Почему вирус российской экономики неизлечим

9 мая президент обратится к нации, а затем возложит цветы на могилы малого и среднего бизнеса…

1. Российская финансовая система сейчас в довольно поганой ситуации. По иронии судьбы отмена «карантиникул» или самоизоляции может запустить процесс ее разрушения, поскольку она у нас практически полностью завязана на поступлении валюты от «экспортной трубы» — которая фактически перестала генерировать прибыль.

2. Специфика экономики, построенной исключительно на сборе природной ренты (а вся другая экономика за 30 постсоветских лет была успешно уничтожена), заключается в том, что контуры производства и потребления живут в параллельных мирах.

Контур производства ориентирован на экспорт сырья, а контур потребления — на импорт приблизительно всего, что мы носим, на чем ездим, и чем пользуемся в быту. Сюда входит даже немалая часть продовольствия. То есть потребительский рынок России почти полностью завязан на импорт.

Вообще говоря, в такой экономике, редуцированной до «экономики трубы», население является балластом и «центром затрат», постоянно сосущим ресурсы. Ну, за исключением лишь тех, кто непосредственно завязан на добычу и экспорт через эту самую метафорическую «трубу».

3. Проблема в том, что эта бизнес-модель обанкротилась.
Ведь доходы от «экспортного контура» не только полностью должны обеспечивать валютой импорт («потребительский рынок»), но и покрывать нужды государства — а они в России колоссальные. В России очень дорогое государство, потому что оно «приватизировано» практически на всех уровнях. Объем средств, которые выкачиваются в виде налогов и «неформальной ренты» за административный ресурс, намного превышает 70% от дохода в любой из сфер. Грубо говоря, намного больше 70% ваших доходов уходит на налоги, штрафы, взятки, и всевозможные затраты, связанные так или иначе, прямо или косвенно, с государством. Как иллюстрация: в структуре стоимости топлива сейчас свыше 70% — это налоги…

Содержать такое дорогое государство и кормить столько населения, при такой «упрощенной» и «редуцированной» экономике — нерентабельно. Раньше это окупалось за счет растущей какое-то время (а если быть точнее – с 2000 по 2014 гг.) природной ренты. Примерно с 2014 г. общий размер доходов от ренты начал сокращался, но «доля государства» (точнее, его «приватизаторов») в них росла — за счет населения, естественно. Доходы населения падали последние 6 лет — налоговая, административная и прочая «штрафная» нагрузка росла.

Специфика нынешней ситуации в том, что «экспортный контур» перестал окупать даже себя сам, не говоря уже о том, чтобы он кормил государство и обеспечивал население с его потребительским рынком. Это вообще ситуация «идеального шторма». При около-нулевой рентабельности продажи сырья цены, вероятно, начнут медленно отрастать, а вот с объемами будет незадача. Глобальная экономика вошла в долгосрочный цикл «отрицательного роста», который продлится долгие годы.

4. Всем, кто надеялся на резервы Фонда национального благосостояния России (ФНБ) или Золотовалютные резервы (ЗВР): забудьте про них. Это «кого надо резервы» — их, считайте, больше нет. Большая их часть пойдет на погашение крупных долгов, которые понабрали госкорпорации (Роснефть, Газпром и т.д.) за все это время. В общем «все уже украдено до нас», и резервов либо нет, либо во много раз меньше, чем вы думаете.

И прямо сейчас мы их коллективно проедаем, ибо «экспортный контур», как выше сказано, доходов не генерирует. Купили бананчик в магазине — проели часть валютных резервов Родины, именно так.

5. Что из этого следует в практическом смысле?

Россию в ближайшие месяцы ждет острый дефицит валюты. Ее потребление государство постарается минимизировать всеми способами. Усложнить и затруднить импорт, минимизировать внешний туризм и так далее. Вслед за этим логично просматривается ряд других мер, таких как ограничение валютообмена, принудительная конвертация валютных вкладов, ограничение потребления (карантин — такой инструмент ограничения). Ну и наконец — глубокая девальвация рубля, масштабом никак не меньше произошедшей в 2014 году.

6. Все это, к сожалению или к счастью, не поможет. Система обанкротилась, и на сей раз без дураков. Если в 2014 г был некий «тревожный звонок», то сейчас уже началась ликвидация. А это означает, что надо готовиться к большим политическим потрясениям (и беспорядкам). Мне кажется, «наверху» это прекрасно понимают, и именно этим обусловлены и карантин, и прочие ограничения и ужесточения, недавно принятые в ГК и УК РФ в пожарном порядке, по 3 чтения в один день. А также монструозный бюджет на Росгвардию.

Проблема в том, что эти ужесточения — увы, тоже не помогут. Надо менять бизнес-модель: создавать более сложную и самодостаточную экономику, производящую потребительские товары для людей и менее тотально зависящую от импорта. Или, если не создавать, то хотя бы перестать душить. Но это потребует совершенно другой законодательной, фискальной и правоприменительной практики, другой «стоимости государства», и самое главное — совершенно других «вершителей» госполитики… Хорошая новость в том, что это неизбежно.

P.S. И глупые идеи имени Навального «давайте раздадим всех денег» — увы, не сработают по банальной причине: этих денег просто нет. Рублевая масса в России должна быть обеспечена валютными резервами — которые уже «проедены» кем надо (см. выше). Рубли, конечно, можно «напечатать», но это лишь подорвет остатки доверия к рублю и финансовой системе России — и вызовет мощный и неуправляемый всплеск валютных курсов и инфляции.

ИСТОЧНИК

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *