. Корпоративных бюрократов становится больше, аппетиты их растут. Но главное, что сверхгонорары получают люди, работающие в госкорпорациях. А там уже так всё запутано, что непонятно, государственные они или нет. Там своим не самым талантливым работникам могут платить сколько угодно. Ограничений по зарплатам, действующих для госпредприятий просто нет. В некоторых формально государственных предприятиях директор может выписать себе зарплату, которая будет составлять чуть ли не половину выручки предприятия. А остальные работники при этом будут сидеть на мизерных деньгах.

«СП»: — Эта ситуация для многих стала уже привычной…

— Я не раз говорил, что с этим надо бороться. Но тема не очень раскручивается в СМИ. А ведь в России не надо никаких референдумов организовывать или принимать специальных законов. Всё могло бы решиться за несколько месяцев путём разработки правительством внутренних правил для управленцев госкорпораций. Государство здесь вправе ограничивать зарплаты, льготы, представительские расходы. При том, что так называемых топ-менеджеров у нас больше всего именно в сфере госкорпораций.

По большому счёту имеет место обыкновенное хищение денег. Раздувают штат, берут туда знакомых, родственников, создают целые не нужные подразделения, сжирающие прибыль.

Эта болезнь побуждает руководителей предприятий постоянно увеличивать фонд заработной платы. Да, такая тенденция имеет место во всём мире. Но зачем нам заимствовать худшее?

И дело не только в зарплатах. Корпоратократы покупают себе дорогие автомобили, самолёты, особняки, оправдывая это служебной необходимостью.

Здесь есть ещё одна важная проблема. Бизнесмен если и зарабатывает большие деньги – получает их как бы в награду за риск. Это один из основополагающих принципов бизнеса. В случае с топ-менеджерами происходит подмена: без особого риска они получают бонусы, даже в том случае, если управляемое ими предприятие работает плохо и не получает доход. Эти люди своего рода замаскировавшиеся «олигархи-лайт», мало за что отвечающие.

Кроме того, активные энергичные люди перекачиваются из класса предпринимателей в этот класс топ-менеджеров, говоря попросту – паразитов общества. Понятно, что когда есть возможность не рисковать и много зарабатывать, многие выберут именно этот вариант, а не пойдут в бизнес. Между тем общество заинтересовано, чтобы были такие люди, которые брали бы на себя бизнес-риски. Вместо этого корпоратократы перекладывают риск на общество.

В России эта группа людей уже имеет политическое влияние. Их тысячи, возможно, десятки тысяч. И своё привилегированное положение уступать просто так они не захотят.

— Хорошо было бы, чтоб в России возникла некая инициативная группа, которая бы изучила, объяснила обществу, как элита якобы законными способами аккумулирует огромные деньги. – Размышляет известный учёный Сергей Кара-Мурза. – Запредельные бонусы топ-менеджерам – проблема, возникшая в ходе неолиберальной волны. То, что менеджеры стали получать огромные деньги, независимо от того, как идут дела у корпораций, многих возмущает на Западе.

А в России социальное расслоение приобрело даже не буржуазный характер. Это нечто архаическое, в прямом смысле олигархическое. В результате мы получаем порок в организации всей экономики, плюс – раскол общества. Неприязнь большинства к благополучной касте менеджеров со временем только усиливается.

Но корпоративные управленцы, конечно, не могли бы так благоденствовать, если бы не были вовлечены в общую систему отъёма средств у населения. Число денег, усилиями нашей верхушки ушедших мимо страны за 20 лет можно приблизительно оценить в 10 триллионов долларов. Если бы всё это потратить с умом, мы бы уже, наверно, коммунизм построили.

Автор : Алексей Полубота.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *