НАШ ДРУГ ПОЗИТИВ

О позитивном мышлении сегодня не говорит только ленивый. Современный успешный человек обязан позитивно мыслить, или, как ещё выражаются, «быть позитивным». Обратное позитивному мышлению, очевидно, мышление негативное. Негативное мышление предписано преодолевать. Быть негативным – это большой нравственный изъян. Такого урода, по выражению Мармеладова из «Преступления и наказания», не просто изгоняют, а «поганой метлой выметают из компании человеческой». Негативному не место в современном сияющем мире тотального позитива и гламура. 

Имеется море литературы о том, как воспитать в себе позитивное мышление и даже курсы и семинары по соответствующему предмету.

Позитивное мышление – это мышление только о хорошем. Любая информация о плохом или даже просто о не феерически прекрасном – отвергается. Более того – она блокируется на входе, так что и отвергать её не требуется.

От плохого позитивный гедонист ( Гедонисты — это люди, которые считают, что удовольствие и наслаждение — это главная цель в жизни) , просто отворачивается. Или закрывает глаза: тогда плохое исчезает.

Имеется целый ряд бешено популярных глашатаев (или апостолов) позитива. Это люди, которые пишут предельно простые, лубочные книжки, проводят семинары, выпускают аудио- и видеокассеты, где говорится, в сущности, одно и то же: всё будет хорошо, только надо любить себя и позитивно мыслить. Ведущим автором такого рода является Наталья Правдина, выпускающая миллионными тиражами такого рода литературу. Среди простых людей, главным образом, женщин, она пользуется популярностью пророка. Люди платят деньги за то, чтобы услышать: «Всё будет хорошо, ты – самая лучшая, достаточно мыслить позитивно». Ну а если у кого-то что-то не достаточно хорошо – значит, сам виноват: недостаточно позитивно мыслил. Вперёд будешь позитивнее.

Позитивное мышление в значительной мере овладело умами молодёжи. Вот что я наблюдаю уже довольно давно.
В одной небольшой компании работает пожилая женщина и её молодая начальница. Начальница постоянно раздражается на свою пожилую сотрудницу за то, что та рассказывает о каких-то недостатках окружающей жизни: закрылись промышленные предприятия, кризис в сельском хозяйстве, изношена инфраструктура. (Пожилая сотрудница по своей дореволюционной профессии – инженер-технолог). Молодая начальница не опровергает слова сотрудницы – нет. Она морщится от её своеобразной бестактности: та не позитивна, в то время как современный человек обязан быть позитивным.

«Позитив» это вовсе не другое название старого доброго оптимизма. Они отличаются радикально. Оптимист уверен в конечной победе добра над злом и старается во всём увидеть положительную сторону и конструктивную возможность. Вместе с тем он видит и плохие стороны реальности и вовсе не отвергает их, не закрывает на них глаза. Он думает о них, чтобы исправить, искоренить. Например, советскому человеку руководящая доктрина предписывала быть оптимистом: в 30-е годы решительно осуждали т.н. «нытиков и маловеров». Однако и критика недостатков была частью общей культуры. В этом радикальная разница оптимизма и позитива.

Позитивный гедонист старается думать только о хорошем и получать маленькие удовольствия: дарить себе маленькие подарки, заходить в кафе, смотреть на что-то привлекательное. Такой настрой создаёт громадный оборот всякой пустяковой чепухи, которой люди, воспитанные таким образом, непрерывно себя радуют. 

Вообще, сверхценность того, что в данную минуту ты видишь перед глазами, это важная составляющая часть современной гедонистической культуры. Надо стремиться непрерывно смотреть на красивое. Поэтому люди крайне пристрастно выбирают место в ресторане или в кафе. Им в высшей степени не безразличен интерьер даже того помещения, в котором он находится четверть часа. Раньше надо было просто поесть – и заняться делом. Теперь дело как-то исчезло, и на первое место выдвинулся сам процесс жизни в его микроскопических подробностях. Огромное значение имеет вид из окна. В одном и том же доме, по сообщениям риелторов, вид на более красивый пейзаж может удорожить квартиру в полтора раза.

Жизненная позиция позитивного гедониста чрезвычайно напоминает психологию доживающего свою жизнь старика. Он уже не может ничего изменить в окружающей жизни, значит, и думать о плохом не имеет смысла, поэтому он блокирует всякую отрицательную информацию. Он хочет лишь получать маленькие удовольствия и стремится непрерывно радовать себя мелкими подробностями жизни. Он наблюдает шевеление жизни за окном: вот птичка прилетела, цветочек распустился, внуки купили мороженое…

Мне рассказывал один бывший высокопоставленный сотрудник ЦК КПСС, что на последних этапах жизни Л.И. Брежнева перед его сотрудниками стояла важная задача: ничем не огорчить и не опечалить Леонида Ильича. Он категорически отвергал всякую не положительную информацию. Вот такая психология больного старика свойственна сегодня молодым и продвинутым.
Современный человек – это всё больше и больше напоминает старика, впавшего в детство.

Современная расхожая философия для обиходного употребления именно так и призывает жить. Она внушает мотыльковый стиль существования: от рассвета до заката. Лозунги, соответствующие этой жизненной позиции, хорошо усвоены населением; они же преподаются на курсах жизненной мудрости. Вот они: живи сегодня (ещё говорят: «живи в отсеке сегодняшнего дня» — так сформулировал знаменитый гуру современного человечества Дейл Карнеги); решай проблемы по мере их возникновения; нет ни завтра, ни вчера – есть только сегодня. 

Потребительский кредит приучает к жизни в долг, в то время как традиционные жизненные ориентиры осуждали такую позицию; считалось, что на приобретения надо деньги копить. Но глобальному бизнесу привычка к накоплению не выгодна: если человек копит, положим, на жильё, он не тратит денег на милые пустяки. А милые пустяки – это огромный оборот. По некоторым сведениям, торговля и общественное питание в аэропортах приносит больше дохода, чем авиаперевозки, хотя кажется чем-то сугубо вспомогательным и второстепенным.

Привычка жить в долг приводит к совершенно ложному представлению о своих реальных материальных возможностях. Простой обыватель начинает ощущать себя гораздо более имущим, чем есть на самом деле (что, кстати, дополнительно утверждает его мнение о себе как о пупе земли и повышает общий уровень позитивности).

К примеру, перед кризисом 2008-го года на Кипре доводилось наблюдать такую картину. Привозили целые самолёты англичан, далее их перегружали в автобусы и везли к местам продажи недвижимости, где они в долг скупали всю подряд предлагаемую недвижимость на стадии проектирования. Простецкий вид пассажиров этих автобусов напоминал те давнишние автобусы, которые приезжали когда-то в Москву «за колбасой». Только вот эти лихо скупали дома и землю на Средиземном море. Они что – все такие богатые? Да вовсе нет. Всё это дело, понятно, финансировали банки тогдашними дешёвыми и изобильными деньгами.

Такое поведение как банков, так и обывателей привело к раздуванию ипотечного пузыря и далее к кризису. Жизнь в кредит — это вообще огромный соблазн для «малых сих», и этим соблазном широко пользуется глобальный капитализм. Но прежде чем это всё заработало, понадобилось отключить естественную человеческую опасливость: а что же дальше-то будет? Смогу ли я расплатиться? Вот именно для того, чтобы таких мыслей не возникло, ему и говорят: живи сегодня, завтрашнего дня нет. 

Интересно, что под влияние этой философии попадают не только простые обыватели (что объяснимо и простительно), но и «мужи разума и совета» — например, правительство Соединённых Штатов и др. стран. Наращивание государственного долга, не говоря уж о долге корпораций, ощущается как не слишком прекрасное, но вполне допустимое явление.

Возможно, здесь мы имеем дело с часто наблюдаемым обстоятельством: пропагандист или торговец сам оказывается жертвой своей пропаганды, т.е. начинает искренне верить в то, что сам же и придумал для манипуляции другими людьми. Это часто случается с политическими и коммерческими пропагандистами. Это очень заметно в последних дневниковых записях Геббельса, это же я повседневно наблюдал в рассказах продавцов прямых продаж. (Кстати, в Германии «пропагандистом» называют человека, который стоит где-нибудь на выставке и показывает в действии какой-нибудь прибор или устройство, сопровождая это непрерывным рассказом и ответами на вопросы публики. Это лишний раз подтверждает неоспоримое: политический пропагандист и торговец – люди одной профессии). 

Впрочем, возможно, что со стороны правительства США есть какой-то далеко идущий замысел, который пока не раскрывается. Мне лично кажется, что первая точка зрения вернее.

Жизнь в отсеке сегодняшнего дня приводит к тому, что обсуждение будущего в прессе и литературе возможно только в стиле фэнтези или гороскопов. Тут возможны и лучезарные прогнозы, вроде превращения Москвы в мировой финансовый центр и удвоения ВВП, и страшилки, вроде схода земли с орбиты под влиянием астероида. Всё возможно в мире сказки. Единственно, что невозможно, это любое конструктивное обсуждение даже самого близкого и непосредственного будущего: что, например, случится с техническими устройствами, если не делать амортизационных отчислений и не производить ремонта. Такое будущее нам не нужно, оно не позитивно, обсуждение его блокируется.

Думать о проблемах – не позитивно. Их полагается решать по мере возникновения. Возникла проблема – ну и решай, а не возникла – живи себе в отсеке сегодняшнего дня. Крымск затопило – дали пособия. Дорога развалилась – дали денег, чтоб построили новую. Стимул – реакция. А отчего затопило да почему развалилось – Бог весть, никто даже не задумывается. И правильно: причины и истоки лежат за пределами отсека сегодняшнего дня, а полагается сидеть в отсеке и не высовываться. К сожалению, ржавые железки не восприимчивы к современной философии и разваливаются с нарастающей скоростью. Но думать об этом — непозитивно. 

  Автор : Сергей Криндач.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *