ЗАПАД НАМ ПОМОЖЕТ, ИЛИ НАТО И НЕЗАВИСИМОСТЬ

ЗАПАД НАМ ПОМОЖЕТ, ИЛИ НАТО И НЕЗАВИСИМОСТЬ

Автор: Сергей Криндач

Ведущие страны НАТО  с остервенением пилят сук на котором сидят. Сербия, Афганистан, Ирак, Ливия – как бы ни относиться к местным режимам – классические примеры неспровоцированной, неприкрытой агрессии. И если в первых трех случаях ведущую роль играли США и можно было, заблуждаясь, говорить исключительно о потомственной американской агрессивности, рассматривая остальные страны НАТО как невольных соучастников, то франко-англо-итальянская инициатива в ливийской войне засвидетельствовала – в клубе бандитов бандиты все.

Давайте попробуем без гнева и пристрастия, максимально цинично посмотреть, что же дали странам НАТО четыре агрессивные войны, выигранные тактически, но проигранные стратегически в последнее десятилетие.

 

Сербия. Отделение Косово стало прецедентом, обеспечившим признание Абхазии и Южной Осетии. Думается, для НАТО Сербия с Косово или без Косово значила куда меньше, чем потенциальная возможность восстановления российского имперского проекта. Между тем, прецедент Косово, подтвержденный Абхазией и Южной Осетией, полностью развязывает руки именно России. По этой модели можно все постсоветское пространство превратить в своего рода Абхазии (каждую бывшую республику легко разделить, какую на пять, а какую на пятьдесят квази-государств). Причем признание Абхазии и Южной Осетии только Россией да еще тремя странами не ослабляет, а укрепляет именно российские позиции. Раз больше никто не признал – местная элита не имеет пространства для маневра, не может по украинскому примеру «балансировать» между Москвой и Вашингтоном, ЕЭП и ЕС, исправно поплевывая в российский суп. Сухуми и Цхинвал будут верны Москве просто потому, что им больше не на кого опереться, а без российской поддержки они немедленно увидят заботливо восстановленную американцами после августовского разгрома 2008 года грузинскую армию. Никакой косовский наркотрафик, какие бы высокопоставленные «цивилизаторы» ни грели на нем руки, не оправдывает, с точки зрения интересов ведущих членов НАТО, создания международно-правового прецедента, легитимизирующего восстановление российского контроля над утраченными в конце двадцатого века территориями.

 

Причем натовцам еще повезло с тупыми постсоветскими элитами, которые пока не поняли, что они уже полностью сданы Москве и пытаются по привычке «балансировать». Более умные политики уже занимали бы в Кремле очередь, чтобы успеть выторговать хоть маленькие, но льготы за сдачу «западного вектора» внешней политики. Деваться-то все равно некуда, так надо попытаться расслабиться и получить удовольствие…

 

Остальные три войны в мусульманском мире – верх идиотского цинизма. Страны НАТО демонстративно нарушили все международные нормы, присвоив право определять легитимность тех или иных режимов и вооруженным путем свергать неугодные. Не будем делать вид, что мы верим в политику, делающуюся в белых перчатках, и потому не станем морализировать. Проблема для стран НАТО не в том, что их действия непорядочны, а в том, что они не выгодны в долгосрочном плане.

 

Можно рассказывать о том, что плохой Советский Союз подписал договор о ненападении с Гитлером, и это плохо потому, что плохо, а хорошие страны Запада, давно имевшие с тем же Гитлером аналогичные договоры, подарили нацистам Чехословакию в Мюнхене, и это хорошо потому, что хорошо. Те события были давно, и средний современный житель планеты Земля осведомлен о них не намного лучше, чем об эпохе динозавров. Но нельзя говорить, что СССР был плох, поскольку вводил войска в Чехословакию и в Афганистан, обставляя это, кстати, как просьбу законных правительств об оказании помощи, а самим оставаться хорошими, на глазах всего мира свергая законные правительства, где и когда душа пожелает. Такой подход подрывает авторитет, а потеря авторитета влечет за собой как политические, так и экономические издержки. Порой эти утраты невосполнимы.

 

Однако страшнее потери авторитета – создание прецедента. Худо-бедно с 1945 года любая военная операция должна была либо проводиться по просьбе защищаемого союзника (СССР в Афганистане, США в Южном Вьетнаме), либо с санкции ООН. Все остальное является агрессией, и результаты таких войн не могут быть признаны мировым сообществом. То есть и через сто лет (при изменении ситуации) можно все отыграть назад.

 

Сейчас странам НАТО наплевать на грубое нарушение международного права, поскольку они самые сильные на планете. Но ничто не вечно под луной, в 1989 году никто не предполагал, что через два года развалится СССР. В 1999 году мало кто прогнозировал системный кризис мировой капиталистической экономики и ее локомотива США через каких-то восемь-девять лет. Никто сегодня не скажет вам, какая страна будет мировым военным гегемоном в средине двадцать первого века. И где гарантия, что Пакистан не будет «уничтожать террористов» на американской территории при помощи беспилотников, или что Зимбабве не сочтет правильным «цивилизовать» натовцев путем замены демократических режимов черной расистской диктатурой. Сегодня такие предположения выглядят смешно, но ведь и Германия в 1933 году еще не имела ни одного танка, ее армия насчитывала десять пехотных и три кавалерийских дивизии, а в 1940 году она уже за месяц стерла в порошок считавшуюся в то время лучшей в мире французскую армию…

Отказываясь от международного закона в пользу международного бандитизма, страны НАТО в среднесрочной перспективе ставят под удар свою собственную безопасность.

 

Наконец, последняя война (в Ливии) опасна для НАТО еще и тем, что она продемонстрировала – крошечный (пятимиллионный) народ, вооруженный давно устаревшим оружием, ведущий внутреннюю войну (против собственных мятежников) и одновременно внешнюю (против наиболее мощных в военном отношении стран НАТО – Франции, Британии, Италии, опирающихся на поддержку США и усиленных контингентами десятка более мелких европейцев), смог продержатьсяболее полугода . Если говорят, что трехмесячная Финская война СССР продемонстрировала миру слабость Красной армии и подтолкнула Гитлера к решению напасть, то сколь отчетливо слабость НАТО продемонстрировала война всего блока против одного полковника Каддафи? И кого и от кого такие вояки могут защитить? Эстонию? Тайвань? Как Грузию?

 

Таким образом, бессмысленная военная политика НАТО, с одной стороны, ликвидировала международно-правовой режим, обеспечивавший консервацию западной политической гегемонии, достигнутой по итогам холодной войны. Демонтировать западную гегемонию без войны было нельзя, а подготовка к агрессивной войне против Запада была бы немедленно заблокирована при помощи международных политических институтов, подконтрольных тому же Западу. Теперь эти институты скомпрометированы, а агрессивная война релегитимизирована в качестве способа достижения политических или экономических целей.

 

С другой стороны, эта же политика обеспечила потенциальных военных противников НАТО морально-политическими и правовыми аргументами, оправдывающими потенциальную агрессию против одного из членов блока с целью приобретения политических или экономических дивидендов. Главный из этих аргументов – прецедент, который является к тому же краеугольным камнем всего западного права. Наконец, эта политика продемонстрировала военную слабость Запада, неспособного всем миром справиться с одной Ливией. Это значит, что потенциального агрессора не остановит и страх перед кажущейся подавляющей военной мощью НАТО. Всем известно – тигр бумажный.

 

Кстати, отсутствие страха перед НАТО практически хоронит и экономическую гегемонию Запада. Она и раньше-то обеспечивалась штыками, а в условиях мирового системного кризиса штыки для экономического доминирования тем более необходимы, а штыков-то и нет…

  Автор: Сергей  Криндач.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *