Предпринимателей у нас не любят. И надо сказать, не только у нас.

С тех пор, как в России завёлся бизнес, а тому уж немного-немало – четверть века – целое трудовое поколение, так вот с той самой поры просвещённая публика недовольна его моральным уровнем. Бизнес, рынок, здоровая конкуренция – это, конечно, хорошо, но, господа! Бизнес должен быть нравственным, цивилизованным, а у нас он – увы! — безнравственный, дикий, компрадорский (не очень понимаю, что это значит, но нечто зловещее; испанское слово наводит на мысли о корриде). В общем, не такой, как грезилось в  кухонных интеллигенских мечтаниях.
Предпринимателей у нас не любят. И надо сказать, не только у нас. Не надо воображать себя национально-исключительными, хотя бы и по этой части. Предпринимателей и вообще людей выше среднего достатка не любят везде. Особенно тех, которые разбогатели недавно. Французы, например, ещё так-сяк прощают историческое, наследственное богатство (по принципу «сын за отца не отвечает»), но недавние, сегодняшние, тёпленькие денежки — не простят ни за что в жизни. Итальянцы, узнав, что кто-то разбогател, в первую очередь задаются вопросом: «А где он это украл?» Надо видеть, с какой специфической интонацией и ужимочкой произносит средний итальянец: «Un arrichito!» — разбогатевший.
Есть только одна страна в мире, где с детским восторгом выслушиваются success stories — истории о том, как кто-то сделал деньги с нуля. Эта страна, как легко догадаться, Соединенные Штаты Америки. Сравните ауру слов self made man nouveau rich. Английский «Селф мейд мен» – это прекрасно, уважаемо, достойно восхищённого подражания. А французский нувориш – это … ну, сами знаете, что это такое. А ведь по существу эти слова значат одно и то же: человек, сам и недавно заработавший свои деньги. 

Чем же недовольна публика в предпринимательском классе? Давайте перечислим, моральные претензии к предпринимательскому классу. Перечисляем, не особо задумываясь, то, что известно каждому из практики, из книг, из телевизора и вообще носится в воздухе. Итак, предприниматели
— «кидают» друг друга и вообще всех подряд (это вообще их основное профессиональное занятие);
— захватывают чужие бизнесы;
— не платят налогов (из чего социалку развивать будем?);
— не развивают отечественную промышленность, а всё только купи-продай.
— обманывают покупателей, впаривая некачественные товары и услуги;
— трудящихся вообще за людей не считают;
— дают взятки чиновникам;
— не занимаются благотворительностью;
— выбрасывают деньги на пьянки с девочками, а нет бы отдать старушкам;
— имеют низкий культурный уровень, темны и невежественны;
— и вообще все они бывшие бандюки.
Такие вот вырисовываются социально безответственные, жуликоватые, жадные и невежественные предприниматели.
Ежели кто думает, что я примусь этот список опровергать, то он не прав. Не примусь. Потому что всё перечисленное – истинная правда. Такие именно они и есть – эти российские нувориши. Почему нувориши? А — просто. Бизнес-то у нас молодой, всё миллионеры-миллиардеры – в первом поколении. 
Конечно, не каждый предприниматель выполняет все пункты разом народных претензий к бизнесу, но выполняй он все разом — это вышло бы уж чересчур картинно. Чтобы всё и разом, и в одном человеке! Это просто какой-то опереточный злодей бы получился, а не скромный отечественный бизнесмен.
Потом, конечно, многое зависит от отрасли: водочный торговец – это одно дело, а IT бизнесмен – другое, разные это персонажи. Но только вот не следует надеяться, что в будущем, в том неопределённо-светлом будущем, в которое мы иногда по привычке верим, возобладают айтишные интеллектуалы. Всё это нано-маниловщина, ничуть не меньшая, чем представления нашего детства о том, что в ближайшее время мы все улетим на Луну и работать будем на межпланетных станциях. Большая часть деятельности есть и будет проста и даже брутальна: строительство, простое производство (вовсе не нано), сельское хозяйство и преработка сельхозсырья. Ну, плюс торговля всем подряд. Соответственно и предприниматели будут простые ребята. Других предпринимателей у Господа Бога для нас нет. 

Нашему народу удивительно не везёт. Что ни возьми – всё не слава Богу. Климат – холодный, чиновники – загребущие. Даже история, как утверждают знатоки, повышенно трагическая. Теперь вот новая напасть – аморальный бизнес. И откуда только эта напасть прилетела и почему именно на наши головы?
Откуда взялись бизнесмены? Из кого сформировалось наша предпринимательская прослойка? Не требуется особого умственного напряжения, чтобы ответить на этот вопрос. Из наших. Из нас с вами она и сформировалась. Иностранцы в нашем бизнесе – скорее редкость, хотя мы и ждём их уж третий десяток лет – со времени выхода закона о совместных предприятиях. Но наш Штольц всё не едет, и, знаете, я его понимаю. В любом случае, иностранное участие — дело не массовое и касается только очень крупного бизнеса. В мелко-среднем бизнесе у нас орудуют строго национальные кадры. Так что все уродства организовали наши любезные соотечественники. Всем миром. Соборно организовали.
Помните, на рубеже 80-90-х, ещё в эпоху кооперативов, бытовало такое выражение «уйти в бизнес». В бизнес уходили инженеры, учёные, учителя, труженики бесчисленных НИИ и «почтовых ящиков», госслужащие тоже уходили. (Это сегодня госслужба – сама по себе – бизнес, тогда-то всё было патриархально-скромненько). Вот они-то и сформировали современное «третье сословие» — буржуа. И продолжают формировать. Потому что в него, «третье сословие» вливаются новые пришельцы – те же врачи-инженеры-учителя-военные. Лица без профессий. «Юноши, обдумывающие житьё» и пришедшие к выводу, что «так жить нельзя». Все они пытаются «замутить бизнес», как теперь принято выражаться, и удержаться в нём.
Вырисовывается пренеприятная история. Гадкие ОНИ, которые «кидают», впаривают фуфло, коррумпируют чиновников – на самом деле – это МЫ. Ровно те же самые МЫ, которые вместе учились в школе, жили по соседству, ездили в пионерлагерь, участвовали в олимпиаде по физике. Кстати сказать, точно такие же МЫ – это ненавистные всем чиновники. Взяточники, распильщики бюджетов, гонители и утеснители, продавшие и разворовавшие Отчизну.
Так вот говорить о моральном облике, как выражались в оны дни, предпринимательского сообщества – это значит говорить о моральном уровне всего общества. Бизнес (а равно политика, госуправление и всё остальное-прочее) у нас ровно таковы, какова господствующая общественная мораль. Не выше – не ниже. Мысль неприятная. Но, к сожалению, это так. Всё, что делает человек, — это эманация его духа. Производное его морали. 
Есть даже такая мысль, что именно конкуренция моральных норм является базой эволюции человеческих сообществ. Побеждают те, у кого мораль выше. Эта конкуренция играет ту же роль, какую естественный отбор — в природном царстве. Эта мысль высказана австрийским экономистом и философом Ф. Хайеком в книге «преступная самонадеянность». В начале 90-х Хайек вошёл в интеллектуальную моду – вместе с неолиберализмом, которого он придерживался, и вместе в либерализмом из моды и вышел. Но и немодные мысли могут быть полезными и ценными. 
Мы, давно и надолго ушибленные школярским истматом, привычно думаем обратное. Вот-де жизнь такая — ну и мы такие (лживые, ленивые, жуликоватые). Вот была бы жизнь другая – вот бы тогда… Вариант: вот было бы у нас правовое государство (нормальные законы, цивилизованные порядки, помощь малому бизнесу со стороны государства) – ну тогда и люди, естественно, вели бы себя по-другому. А так – от нас ничего не зависит. Истмат вообще изумительно наложился на нашу родную обломовщину и привычку «всякое несчастье вешать, как кафтан, на чужой гвоздь», как верно заметил великий автор Обломова.
На самом деле и бизнес, и жизнь во всех её аспектах ровно таковы, какова общественная мораль. Хотелось бы, конечно, чтобы добрые, но невезучие МЫ были такими же, каковы мы есть, т.е. врали, ленились, опаздывали, тянули по мелочи что плохо лежит, а вот злые гадкие ОНИ были бы всегда безукоризненны, корректны и профессиональны, словно герои брошюры «Английский для делового общения». Хотелось бы, но, к сожалению, так не бывает. И нужно собраться с духом и признать этот факт как обстоятельство непреодолимой силы. 
Поэтому говорить об уродствах бизнеса – это говорить об уродствах всего общества. Нужно ли это? Считаю – очень нужно. Потому что нет ничего полезнее прямого взгляда на вещи (тоже прекрасное выражение из «Обломова») и на себя. Любое усовершенствование начинается с признания несовершенства. С составления дефектной ведомости. 

Есть ли какая-то специфика в морали бизнесменов? Или вообще в них самих? Специфика есть. Очевидно, что к тем или иным профессиям притягивается определённый тип людей. Поэтому бухгалтеры не похожи на актёров, а врачи на таксистов. Это очевидный и повсеместно наблюдаемый факт. Но основные, базовые поведенческие реакции у всего народа – едины. На то он и единый народ. Вполне вероятно, что наряду с общностью языка, территории и бытового уклада – эти самые реакции и представляют собой «народообразующий фактор». К счастью или к сожалению – это уж как посмотреть.
Бизнесмены – это наиболее витальная, активная часть общества. Люди с пониженным уровнем тревожности («как бы чего не вышло» — не их вопрос) и повышенным – рисковости. При этом люди творческие – придумщики, сочинители. Только кто-то сочиняет на бумаге (теперь уж на клавиатуре), а кто-то – в жизни. Разумеется, уровень новизны «сочинения» очень разный – от почти нулевого до значительного. Чем меньше новизны в сочинении-бизнесе – тем больше требуется прилежания и энергии в его осуществлении. Впрочем, энергия нужна всегда.

Автор : Сергей Криндач

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *