Так заканчивается путинская стабильность: Эльвира Сахипзадовна Набиуллина станет председателем Банка России.

Центральный банк — ключевой орган управления всякой развитой экономикой. Проводя денежно-кредитную политику, контролируя и направляя банковскую систему, устанавливая валютный курс, он определяет хозяйственную реальность, в которой действует правительство.

В силу своего политического значения правительство более заметно, но в экономическом отношении оно менее влиятельно. Оно принимает больше решений, которые лучше рекламируются, — но центральный банк принимает более важные решения.

Поэтому назначение его руководителя исключительно важно для экономики, — особенно в нашей стране, где «не место красит человека, а человек — место».

Закрепленная законом независимость Банка России от правительства формальна; было даже короткое время, когда председатель Банка России по должности входил в состав правительства на правах вице-премьера.

Конечно, премьер не может командовать Банком России, — но не только вице-премьеры, но и министры его правительства, не имея на это формальных прав, имеют фактическую возможность не выполнять его поручений: ведь назначает и увольняет их не премьер, а президент!

Управление экономикой требует теснейшей координации денежных властей — в первую очередь Минфина и Банка России. И на деле правительство управляет экономикой совместно с Банком России: их связка была нарушена лишь в начале 90-х годов, когда в Центробанк вернули Геращенко, чтобы правительство либеральных фундаменталистов Гайдара не ввергло страну в революцию.

Обычно Банк России возглавляет человек команды, контролирующей экономический блок правительства. Поэтому говорить о его независимости от правительства можно лишь с принципиально-юридической точки зрения, исходя из того, что Банк России вместе с правительством должен отвечать перед народом и контролироваться им за счет тех же механизмов.

С практической же точки зрения Банк России и экономический блок правительства действуют, как фрагменты единого целого, направляемые президентом страны. А в 2000-е годы, в силу ряда личных особенностей, Банк России едва ли не прямо управлялся Минфином.

Новое назначение, вероятно, повысит аппаратный вес Банка России, но укрепит его тесную смычку с правительством. Несмотря на январский спад экономики, 2013 год ожидается спокойным, и политическая необходимость смены курса даже в худших обстоятельствах возникнет не раньше осени.

Это означает продолжение либеральной политики отказа от развития России в пользу стабилизации финансовых систем США и Евросоюза за счет средств российского бюджета.

Реальная альтернатива либеральному курсу на уничтожение страны — фигура С.Ю.Глазьева — была лишь продемонстрирована обществу в целях его моральной подготовки к возможному в будущем отказу от либерального фундаментализма и возвращению от реформ к нормальности.

Но пока в стране сохраняется, пусть и умирающая, но стабильность, еще просто нет стимулов решаться на такую, по сути дела, революцию.

Поэтому выбор будет делаться между либеральными фундаменталистами, не приемлющими как развития экономики (поскольку это потребует увеличения роли государства и снижения уровня коррупции), так и возложения на Банк России органично свойственной ему ответственности за состояние экономики в целом (а не только кредитно-денежной системы).

Из представителей этого клана наиболее разумен Олег Вьюгин —многолетний заместитель министра финансов, бывший первый зампред Банка России и глава службы по финансовым рынкам, ныне председатель совета директоров МДМ-банка.

Он профессионален, уважаем среди финансистов как внутри, так и вне страны и сможет на время придать людоедской либеральной политике очарование «профессионального неудачника» прелестных французских комедий Пьера Ришара, которого он иногда напоминает.

Но выдвижение на первый план других либеральных кандидатур, в первую очередь бывшей главы Минэкономразвития Набиуллиной и первого зампреда Банка России Улюкаева, — если оно, конечно, не призвано обмануть общественное мнение для обещанной неожиданности назначения, — откровенно пугает. Насколько можно судить, на протяжении своей карьеры эти чиновники демонстрировали не столько профессионализм, сколько бульдожью хватку и непоколебимую верность самым разрушительным для России догмам либерального фундаментализма.

Можно быть уверенным в том, что назначение любого из них станет самостоятельным фактором риска в системном кризисе, в который погружается в настоящее время Россия.

P.S.

Это означает не просто продолжение, а безумное ужесточение катастрофической политики либерального фундаментализма, ускорение уничтожения России и заталкивания нас в системный кризис и, далее, в Смуту.

Либеральные дефолтмахеры всех мастей, думаю, будут в восторге.

А трудовому коллективу Банка России предстоит хлебать тот фирменный набиуллинский стиль, который так хорошо известен Минэкономразвитию и администрации президента. Профессионалам Банка России можно лишь посочувствовать.

Насколько я помню — феноменальные даже для либеральных фундаменталистов ограниченность и безответственность в сочетании с энергией интриганства и непокобелимой убежденностью в собственной непогрешимости. «Комплекс отличницы» в худшей форме. Жена ректора ВШЭ Кузьминова, почитаемого многими за могильщика российского образования.

Успехов, друзья! Покупаем попкорн и занимаем места — лучше, впрочем, сразу в спасательных шлюпках.

Автор : Михаил Делягин.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *