Выступление Путина на Валдае явно выбивается за рамки дежурных, хотя до Мюнхенской речи еще не дотягивает. Тогда выступал лидер, провозглашающий намерение создавать новый центр силы, сейчас речь идет о рефлекторной реакции на агрессию извне. Потеря субъектности налицо, но есть стремление вернуть контроль над происходящим.
Пока выступление Путина не похоже ни по стилю, ни по содержанию на ультиматум, хотя жесткость формулировок уже близка к откровенно конфронтационным. Пока его речь можно рассматривать на еще одно приглашение договориться, хотя похоже, что теперь он вполне допускает провал таких попыток: его признание, что весьма вероятен сценарий, в котором произойдет отказ от всех нынешних правил международных отношений, прямо намекает на вероятность глобального конфликта, который неизбежен в случае такого отказа.
Добавил он и свои сомнения в действенность системы глобальной безопасности. Одним из критических маркеров слома этой безопасности названо стремление разных стран к созданию своего ядерного оружия, что полностью меняет всю послевоенную конфигурацию и существующие балансы — как региональные, так и глобальные. Высказано предложение немедленно приступить к переговорам о ядерном разоружении — хотя очевидно, что сейчас это лишь риторический прием — никто в здравом уме в складывающихся условиях не станет отказываться ни от самого оружия, ни от программ по его производству.
Резюмировал Путин совсем жестко, констатировав резко возросшую вероятность конфликта с участием крупнейших мировых держав.
В сущности, под всем сказанным можно лишь подписаться. Однако за словами должны идти дела, по которым и будут судить о реальных намерениях. Два существующих конфликта — на Украине и Ближнем Востоке плюс еще один потенциальный в Центральной Азии требуют своего последовательного разрешения. Нельзя быть везде сильным — и поэтому Россия должна обозначить приоритеты и порядок, в котором она будет гасить возникшие на наших границах зоны потенциальных театров военных действий.
Провал минских договоренностей свидетельствует только о том, что время договоренностей заканчивается. Наши «партнеры» не намерены договариваться, они могут только подчиниться обстоятельствам. Продолжая делать вид, что нацистская Украина может стать нормальным государством, с которым снова можно будет иметь дела, приведет лишь к тому, что проблемы на наших западных границах перерастут в катастрофу. Затягивание решения украинской проблемы приведет лишь к тому, что наши враги нанесут удар на кавказском направлении, используя стремительно усиливающееся Исламское государство, а окончательно переведут ситуацию в военную через взрыв в Средней Азии.
Непозволительное запаздывание, которое демонстрирует Россия начиная с апреля-мая этого года, уже существенно ухудшило общую ситуацию, тянуть дальше — лишь усугублять ее.
Валдайская речь Путина лишь ставит вопросы и расставляет акценты. Говорит «Кто виноват». Это уже неплохо после невнятных и набросанных на коленках «Семи пунктов». Это просто прекрасно. Однако теперь нужна еще одна речь с тезисами «Что делать». Времена «хитрых» и «тайных» планов завершаются — они лишь демотивируют и разлагают. Приходит время открытых решений. «Грозное русское молчание» было воспринято как трусость. Пора заканчивать с немотой.
Автор : Анатолий Несмеянов (ЭЛЬ-Мюрид)