Оффшорный дефолт

Кипр обойдется нам в 180 миллиардов

Президент Кипра Никос Анастасиадис вечером в понедельник заявил о том, что парламент этой страны не поддержит введение налога на депозиты в местных банках. Однако российские эксперты в один голос утверждают, что этот закон будет принят уже сегодня вечером в наихудшем для российских граждан и компаний варианте. Спасая национальный суверенитет, островное государство пощадит лишь собственных небогатых граждан, иностранцы же заплатят за операцию спасения сполна.

Слова кипрского президента распространило агентство РИА Новости со ссылкой на греческий телеканал Mega. Об отказе парламента поддержать новый налог Никос Анастасиадис сообщил по телефону еврокомиссару по экономической политике Олли Рену и евродепутату Элмару Брокку. Как передает телеканал, президент заявил: «Когда я вас предупреждал, что в парламенте нет большинства, которое одобрит соглашение, вы меня не слушали. Передайте привет госпоже Меркель». Для принятия нового налога в парламенте за него должны проголосовать 29 человек. Однако, по словам президента, из 28 членов президентской партии ДИСИ (Демократический сбор) 8 человек отказались поддерживать введение сбора.

Кроме того, агентство Reuters сообщило, что Евросоюз согласился уменьшить или совсем отменить налоговый сбор для вкладов менее 100 тысяч евро. Министр финансов Кипра Саррис утверждает, это не помешает Кипру получить в результате сборов 5,8 миллиардов евро. Большую часть, около 80 % этой суммы взыщут с россиян: по данным рейтингового агентства Moody’s, на депозитах банков из России на Кипре находится 12 миллиардов долларов; еще 19 миллиардов хранится на депозитах юридических лиц.

— Для россиян и российских корпораций, имеющих счета на Кипре главный урок этой истории состоит в том, что они твердо уяснят, что в сегодняшнем мире банки – это не то место, где можно сохранить деньги. И поэтому в своих финансовых стратегиях надо основательно менять правила, — говорит экономист, президент компании «НЕОКОН» Михаил Хазин. Для теряющих деньги на Кипре основная проблема – не в том, что их обидели, а в том, что весьма значительная часть этих капиталов получена нелегальным способом. Поэтому перевезти эти деньги оттуда, скажем, в Россию, не получится. Ведь налоговая служба сразу же задаст вопрос: «Откуда эти суммы?»

 — Почему реакция президента Владимира Путина и главы правительства Дмитрия Медведева на голосование в кипрском парламенте была такой острой?

— Для них это плевок в лицо со стороны Евросоюза,  который российскими либералами почему-то  считается нашим давним партнером. Два десятилетия развитые страны Европы убеждали нас, что есть цивилизованные страны, которые не кидают в финансовых вопросах, — это они. И есть нецивилизованные страны, от которых можно ждать что угодно, – это мы. То есть у нас кидать на деньги принято, а у них – нет. Теперь же выясняется, что кидают и они.

При этом много крупных российских компаний потеряли деньги. И теперь их владельцы обращаются к Путину и говорят: «Мы платим огромные налоги, а вы нас не защищаете совсем. Мы потеряли деньги, Соединенные Штаты в такой ситуации до последнего стоят стеной за свои корпорации, а вы – нет». Но мы не США, и тем более давно уже не СССР. И Запад это прекрасно понимает.

 — Каково же будет развитие ситуации?

— Давайте подождем голосования в парламенте сегодня-завтра. Но очевидно, что его решения будут продиктованы фискальной необходимостью и спасением суверенитета страны. Поэтому конфискационный кризис будет развиваться. После обложения данью депозитов наш народ убежит с Кипра. При этом неминуемо окажется, что банки не в состоянии выполнять обязательства перед всеми вкладчиками, поэтому им предстоит массовое банкротство.

Причем, совершенно очевидно, что конфискационный кризис продлится и в другие страны: Италию, Испанию, Францию – и далее везде… Это лишь вопрос времени.

— Либеральные СМИ приглашают нас сопереживать обманутым прохиндеям и жуликам, но мы не будем этого делать, — говорит председатель Экспертного совета «Опоры России», доктор экономических наук, профессор, член «Справедливой России» Никита Кричевский. Ведь это первая крупная победа в борьбе с коррупцией и деоффшоризацией российских капиталов. И, хотя она случилась вообще без наших усилий, ей надо радоваться.

Значительные средства, из числа попадающих под повышенное налогообложение на Кипре, –продолжает эксперт, – принадлежат российским коррупционерам и подпольным бизнесменам – как тем, о чьих грехах уже сообщили правоохранительные органы, так и тем, кто формально вывел средства от российского налогообложения в соответствии с законом. Однако эти последние капиталы все равно по своей сути являются антиобщественными. Во всем мире убегающие в оффшоры деньги принято считать асоциальными по происхождению. Сегодня Россия остается чуть ли не единственной страной на планете, где принято закрывать глаза на подобные массовые процессы.

 — На ваш взгляд, как будет развиваться ситуация?

— Кипр как государство находится в одном шаге от неминуемого банкротства. Ведь фактически вводимый побор с депозитом является дефолтом – отказом от исполнения обязательств финансовой системы. При этом, конечно же, во главу угла ставятся интересы собственных граждан, хотя пострадают все, и в первую очередь — небогатые. Принцип сделать минимальные ставки налога для капиталов менее 100 тысяч евро – это, конечно, мера по защите местного населения, которого всего-то насчитывается 1 миллион 300 тысяч человек. Первоначальная ставка в 6,75% для малых счетов, безусловно, не имела шансов на прохождение в парламенте.

 — Президент Кипра заверил в понедельник вечером, что парламент едва ли вообще проголосует за налогообложение депозитов.

— Это российские СМИ немножко тенденциозно сделали перевод. Я вас уверяю, Кипру некуда деваться, его парламент проголосует за скорректированную ставку по налогу на депозиты для капиталов менее 100 тысяч евро – на уровне 0 — 3,5%, а для капиталов свыше этой суммы – на уровне 16% и выше вместо первоначально планировавшихся 9%. Таким образом, требуемую им сумму в 5,8 млрд. евро они соберут. При этом потери российских частных лиц и компаний составят от 4 до 4,5 млрд. евро. Так что наш вклад в спасение острова Афродиты уже известен. С точки зрения киприотов это разумное решение – ведь интересы крупного спекулятивного, а зачастую и криминального капитала принято учитывать в последнюю очередь. Так что сегодня вечером следует ожидать принятие закона в такой редакции.

 — Что будут делать пострадавшие россияне с оставшимися деньгами?

— К сожалению, эти капиталы, скорее всего, не вернутся в Россию. Это точно. Но все равно, Кипр продемонстрировал, что оффшор не гарантирует сохранение денег. Ведь до этого считалось, что если один раз вывел из страны нелегальные средства, то они твои навсегда.

Я уверен, что на Кипре еще будут приняты и административные, и фискальные меры еще более радикального характера. Ведь дефолт – это всегда лишь промежуточная стадия на пути к более выраженным социальным и экономическим потрясениям.

Нужно сказать спасибо Кипру за то, что показал, как нужно бороться с сомнительными капиталами, преимущественно ворованными. Ведь даже если они были выведены из России в соответствии с формальными законами и правилами, по сути, эти деньги украдены у нашего общества. В пересчете на рубли объем того, что изымет Кипр с российских счетов, достигает 160-180 миллиардов рублей. На эти деньги в стране можно было бы построить тысячи больниц, школ, детских садов, сотни километров автодорог. И уже точно удалось бы оснастить все квартиры в стране приборами учета тепла и воды, что снизило бы коммунальные платежи для всех россиян. Но ничего этого у нас в стране нет. А ведь это только капля в море от того, что было вывезено за рубеж.

Для российских корпораций это очень крупные потери, ведь вывести капиталы с острова, несмотря на раннее оповещение, все равно в одночасье оказалось невозможно. А у нас практически все крупные структуры имеют счета на Кипре. Так, холдинг ОНЭКСИМ Прохорова, да и все крупные предприятия черной металлургии там зарегистрированы; 9% уставного капитала «Лукойла» также принадлежит кипрской компании. Я полагаю, теперь оставшиеся капиталы будут перемещаться в другие оффшоры, под юрисдикцию стран с хорошей репутацией в финансовых кругах.  Хотя на самом деле это ничего не гарантирует. Кипр до недавнего времени тоже имел прекрасную реутацию в финансовых кругах.

Но лучше бы они вернулись в Россию, ведь как только это будет в интересах крупных корпораций, у нас сразу будут приведены в порядок и финансовая система, и судебное уложение. Сегодня власть закрывает глаза на все прорехи, поскольку все и так довольны. Никому на верху ничего менять не надо.

Автор : Николай Чеховский.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *