Последнее поколение россиян

Осталось всего пять лет, чтобы попытаться избежать демографической катастрофы.

После череды победных реляций последних лет, когда нам сообщали об успехах по преодолению демографического кризиса, у правительственных экспертов наступило мрачное прозрение. Рабочая группа по семейной политике Экспертного совета при правительстве РФ на конференции в Минтруде России представила доклад, из которого следует, что у России осталось всего каких-то пять лет на то, чтобы попытаться избежать демографической катастрофы.

Уже через 10 лет число женщин репродуктивного возраста (20-29 лет), на которых приходится две трети рождений, сократится почти вдвое. К 2020 году численность трудоспособного населения уменьшится на 7-8 миллионов, а к 2050 году — более чем на 26 миллионов. Не говоря уже о проблемах в экономике, такой демографический обвал чреват резким снижением и обороноспособности страны. Ведь к 2020 году количество мужчин призывного возраста окажется более чем на треть меньше, чем сегодня. А к 2050 году — более чем на 40 процентов.

Хуже всего дела будут обстоять в Дальневосточном федеральном округе. Там к 2050 году коренное население может сократиться почти на 40 процентов и составит менее 4 миллионов человек. В результате удержать Дальний Восток в составе России будет весьма проблематично.

Эксперты правительства, как пишет «Российская газета», предлагают широкий перечень экстренных мер на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В частности, — по опыту Франции создать Фонд поддержки семей и детей, который можно пополнять за счет повышения акцизов на алкоголь и табак. Из фонда должны выплачиваться семейные пособия, материнский капитал, финансироваться услуги по уходу за детьми до 3 лет и другие меры поддержки. Предлагается повторная выплата материнского капитала при рождении третьего и последующих детей.

Так можно ли ещё избежать обвала рождаемости в России?

Демографическая «столетка»

— Демография – чрезвычайно консервативная сфера. И то, что провалено в предыдущие годы, никакими чрезвычайными мерами не исправить, – считает председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. — Надо не отчитываться о псевдоуспехах – тот же Минтруд последние 5 лет постоянно трубил о том, как у нас улучшается ситуация с мигрантами, — а заниматься демографией системно, на 100 лет вперёд. Нужна «столетка» демографического развития страны. Ни Минздрав, ни Минтруд, ни межведомственные комиссии и советы не организуют такую работу, что означает полную неадекватность управленческих решений в этой сфере. В итоге, как мы видим, всё сводится к тому, что в «урожайные» в плане демографии годы чиновники бодро рапортуют о блестящих успехах. А в «неурожайные» людям рассказывают об объективных обстоятельствах и пугают их страшными последствиями.

Мы должны поколение, вступающее сейчас в детородный возраст, через образование, культуру, СМИ, интернет сделать лидерским в демографическом развитии страны. Это ещё возможно. Но с каждым днём мы теряем эти возможности, поскольку государственные органы занимаются, как я уже сказал, совсем не тем.

Работать будут роботы и пенсионеры

— Обозначенные в докладе тенденции – правильные. Правда, я бы не стал падение рождаемости напрямую связывать с возможной потерей каких-то территорий. Здесь помимо демографических причин должно быть ещё немало факторов, которые приведут к таким последствиям, – рассказывает член-корреспондент РАН, руководитель Центра социальной демографии и экономической социологии Сергей Рязанцев. — Наиболее значимые последствия надвигающегося демографического кризиса – нехватка трудовых ресурсов, дефицит их в определённых сегментах экономики. Это, кстати, может иметь не только отрицательные, но и положительные последствия для граждан. Например, будет расти зарплата у представителей некоторых профессий. Но при этом в принципе будет тормозиться экономический рост в стране. Увеличится пенсионная нагрузка на бюджет, дорогие трудовые ресурсы сделают менее прибыльными многие производства. В масштабах страны – это плохо.

 — Что же делать?

— Я не сторонник массового привлечения мигрантов для решения этой проблемы. Привлекать их надо лишь в определённые отрасли экономики, где без них трудно обойтись и только после того, как собственные незадействованные трудовые ресурсы в количестве пяти миллионов человек будут трудоустроены. Трудоустройство собственных граждан должно стать приоритетом для решения проблемы. Людей необходимо переориентировать на те сферы рынка труда, которые востребованы сегодня. Кроме того, надо делать упор на повышение производительности труда. Там, где можно обойтись машинами, информационными технологиями, надо их широко применять. Это даст очень значительную экономию. В той же торговле можно заместить огромное количество людей автоматами. Ещё один наш резерв – пенсионеры. Многие из них могут и хотят работать. Сейчас у нас трудятся 20-30 процентов пенсионеров. Однако с помощью дополнительных стимулирующих мер эту планку можно поднять. Возможно также плавное повышение пенсионного возраста.

Кроме того, у нас инвалиды 3-й группы могут работать по закону. Но реально работает около 10 процентов из них. Можно также открыть трудовой рынок для иностранных студентов, обучающихся в России. Они уже в стране. Почему бы их не задействовать в качестве трудовой силы?

Многодетная семья должна стать модной

Между тем, поколение 90-х, вступающее сейчас в репродуктивный возраст, выросло на идеалах общества потребления, установки которого активно внедрялись в сознание россиян последние четверть века. Захотят ли выросшие в таких условиях молодые люди отказывать себе в чём-то ради рождения детей?

— Рожают, в основном, в молодом возрасте. А для людей молодых одним из главных мотивов поведения сегодня является мода. Надо многодетность сделать модной, – считает директор Института демографической безопасности, психолог Ирина Медведева. – Очень важно, чтобы не приверженцы «чайлдфри» (свободы от детей) а именно большая дружная семья стала главным образцом для подражания. Через СМИ должно транслироваться всяческое уважение к тем, кто имеет много детей. И пренебрежение к тем, кто до гроба хочет изображать из себя этаких бездетных плейбоев, цель жизни которых – бесконечные удовольствия. И вот тогда многодетные матери не будут слышать в спину: «Наплодили тут нищету!»

Многодетным надо предоставить самый широкий набор льгот. Прежде всего, они не должны нуждаться в жилье. Сегодня особенно в больших городах России люди честным трудом не могут заработать деньги на достойное жильё. Им или приходится жить с родителями, или они попадают в кабалу кредитов и должны вместо того, чтобы кормить и одевать детей, отдавать долги банкам. Поэтому молодая семья обязана узнать, что если она станет многодетной, ей предоставят квартиру или дом на земле. Так делает сейчас губернатор Белгородской области Евгений Савченко. И поэтому там ситуация с рождаемостью гораздо лучше, чем в других регионах Центральной России.

Если верховная власть начнёт проводить такую политику — мы преодолеем демографический кризис. У нас очень многие ещё не сели «на иглу» бесконечного потребления. Для них ещё важно иметь нормальную семью, в которой растёт несколько детей.

— Между тем, уже в позднесоветские времена всё более распространённой становилась установка на материальное благополучие, на успешную карьеру. Семейные ценности при этом отодвигались на задний план. Возможно ли переломить эту тенденцию только политикой государства в обозримой перспективе?

— Установки на так называемое качество жизни — это те установки, которые пропагандируют международные организации по планированию семьи. В тех странах, куда их пускают, идёт сокращение населения. К сожалению, Россия – не исключение. Обратите внимание на это лукавое словосочетание — «качество жизни». На самом деле имеется в виду уровень потребления. Все мы должны понять, что настоящее качество жизни – это высокий уровень взаимоотношений между людьми. Та же многодетная семья, если в ней подлинно высокое качество жизни, иногда может питаться одной гречневой кашей, но там все доверяют друг другу, там живёт радость и дружба. А когда во главу угла ставится потребление, естественно, люди начинают думать, что дети лишь помеха для того, чтобы «брать от жизни всё». Поэтому нам надо как можно быстрее оторваться от так называемых ценностей западной цивилизации. Я не раз бывала в командировках в европейских странах и могу уверенно подтвердить мнение многих, что там территория «комфортного Содома».

Сколько нас? Точно не знает даже статистика

Публицист Александр Горянин подсчитал, что на самом деле в России куда больше людей, чем свидетельствует Росстат

— 19 июня сайт «РУССКОЙ СЛУЖБЫ НОВОСТЕЙ» огорошил нас такой новостью: «В России ежегодно удваивается число пенсионеров». Будто бы об этом «сообщил руководитель Экспертного совета по семейной политике при правительстве Евгений Юрьев». Как умный человек, Юрьев такого сообщить не мог. Разные источники по-разному (что симптоматично) оценивали число наших пенсионеров по состоянию на 2012 год — от 36 до 39 миллионов. Значит, в этом году число пенсионеров, удвоившись, должно было бы достичь минимум 72 миллионов. Тогда в 2014 году в России останутся одни пенсионеры: ведь официально считается, что население нашей страны равно 143 миллионам (мы к этой цифре еще вернемся).

Естественно, столь интересная новость доверчиво и с готовностью была подхвачена сотнями сайтов и воспроизведена в тысячах «постов». Да и без нее интернет и СМИ переполнены паникерскими рассуждениями о безнадежности нашей демографической ситуации, прогнозами о нашем «вымирании». Подобный информационный фон словно специально нацелен на то, чтобы сделать злобные прогнозы реальностью.

Не могу отделаться от ощущения «déjà vu». Подобный накат имел место несколько лет назад. В 2005 году профессор А.А.Нещадин, зам. гендиректора Экспертного института, сообщил, что «численность населения России может упасть к 2010 году (т.е., всего через пять лет!) до 94 миллионов человек». Год спустя он же уверял, что «сокращение населения и изменение географии(!!!) России — это реальность, в которой мы будем жить в ближайшее время. И обсуждать нужно не то, как переломить демографическую ситуацию, а как приспосабливаться к ней». И что, в принципе, надо быть готовым к появлению чайна-тауна в Москве.

Тогда же другой крупный знаток вопроса, А. Вишневский выступил в «Известиях» со статьей «Снижение рождаемости — это способ самосохранения». Даже не хочется продолжать.

Начнем с того, что никто не знает, какова численность населения России. Многие думают, что знают, но они ошибаются. Зато известно, сколько в ней абонентов сотовой связи — более 230 млн (речь лишь об активных сим-картах, а не о каких-то давно заброшенных аппаратах; таковые снимаются с регистрации в течение 3-6 месяцев, в зависимости от оператора, и номер продается заново).

Только что опубликованы данные опроса Левада-Центра, посвященные владельцам «мобильников». Оказалось, что не имеют его 9% опрошенных (опрашивали, естественно, только взрослых), имеют один — 65%, два — 17%, три или даже более — 8%. Затруднился ответить один процент.

Если в России действительно 143 млн жителей, отделим 9 миллионов младенцев и малышей до 6 лет включительно. Из оставшихся 134 миллионов исключим 9% (12 миллионов) ответивших, что не имеют «трубки». Остались 122 млн. Следовало бы еще исключить жителей территорий, не охваченных мобильной связью. Это еще бы уменьшило искомую цифру. Но нужные данные отсутствуют.

65% из 122 миллионов абонентов имеют по одному аппарату — это 79 миллионов. Отнимаем от 122 — остаются 43 миллионов, из которых почти 21 миллионов (17% от 122), имеют по два телефона. А всего 42 млн телефонов. 79 + 42 = 121 млн. А у кого же остальные 109 млн номеров? У оставшиеся 9,76 млн человек? Этого просто не может быть. Даже если входящие в эту группу имеют в разных карманах по пять трубок в среднем (запредельная гипотеза), мы наскребаем еще 50 млн номеров. А остальные 59 млн?

Выбирайте, господа, кому больше веры: Росстату или компаниям мобильной связи? Росстат считает — как умеет. А у компаний статистика точная, ее можно проследить за последние 20 лет буквально по месяцам.

Остается предположить, что истинное население России миллионов на 40-50 больше, чем в силах учесть Росстат. А значит все предлагаемые нам прогнозы и расчеты рабочей силы, численности трудоспособного населения и т.д. не соответствуют действительности.

Автор : Алексей Полубота.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *