ИТОГИ ДЕСЯТИЛЕТИЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ…

Президент признался, что его «очень беспокоит то, что произошла стагнация в реальных доходах населения» 

В то же время доходы россиян официально начали падать в 2013 и с тех пор уровень жизни народа не переставал снижаться. Это официальная или государственная точка зрения, а она как вы понимаете проходит своё согласование на высшем уровне. Но то ли Путин, запамятовал по «мелочности» масштабов самого события, то ли еще чего — гадать не будем. Правда еще в 2011 Росстат вынужден был признать, что доходы народа перестали расти, но видимо, еще были надежды. Шли годы: светлое будущее всё больше тускнело, вера слабела, пришла пора подавать надежды. В 2020 «признался» Президент…

Российские власти, опасаясь падения рейтингов и утраты стабильности, продолжают декларировать незыблемость социальных обязательств. Тем не менее за внешней стабильностью скрывается горькая правда: сокращаются социальные программы, ликвидируются последние остатки социального государства, идет под нож малый и средний бизнес, растет армия обманутых дольщиков и число недостроев, увеличивается налоговый пресс. Реально Россия по величине ВВП еще не вышла на тот уровень, который союзная республика РСФС имела в 1991 году. Это Росстат рисует нам благостные картинки «экономического роста», а честные профессиональные экономисты старой школы (Григорий Ханин, Василий Симчера и др.), говорят, что реально валовой продукт страны составляет примерно 95% от уровня 1991 года. Проще говоря, на протяжении почти трех десятков лет Россия находилась в состоянии перманентного экономического кризиса, и из него до сих пор не вышла.Это картина макроэкономическая. А что на уровне микроэкономическом? Только в период 2000—2017 гг. в стране было уничтожено 74 тысячи заводов и фабрик. Потери, сопоставимые с теми, которые страна понесла в годы Великой Отечественной войны. Этап уничтожения крупных и крупнейших объектов отечественной промышленности и других отраслей реальной экономики, созданных в годы индустриализации, уже почти полностью завершен. Теперь начинается фаза уничтожения среднего и малого бизнеса, дающего работу миллионам наших граждан. При этом уничтожение подается как «естественный» процесс «конкурентной борьбы» и банкротств. Так, в 2018 году было зарегистрировано лишь 4 тысячи акционерных обществ (АО), а количество «сгоревших» (обанкротившихся) АО составило 16,5 тыс. По данным Министерства экономического развития, с августа 2018 по август 2019 в России закрылись 668 тысяч малых и средних предприятий. Их общее число в стране сократилось на 5,2%. В Росстате даже появился термин «процесс естественной убыли» субъектов малого и среднего предпринимательства. Ничего «естественного», очевидно, в этом нет. Процесс, вполне управляемый сверху.

Государство планомерно и последовательно уходит от таких социальных завоеваний, как бесплатное образование, медицина и жилье. Формально количество денег даже увеличивается. Например, финансирование здравоохранения в 2014 году выросло почти на 5%, то есть на 108 млрд руб. Но при этом количество «обычных» услуг сокращается, а деньги в основном идут на закупку дорогостоящего оборудования на котором оказывают уже платные услуги.
Нам навязывают, что в театре нет зрителя, есть клиент. Не стало ученика, есть только потребитель образовательных (и даже воспитательных!) услуг. Нет страждущего выздоровления человека, есть – клиент, который «всегда прав»! Врачи и медсестры, лаборанты и эпидемиологи превратились не более чем в поставщиков услуг. Это – бизнес. Происходит постепенное, планомерное уменьшение участия государства в системе здравоохранения и увеличение финансового влияния на эту сферу. В бизнес превращаются все части системы здравоохранения.

Наиболее показателен пример ЖКХ. Когда началась массовая приватизация, речь шла о передаче прав собственности только на квартиры. Все нежилые помещения дома оставались в ведении города, так как он нес все расходы по содержанию домов. Но, после того как были проданы все встроенные магазины, подвалы и другие подходящие части дома, а остались лишь бесполезные с точки зрения извлечения прибыли подъезды, вектор поменялся. Начиная с 2013 года капитальный ремонт должны оплачивать сами жильцы.

Еще одна статья расходов — предоставление жилья нуждающимся. С очередниками вопрос решили просто: жилье предоставляется не в собственность, а на условиях социального найма. Была даже идея внедрить социальную аренду, когда жилец доходного дома не только не получает никаких прав на квартиру, но и приносит некоторый доход государству. Но она, пока так и осталась на уровне концепции, подготовленной Минэкономразвития. Как говорится — не все сразу.
Однако гражданам, потерявшим жилье во время стихийных бедствий, новые квартиры все-таки выдавали. Теперь нет и этого. Еще в том же 2013 Правительство одобрило подготовленный Минфином законопроект о страховании жилья. Страхование признается добровольным, однако на компенсацию утраченного жилья могут претендовать только застрахованные лица. Таким образом, за затопленный из-за природных катаклизмов, сгоревший из-за пьяных соседей или взлетевший на воздух из-за ошибок военных с соседнего полигона дом заплатят страховые компании деньгами самих граждан или граждане напрямую из личного кармана.

Пенсионная реформа ещё раз показала сущность протекающих процессов. Она показала, что государство взяло курс на отказ от своих социальных обязательств перед гражданами и гордо следует этим путём. Повышение пенсионного возраста – пожалуй, самый сильный и болезненный удар по социальным завоеваниям нашего народа. Но не единственный! Есть и другие – чудовищные «реформы» в образовании, в культуре, оптимизация здравоохранения. В каждой из сфер государство демонстрирует свой отказ от своих, прописанных в Конституции России, обязательств перед населением страны. Государство Россия фактически нельзя больше назвать социальным, а упоминание величия нынешней России — звучит сегодня как откровенный сарказм. Ведь успех (благосостояние) всего общества и сила государства — это результат экономической и социальной политики, ее бюджет, по которым можно судить, является ли — это государство социальным.

Наоборот, создается впечатление, что одной из задач власти (не декларируемой, возможно, до конца не осознаваемой чиновниками) является «зачистка» страны — как ее экономики, так и ее населения. В дополнение к упомянутой основной задаче на власть возложена также задача «прикрытия» операции по «зачистке». В чем выражается эта функция «прикрытия»? Во-первых, в том, чтобы искажать реальное положение дел в стране. Таким искажением занимаются все министерства и ведомства. Искажение выражается даже в том, что происходит сознательное умалчивание тех или проблем. Например, Минфин должен выплатить гражданам компенсации ущерба, возникшего в результате резкого обесценения вкладов наших граждан в Сбербанке в 1991 году. Сумма компенсаций оценивается примерно в размере десяти нынешних годовых бюджетов Российской Федерации. Министр финансов Антон Силуанов начисто «забыл» об этих обязательствах и люди уже в течение многих лет не получают ни копейки компенсаций из казны. Разве это не сознательное умалчивание и сознательное искажение? Безусловно, что особое место в реализации функции искажения принадлежит Росстату. Чтобы он более «эффективно» выполнял эту функцию, его в прошлом году подчинили напрямую Минэкономразвития.

Во-вторых, в том, чтобы людям обещать «золотые горы» и погружать их во «вторую реальность» (так философы называют мир грез и мечтаний). За неполные тридцать лет число выданных властью обещаний не поддается учету. Часть этих обещаний носят вообще вербальный характер, их вообще к делу не пришьешь. Другие оформлены документально: в виде показателей, включенных в программы, проекты, концепции, стратегии и тому подобное. Число документов подобного рода исчисляется тысячами, а число показателей, содержащихся в них, уходит в бесконечность. Наиболее яркие примеры документов, призванных погрузить людей во «вторую реальность» — майские указы президента от 2012 и 2018 гг. Какие красивые перспективы на период до 2018 года включительно были нарисованы в майских указах 2012 года! Но ведь они были с треском провалены! Никакого серьезного «разбора полетов» по итогам выполнения (точнее невыполнения) указов 2012 года правительством проведено не было. Да и президент, судя по всему, на этом не настаивал. И без учета негативного опыта указов 2012 года был подготовлен майский указ 2018 году и с легкостью подписан президентом. 

Так что судя по всему, в послание президента РФ Федеральному собранию будут включены ритуальные пожелания про повышение благосостояния до небывалых высот, обильно пересыпанные неопределенными будущими временами и традиционной фразой «времени на раскачку нет». На чем можно будет ставить галочку и забывать про волнительную тему еще на год-два. Верующим во всемогущего «царя-батюшку» только и остается молиться! Поскольку «экономическая политика, которая проводится сегодня, способствует не развитию, а торможению и отчасти деградации производства» — это из речи Виталия Гнатышена, гендиректора читинского керамического завода «Мир». Забайкальских предпринимателей «душит» ресурсная и налоговая политика. Цена киловатта электроэнергии ­в крае — 5,23 руб. за производственную деятельность и 6,16 руб. за строительную. За три года цены взлетели на 28%, такой же расклад с углем и дизтопливом. Предприятие работает с перебоями; сотрудники, отправленные в вынужденные отпуска, не увольняются — рынок труда скукожился. Так, в строительной отрасли края на плаву держатся около пяти компаний. Десять лет назад их было около ста.

Любое развитие (т.е. движение вперед, существенное улучшение) весьма опасно для нынешнего правящего класса. Оздоровление экономической политики неизбежно выдвинет новых людей — профессиональных и честных. А нужны ли такие перемены хозяевам жизни, их отпрыскам и слугам? Тем, кто зарабатывает кровавые гешефты на «зимних вишнях», наспех слепленных «бизнесах», подобных сгоревшему торговому центру в Кемерове? За два последних года в банковскую систему страны было закачано 4 трлн рублей. Это вливание никак не повлияло на экономический рост — деньги чудесным образом «растворились». Малейшие перемены в финансовой политике затронут влиятельную группу выгодополучателей нынешнего курса. А оно им надо?! Кто ж согласится выпустить из рук такие деньжищи?! Отсутствие стратегии развития у страны означает только одно: в нынешнем правящем слое просто нет людей, способных ее создать. У временщиков свой календарь, даже если они сидят на должностях десятилетиями. Он отличен от народных чаяний, и в нем нет «пятилеток великих свершений» или сроков построения государства всеобщего благоденствия. Акулы гедонизма живут в логике удовлетворения всё возрастающих личных потребностей. Народ России в нее просто не вписывается. Он — досадная помеха, непрофильный актив, доставшийся в придачу к советской тяжелой индустрии, полезным ископаемым и ядерному оружию.

У правящего режима нет и не может быть программы развития страны. Отсутствие официально заявленной стратегии весьма выгодно для госуправленцев. Если нет целей, стоит ли волноваться за их достижение?! Нет стратегии — нет и ответственности, можно не думать о результате. А вот любая конкретика вроде 25 млн рабочих мест — повод для анализа и выводов. Сложившийся расклад с точки зрения народной пользы и здравого смысла, конечно, совершенно ненормален. Но он вполне объясним. Правящий класс не спущен к нам с Марса, не завезен из Вашингтона, он наш, местный, «духовноскрепный». Взращенный на интеллектуальных и нравственных идеях, укорененных в обществе. А именно: тотальной лжи и беспредельной трусости отечественной интеллигенции.

Что народ? Он может выйти на улицы, выплеснуть свой гнев и горе, когда детей его сожгут — как это было в Кемерове. Более полутора тысяч протестных акций прошли в 2019 году, но их число будет возрастать. Болезнь нашего общества имеет социально-экономический характер. Наступивший 2020 год аккумулирует перезревшие проблемы российской экономики в политические. Недовольство властью, социально-экономической политикой может привести к политической активности общества. По всему, тенденция на рост протестов, которая в 2019 году стала уже вполне явной, в 2020 году продолжится. Рост протестной активности в 2020 году с очень высокой долей вероятности перейдет на качественно иной уровень — если в 19 году протесты были локальными и разнесенными по времени, хотя и вспыхивали в разных местах по разным поводам, то в 2020 году количество протестов будет только нарастать, что приведет к совпадению во времени сразу нескольких крупных протестов в разных регионах. И такая ситуация будет повторяться все чаще. И это движение продолжает нарастать по мере того как ухудшается экономическое положение людей и отменяются социальные завоевания — наследие СССР.  Сегодня в России оформляется вектор социального взрыва, направленного против режима.

Нынешняя российская власть — не про развитие, они только про перераспределение. А всевозможные послания и тяжкие раздумья, как бы народу жилось лучше — это для нездоровых головой. Которые еще имеют глупость верить в светлое будущее под водительством нынешней братии. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *