Риски застройщиков не хочет брать на себя даже государство

Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) 13 января разослало ряду страховых компаний уведомление о бессрочном моратории на перестрахование договоров страхования ответственности застройщиков. Об этом сообщил в своем блоге директор по андеррайтингу СК «Открытие Страхование жизни» Александр Володяев. Таким образом, в попытке ввести в России страхование, защищающее потенциальных «обманутых дольщиков» от ущерба в случае банкротства строительной компании, наступает пауза. Исключение в объявленном АИЖК моратории касается только участников программы «Жилье для российской семьи».

Обязательное страхование ответственности застройщиков жилья было введено в России 1 января 2014 г. Идея заключалась в том, чтобы в будущем избежать проблем с обманутыми клиентами строительных компаний, привлекающих средства физических лиц для строительства. С 1 января прошлого года строители могли оформить разрешение на свою деятельность не раньше, чем застрахуют свою ответственность в страховой компании или получат банковскую гарантию на сумму привлеченных средств. Обязательное страхование ответственности пришло на смену лицензированию строи­тельных фирм.

По словам руководителя рабочей группы президиума генсовета партии «Единая Россия» по защите прав вкладчиков и дольщиков Александра Хинштейна, новые правила были нацелены на то, чтобы не оставить страховщикам лазеек для отказа в страховой выплате по надуманным поводам.

КОРРУПЦИЯ, ЧИНОВНИК, СИЛА В ДВИЖЕНИИ, АННА КРИНДАЧ, ОБМАНУТЫЕ ДОЛЬЩИКИ, ДОЛЕВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, КВАРТИРА В НОВОСТРОЙКЕ, МИТИНГ, ДУМА, АЛЕКСАНДР ХИНШНЕЙН, ХИНШТЕЙН,

Однако при ближайшем рассмотрении оказалось, что проблема не в этом. А в том, что респектабельные страховые компании в новом виде страхования не заинтересованы, а банковские гарантии слишком дороги для застройщиков. Поскольку страховые компании считали строи­тельные риски слишком системными и слишком высокими, чтобы иметь их на собственном удержании, а перестраховочных емкостей для них также не обнаружилось, страхованием застройщиков занялось ­АИЖК. Таким образом, государство через перестрахование принялось аккумулировать рис­ки строительной области на своей ответственности. Последние события в экономике страны сделали благополучие строительной отрасли еще более сомнительным, чем прежде, да и государство больше не обладает подушкой безопаснос­ти в виде высоких нефтяных цен. Видимо, с этим связано желание АИЖК притормозить накоп­ление строительных рис­ков.

По статистике ­АИЖК, за прошлый год, несмотря на начавшийся еще весной политичес­кий и экономический кризис, граждане взяли ипотечных кредитов на 1700 млрд руб. 21 января А. Хинштейн сообщил журналистам, что по состоянию на начало 2015 г. в России остается 70 915 пострадавших дольщиков. На контроле рабочей группы под его руководством находится 684 проблемных объекта в 62 субъектах РФ, включая Республику Крым и Севастополь, где, впрочем, число пострадавших невелико. В прошедшем году было выявлено 133 новых проблемных объекта. Наиболее остро проблема обманутых дольщиков стоит в Москве и Московской облас­ти, Санкт-Петербурге и Новосибирской области. Вероятнее всего, в ближайшем будущем количество строительных компаний, не сумевших выполнить свои обязательства, будет увеличиваться.

Страховые эксперты предполагают, что строительную отрасль в наступившем году может постичь та же судьба, что постигла в ушедшем году туристический бизнес, пострадавший от ряда громких банкротств, и часть строителей окажется без работы, а значительная часть заранее оплативших свои доли клиентов — без жилья и с очень слабой надеждой на получение выплат по страховке.

Источник

Никто не хотел признавать

Помнится, довольно оптимистично выглядели заявления строителей и банкиров в 2008 году: мол, американский кризис далеко и нас никак не коснется, или коснется, но мимоходом. Потом — обвал цен на жилье, заморозка ряда крупных и мелких проектов, обманутые дольщики, уход с рынка крупных игроков, репутация которых не вызывала сомнений.

Рекордсменом по вводу жилья на протяжении всей новой российской истории является Подмосковье. По предварительным данным, в прошлом году в этом регионе построено около 7,5 млн кв. м жилой недвижимости, в Москве, как и в Петербурге, — 3,2 млн кв. м, в Ленобласти — 1,6 млн. Всего в РФ в 2014 году введено в эксплуатацию более 81 млн кв. м жилья.

— Настроение у застройщиков загадочное. Все перемигиваются, — определила замдиректора Департамента по маркетингу и продажам ЗАО «Балтийская жемчужина» Ольга Копейкина основной тренд послепраздничных настроений.

— Сейчас затишье, все застройщики смотрят и ждут, что будет дальше. Нет никаких глобальных трендов. Не думаю, что произойдут какие-то серьезные изменения. В Петербурге жилье будут строить. А вот по регионам кризис ударит значительно сильнее, — сказал руководитель отдела продаж «О2 Недижимость» Михаил Жук и добавил, — мы смотрим на будущее с очень и очень сдержанным оптимизмом. Мы понимаем, что денег у населения нет, и ждем от банков спецходов. Но банки — рабы Центробанка…

Строили, строили и, наконец, построили…

13 января ряд страховщиков получил от СК «АИЖК» уведомление о бессрочном моратории на перестрахование договоров страхования ответственности застройщиков. Исключение составляют только участники программы «Жилье для российской семьи». Печальный конец печальной истории.

Уже на этапе первых подходов к разработке законопроекта законодатели пытались поинтересоваться мнением некоторых страховщиков о законопроекте. И уже тогда эти некоторые страховщики обращали внимание на то, что проект не заработает, поскольку «этот риск системный, а не страховой», «не будет западных перестраховочных емкостей» и «нормальные страховщики не будут готовы держать такие риски на собственном удержании». Увы, обрушивать на законодателей весь экзистенциальный ужас разом было ошибкой. Тонкая душевная организация законодателя не вынесла свинцовой мерзости бытия и мнением критиканов от страхования перестали интересоваться.

Когда закон увидел свет, совершенно внезапно выяснилось, что он по каким-то загадочным причинам не работает, как планировалось. Крупные страховщики проявляли к перспективной рыночной нише процент интереса, равный примерно минус ста сорока шести, цинично демонстрируя тем самым, как именно выглядит неготовность «держать такие риски на собственном удержании». Банковские гарантии были, скажем так, дороговаты. После некоторой паузы застройщики потянулись в Росреестр с полисами каких-то подозрительно восхождениеобразных компаний.

В общем, неловкая какая-то ситуация начала складываться. Что-то надо было решать. Решили, что вопросом займется СК «АИЖК». Коллеги, надо сказать, за прошедшее время, насколько можно судить, проделали довольно большую работу, показали в красках, как выглядит «отсутствие западных перестраховочных емкостей» под эти риски, сконструировали свой облигатор, выработали требования по андеррайтингу и т.п. Много работы проделали и в части борьбы с «живопырками»: наладили продуктивный диалог с Росреестром, сформулировали, что необходимо в законе дописать, как расчет маржи платёжеспособности подкрутить, в общем, почти поставили заслон на пути продавцов красивых как-бы-страховых бумажек.

Закон, в общем, уже почти заработал, каких-то застройщиков даже одобрять уже начали, и казалось, что до всеобщего счастья рукой подать – и тут из-за неожиданно налетевшего из Аравийских пустынь самума у нас внезапно вся Стабильность отклеилась. Ну, а как только Стабильность отклеилась – так сразу стало видно всем заинтересованным лицам, чем именно системные риски от страховых отличаются. И вот в самом начале года – такой печальный финал.

Что же будет дальше? Дальше все будет интересно. Про банковские гарантии теперь вспоминать уже даже не смешно, а со страхованием как раз забавная ситуация получается: «живопыркам» доступ к сегменту предподзакрыли, а серьезным страховщикам – ну… вроде как, тоже. Если с ограничениями на доступ «живопырок» к застройщикам ситуацию обратно не откатить – существование долевого строительства как явления оказывается под вопросом. Ну и, как следствие, – печаль в рядах застройщиков, чуть-чуть больше расстроенных и немного голодных трудовых мигрантов на улицах наших городов и все такое.

Если же регуляторные гайки немного ослабить – застройщикам, вроде как, будет дано небольшое послабление на некоторое время. Но чуть позже концентрация элемента «обманутый дольщик» может превысить в обществе предельно допустимые нормы. Классический такой выбор из двух зол получается. Если индивидуум такой выбор во многих случаях может просто не делать, то у нашего государства, похоже, сейчас такой возможности нет. Ну, то есть, можно было бы, конечно, не вводить этот мораторий, с упорством фаталистов аккумулировать через перестрахование риски строительной отрасли, а потом ответственно и социально-ориентированно возмещать потери дольщиков из ФНБ какого-нибудь, но это же ведь не наш путь, не правда ли?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *