Цель жизни – понятие религиозное, ( продолжение ).

Говорить о смысле жизни сегодня допускается либо в юмористическом, либо в психиатрическом ключе. А нормальный, здоровый, дееспособный, а паче того – успешный человек – такими вопросами не задаётся. Можно говорить о сексе – настолько можно, что даже скучно, можно о предпочтительной форме седалища – это сколько угодно. А о смысле жизни – ни-ни. Такова молчаливая договорённость современной цивилизации. 

Вопрос о смысле жизни необычайно обострился для современного человека. При этом ему «нечем кричать и разговаривать»: всерьёз об этом говорить не принято. А раз не принято говорить — человек не осознаёт своей проблемы, не умеет её обозначить и сформулировать. Он даже и не понимает, в чём состоит его душевное неустройство

В общем, сегодня вопрос цели жизни – это вопрос либо лузеров, либо психов. Почему же он обострился и почему его не принято обсуждать «в хорошем обществе»?

Почему вопрос цели жизни обострился именно в наши дни? Это довольно понятно. Вопрос о смысле жизни – это вопрос сытого человека. Человек голодный, занятый трудной борьбой за выживание, не задаёт этого вопроса. Истинный вопрос о смысле жизни возникает перед сытым человеком. И сегодня он крайне обострился — обострился ввиду сытости. Обострился во всех странах, достигших массовой обеспеченности и базового довольства простых людей.

В развитых странах это произошло примерно в 60-х годах ХХ века. И тут же повалили проблемы. Люди массовым порядком почувствовали себя несчастными. У них появился житейский комфорт, стало больше свободного времени – живи вроде и радуйся. Но радости как-то не получилось. Именно тогда в обиход западного общества вошли наркотики – с чего бы вдруг? Зачем человеку, живущему в ладу с собой и миром, чья жизнь осмысленна, – искусственное счастье? Значит это только одно: отсутствие счастья естественного. И то сказать, какое счастье, когда жизнь бессмысленна? Хиппи, дети-цветы и все их дальнейшие клоны задавали вполне законный вопрос: зачем? Зачем добиваться буржуазного успеха, делать карьеру, «интегрироваться в систему», как они выражались? Когда-то в 90-е годы я был знаком с престарелым итальянским хиппи, который в конце концов всё-таки «интегрировался» и проживал на момент нашего знакомства вполне по-буржуазному в симпатичной вилле в предгорье Альп. Он мне рассказывал о своих тогдашних мыслях и сомнениях. Всё тогда было очень обострено.

Сытость настигла простого человека, прямо сказать, в неподходящий момент. От традиционных религий он к этому времени практически совсем отпал, а новой религии не нашёл. В коммунистической квази-религии тоже к тому времени массово разочаровались. 

Проницательные люди ещё в позапрошлом веке предрекали это обострение.
Достоевский в «Подростке» пророчил: наестся человек и спросит: «А дальше что?». Смысл жизни ему подавай.

Вопрос этот был перехвачен. Перехвачен глобальным бизнесом, который нашёл ответ на все недоумения. Глобальный бизнес создал и успешно внедрил в сознание растерянного человека религию радикального гедонизма. Правильнее, наверное, назвать её идеологией: помесь философии с религией, предназначенная для массового употребления. В настоящее время это является современной практической религией. Её символ веры: «Бери от жизни всё». 

Вероучение радикального гедонизма даёт ясный, полный и недвусмысленный ответ на вопрос о цели человеческого существования. Цель – получить как можно больше усладительных впечатлений. Непрерывно наслаждаться – не только право, но и обязанность современного человека. 

Традиционные религии только и знали, что «грузили» человека долгами и обязанностями. По заветам новой религии, кроме обязанности наслаждаться у человека нет никаких обязанностей, ему списаны все долги. Принимая любое решение, он должен задать себе один-единственный вопрос: «Это меня радует?» И тут же начинать напряжённо вглядеться-вслушаться в себя: так радует или не радует?

Жизнь полная скучных обязанностей, будничных необходимостей и стеснительных ограничений, какая она была совсем недавно, вдруг превратилась в сияющий карнавал новых возможностей и впечатлений. Хочу выхожу замуж, а хочу и нет. Хочу рожаю детей и вожусь с сопливыми, а хочу – стану чайлд-фри. Хочу учусь, потому что мне это по приколу – хочу не учусь, потому что я демотивировалась. Хочу работаю – а хочу сижу на «социале».

Разумеется, глобальный бизнес действовал строго в своих интересах. Он сам попал в затруднительное положение, из которого, надо признать, с блеском, вывернулся.

Затруднение (или, по советской терминологии, «очередной этап общего кризиса капитализма») состояло вот в чём.

В этот самый период было исчерпано пространство для экспансии. А бизнес не может жить без расширения – это имманентное свойство капитализма. А куда расширяться? Нормальные, разумные потребности людей были в основном удовлетворены, их платежеспособный спрос исчерпан. Рынки сбыта могли расти только с ростом населения, которое в этот период как назло почти перестало расти.

И капитализм нашёл пространство для экспансии не за морем, не на Луне.

Он нашёл его в душах людей. 

Бизнес уже не просто удовлетворял потребности, как это было всегда – он активно создавал их, чтобы затем триумфально удовлетворить. Именно в этот период поднял голову маркетинг – учение о том, как впарить ненужное и излишнее. Почему маркетинга не было, положим, в 19-м веке? Потому что тогда удовлетворялись истинные потребности, а теперь стали удовлетворяться ложные. Маркетологи гордятся: мы не удовлетворяем потребности – мы создаём их. Так оно и есть. Сотовые операторы создали потребность непрерывно болтать по телефону, фармацевтические корпорации – непрерывно глотать таблетки, производители одежды – менять её каждый сезон.

Известный философ А.Зиновьев верно сказал, что идеал человека потребительского общества — это труба, в которую с одного конца закачиваются товары, а из другого они со свистом вылетают на свалку. Во в этом и состоит цель жизни человека согласно современной обиходной философии. А нужно это современному капитализму, производящему все эти горы барахла, которые надо куда-то девать. ( окончание скоро )

Автор : Сергей  Криндач.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *