Иркутск. Обманутых дольщиков все больше, а статистика все лучше

Долевое строительство в Приангарье по-прежнему напоминает минное поле с многочисленными жертвами, несмотря на попытки правоохранительных и контролирующих органов заверить, что ситуация в этой сфере заметно улучшается.

К такому выводу пришли участники расширенного заседания комиссии по правам человека, общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов Общественной палаты Иркутской области.

Градус эмоций при обсуждении вопроса «О мерах по усилению борьбы с мошенничеством в сфере долевого строительства» зашкаливал. На заседание пришли обманутые дольщики, вложившие миллионы рублей в многоэтажки, расположенные на улицах Пискунова и Поленова областного центра. Сдерживать рыдания, рассказывая о своих бедах, получалось не у всех потерпевших. Но представители Службы государственного строительного надзора, прокуратуры, ГУ МВД и управления Следственного комитета по Иркутской области стояли стеной, привычно отбивая удары с помощью статистики. Была, однако, на этом поле боя ещё одна сила – члены комиссии Общественной палаты, решительно вставшие на сторону потерпевших. Так в общих чертах выглядела диспозиция сил на совещании.

А теперь факты. По информации Службы госстройнадзора, в прошлом году к числу проблемных в регионе относились 25 строительных объектов, в нынешнем – «всего лишь» 18. От недобросовестных застройщиков пострадали 1212 участников долевого строительства плюс члены их семей. Многие из этих бедолаг вложили в квартиры своей мечты заёмные средства, некоторые продали принадлежавшие им квадратные метры и теперь мыкаются по чужим углам. Но больше всего страдают, пожалуй, пенсионеры, понимающие, что могут просто не дожить до новоселья. Фактически, обманутых дольщиков стало значительно больше, увеличилось и число проблемных объектов, хотя по статистике их число даже уменьшилось.

Возникает законный вопрос: почему никого из жуликов, присвоивших чужие миллионы и не выполнивших договорные обязательства, не посадили? По словам Николая Фанталова, начальника отдела управления по борьбе с преступлениями и противодействию коррупции ГУ МВД России по Иркутской области, «работа ведётся». В прошедшем году на контроле у ГУ МВД находилось четыре объекта, возведением которых занимались три застройщика: ОАО «Жилстройкорпорация» (ЖК «Иннокентьевская слобода»), ЗАО «Стройтранс» (ЖК «Шоколад» и группа мноквартирных домов по улице Депутатской), ООО «Урсус» (ЖК «Порт-Артур»). В нынешний год из этого списка перекочевал только «Урсус», очевидно, чтобы уж совсем не испортить победную статистику, зато появились новые «поднадзорные»: ООО «Вост­СиблесСтрой» и «БратскИнвестСтрой». В отношении них ведётся расследование.

Восемь уголовных дел из 30, возбуждённых в 2015 году по преступлениям в сфере строительства, касались мошенничества (ст. 159 УК РФ). И всего три имели отношение к долевому строительству – под уголовное преследование попали ООО «Урсус», «БратскИнвестСтрой» и «АнгарскМастерСпецСтрой». За пять месяцев нынешнего года не выявлено вообще ни одного преступления, связанного с долевым строительством.

«В текущем году исключены из числа проблемных два объекта, восстановлены права 60 граждан. Новых проблемных объектов долевого строительства в Иркутской области не появилось», – рапортовал, в свою очередь, исполняющий обязанности начальника отдела по контролю и надзору в области долевого строительства Службы госстройнадзора Павел Халзанов.

Даже если бы чиновник говорил правду, или хотя бы ему еще кто-то верил. Так нет. Даже в этом заявлении Павлика Халзанова, можно элементарно поймать на вранье. Возьмем по той же статистике, которая, как известно круче чем ложь и большая ложь. За прошлый год известно о 25 проблемных объектах. Зато уже за этот год чиновники рапортуют о 18. И это при том, что по заявлению начальника отдела по контролю и надзору в области долевого строительства Службы госстройнадзора Халзанова, исключены только два проблемных объекта. А еще пять единиц долевых проблем куда делись?.. Откуда берутся подобные цифры, вероятнее всего, берутся с потолка, а там можно высмотреть любые цифры - прим. ред.

Возможно ли, что мошенники в этой сфере перевелись? На этот вопрос участники заседания вынуждены были ответить отрицательно. Против фактов, как говорится, не попрешь и статистика тут не в силах ничего сделать. Одна из проблем в том, что, в отличие от страдающего правовой безграмотностью населения, которое по идее должно быть защищено государством. Жулики хорошо подкованы юридически и умело пользуются , как специально для них созданным, законодательством. Приёмчики, которые они используют, хорошо известны. Только проблему это почему-то никак не решает? К примеру, в ходе строительства меняются этажность дома и нумерация квартир, появляется возможность запутать дольщиков, лишив их информации, и дважды продать одну и ту же жилплощадь.

Недобрым словом поминалась на заседании гендиректор компаний «Варяг» и «Витязь» Елена Табакова, проигнорировавшая приглашение к открытому разговору.  На возведение таунхаусов у дольщиков потребовали стопроцентную предоплату, после чего они остались и без жилья, и без денег. Что интересно. Факт мошеннических действий, как говорится, на лицо, а мошенников никто не привлекает. Их даже искать. Они никуда  и не прячутся. Вон, им даже приглашение на разговор рассылают, который они спокойно игнорируют. Поразительно, чем же занимались наши правоохранители, ведь заключение договоров с ООО «Варяг» продолжалось в течение четырёх лет, хотя никакие работы при этом не велись. Пока одни дольщики пытались вернуть через суд потерянные деньги, другие пополняли ряды потерпевших, клюнув на рекламу в Интернете. Такую, например:  «Группа компаний «Варяг» – это объединение активных людей, с общей идеей наполнить жизни людей честными ценностями». Стоит ли, зная такие факты, удивляться тому, что проблема обманутых дольщиков приобрела масштабы катастрофы.

Наиболее драматичной выглядела при обсуждении ситуация с домом на Поленова, 6 в Иркутске. Многоэтажку построило ООО «Реалком», учредителем и директором которого является  Владимир Гнездилов. Строительная компания получила сразу два разрешения на ввод дома в эксплуатацию. Обе бумаги датированы 17 февраля 2012 года, обе венчает подпись начальника отдела выдачи разрешительной документации инженерно-строительного управления комитета по градостроительной политике администрации города Ирины Худяковой. Отличие только в том, что в одном документе дом имеет десять этажей и 40 квартир, а в другом этажей уже 11, а квартир – 47. И никто, похоже, не спросил специалиста Худякову, отчего она так расщедрилась на подписи. Просьба жителей провести почерковедческую экспертизу была отклонена. Интересно, на каком основании она была отклонена и кто за такое решение является ответственным?

Сейчас безопасность людей, купивших квартиры в этом доме, под угрозой: здание дало две трещины. Выдержат ли фундамент, конструкции нагрузку в виде дополнительного этажа? На этот вопрос никто не желает отвечать. Хотя в правовом государстве, на такой вопрос отвечать не требуется. За такой вопрос несут персональную ответственность те, кто допустил возникновение самого вопроса. Положение усугубляется тем, что застройщик продал юридическим лицам подвальное помещение, где расположены инженерное оборудование и коммуникации. По закону это оборудование относится к общему имуществу жильцов, на деле к нему нет доступа, как нет и возможности оперативно устранять аварии в сетях.

По словам эксперта Общественной палаты Анны Исайкиной, жители многоэтажки направили 10 обращений в региональное управление Следственного комитета, 6 – в прокуратуру области, 7 – в прокуратуру Куйбышевского района, 1 – в МЧС, по 2 – в правительство региона и мэрию. И ничего не добились. «Нужна экспертиза, но за чей счёт её проводить? И как выселять граждан с верхнего этажа – суд такое решение не вынесет», – рассуждал прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики областной прокуратуры Роман Лепёшкин. Представитель Госстройнадзора Павел Халзанов пояснил, что после того как разрешение на ввод в эксплуатацию получено, полномочия службы заканчиваются. Николай Фанталов выразил мнение полиции: «Дела по мошенничеству возбуждать очень сложно. Проблемы находятся на грани гражданско-правовых отношений. Чтобы доказать состав преступления, надо провести много экспертиз, а для этого нет денег. Возбуждаем такие дела, но со скрипом, и расследуются они долго». Фанталов, похоже, забыл добавить, что и заканчиваются они обычно ничем, так как сроки давности выходят.

А ведь надзорные инстанции могли бы уже на стадии заключения договоров информировать граждан о том, что не стоит связываться с недобросовестным застройщиком. Но это было бы возможно, если бы каждый чиновник нес за свою работу персональную ответственность и начальство спрашивало бы с него за конкретный результат. А раз этого нет, то и результат соответствующий, а любая конкретная работа заканчивается разговорами и декларациями о намерениях — прим. ред.

Вот и на заседании начался никому не нужный спор о том, существует ли вообще реестр недобросовестных застройщиков. Представители Службы госстройнадзора и прокуратуры уверяли, что «чёрный список» аккуратно ведётся. Но в таком случае пора бы научиться преподносить его в Интернете столь же эффективно, как у мошенников получается навязывать свою рекламу. Ведь лживые обещания жуликов люди почему-то находят легко, в том числе и те, кого не назовёшь продвинутыми пользователями гаджетов. «Каждый сам вправе принимать решения, – заявил на это прокурор Роман Лепёшкин. – На сайте Службы госстройнадзора можно найти и список проблемных строек, и реестр недобросовестных застройщиков. В частности, там была информация по компании «Урсус», у которой проблемы возникли ещё при возведении первых секций. Почему граждане продолжали заключать с ней договоры? На блюдечке информацию дольщикам никто не поднесёт».

В общем, как всегда, во всем виноваты сами потерпевшие. Получается, по заявлению прокурора Ромы Лепешкина, что государство тут не при чем. Оно просто информирует, наблюдая со стороны и следит, чтобы народ не забывал его содержать за это. В случае возникновения у простых граждан каких-то проблем, в которых по большей части замешаны государственные чиновники — государство ответственности не несет — прим. ред.

Упрёки в том, что мошенников не привлекают к уголовной ответственности, парировала представитель регионального управления Следственного комитета России Анастасия Плотникова. «В производстве сейчас находятся два уголовных дела в отношении Табаковой – по «Викингу» и «Варягу». Дела будут объединены в одно производство», – заявила она. Почему об этом не уведомили пострадавших, писавших жалобы во все инстанции, она почему-то не пояснила. 

Было совершенно очевидно: доводы правоохранителей нисколько не убедили членов Общественной палаты. Действительно, на одного застройщика в регионе целая команда контролирующих органов. За десять лет существования закона о долевом строительстве мошенники еще больше расплодились и уверовали в свою безнаказанность. Эксперт Общественной палаты Сергей Куклис предложил обратиться в МВД и Генеральную прокуратуру России и сообщить, что полиция региона не желает бороться с этим видом преступности. «Законы не будут действовать, если не будут работать правоохранительные органы», – уверен Сергей Куклис, долгое время служивший заместителем начальника следственного управления областного УВД. В правоохранительных органах он видит сегодня систему круговой поруки, формальных отписок вместо своевременного возбуждения уголовных дел. «Полная бессовестность! Людям остаётся только включить «ворошиловского стрелка», – заявил Сергей Куклис. Да, другого выхода, для граждан России, похоже не просматривается.

Эксперта Общественной палаты Владимира Татарникова особенно возмутила позиция Службы госстройнадзора. «Пристроить этаж – это ведь не сарай пристроить. Нет ранней профилактики мошенничества, незаконное строительство можно было остановить, не доводя до крыши», – таково его мнение. Которое, судя по растущей и никем не решаемой проблеме, государственные органы совершенно не волнует.

Председатель комиссии Общественной палаты Анатолий Капустенский увидел в сфере долевого строительства «систему, в которой нет контроля, нет ответственности». В Общественную палату продолжает поступать множество жалоб. Анализ приложенных заявителями документов (постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел, отмене решений, принятых сотрудниками внутренних дел, и других) выявил «перекос в сторону мнимого улучшения статистических показателей, завал в работе следователей, незаконный отказ в возбуждении уголовных дел».

Конечно, всему есть объяснения: сокращение сотрудников, большой объём работы не позволяют правоохранителям укладываться в процессуальные сроки. Но ведь фактически происходит укрытие преступлений. О безнаказанности свидетельствует в общем-то и административная практика. В прошлом году Служба госстройнадзора выявила 189 нарушений в долевом строительстве, возбудила 125 дел об административном правонарушении. Вроде бы немало. Но из предъявленных к взысканию 5,5 млн рублей в бюджет поступило всего 1,2 млн.

Все выступавшие твердили о том, что правительством области создана межведомственная рабочая группа, стараниями которой в прошлом году приняты меры к завершению строительства на восьми проблемных объектах, восстановлены в правах 726 дольщиков. Но, наверное, правоохранительные и контролирующие органы должны работать, не дожидаясь, пока губернатор придаст им ускорение.

«Пора столкнуть ситуацию с мёртвой точки», – такими словами Анатолий Капустенский завершил совещание. Остается лишь выяснить, кто этим скоро займется — государство или возмущенный бездействием государственных органов, народ…

Автор: Людмила Фомина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: