Ростов на Дону. Город Шахты с другой стороны

 Этот рассказ посвящён поездке в промышленный центр на юге России, а также Родины девяти Олимпийских и одного паралимпийского чемпионов — город Шахты. В процессе путешествия мы посетим огромное количество интересных и красивых мест, узнаем историю заброшенных шахт и их описание, запечатлев всё это на камеру. Это и многое другое внутри:  Всё, что происходит спонтанно — всегда получается на ура. В этом я убедился очередной раз, когда долго и нудно планируя поездку в Шахты, я поехал туда совершенно случайно с подготовкой всего лишь в 2 дня. Но этого всего бы не было, если бы не замечательный человек по имени Фёдор Фокша, благодаря которому мы попали на объекты, которые будут описаны ниже. Он не только согласился покатать нас по «нашим» адресам, но и внёс свою лепту в процесс путешествий по заброшенным местам города и ближайшей от него области. Огромное спасибо ему за это. Ну, а теперь перейдём к поездке.

Дорога от Ростова до Шахт оказалась хорошей и недолгой и вот, спустя час, мы уже на месте и дожидаемся нашего путеводителя. А пока ждём его прибытия, читаем молитву на доме молитвы, вблизи автовокзала, куда мы прибыли:

Помолившись за хорошую вылазку, мы дожидаемся нашего экскурсовода и выдвигаемся в путь дорогу. Первым местом в нашем списке были какие-то подземелья, отмеченные как коллектор\убежище с ВШ. Проезжая мимо станции мы сфотографировали парочку памятников\мемориалов, последний из которых, точнее персонаж которому он посвящён — был на слуху у нас не один раз:

Фёдор Андре́евич Серге́ев, более известный как това́рищ Артём, в советский период обычно писался как «Артём (Сергеев)», (7 (19) марта 1883 — 24 июля 1921) — российский революционер, советский политический деятель. Член РСДРП с 1901 года, основатель Донецко-Криворожской республики, близкий друг Сергея Кирова и Иосифа Сталина. Вот так то:

а вот и первое место нашей дислокации, бывшая столовая ГРЭС:

Данное место не входило в наш список объектов, но найти что-то новое было приятно. Недолго раздумывая, прячем машину в ближайших зарослях и отправляемся внутрь здания:

Внутри естественно не осталось ничего целого, но приятно удивил факт отсутствия различных надписей игрунов, да и вообще любые признаки пребывания людей в этом месте. Первый этаж был малоинтересен, кроме сохранившейся местами плитки и разбитых окон не было ничего интересного и мы пошли на второй этаж столовой:

Второй этаж был идентичен первому, но уже с более красивой отделкой и внутренней архитектурой. В столовой имелся даже небольшой лифтик, остались также ещё целые надписи на стенах. Эту например, я прочёл как «халявные закуски»:

с одной стороны столовой открывался красивый вид на новую трубу ГРЭС, довольно-таки атмосферно:

Все комнаты представляли собой вот такие помещения: разбитые или открытые настежь окна, облезшая штукатурка с краской… в общем все признаки заброшенности:

Ну и завершение — крыша, с которой открывался замечательный вид на новую и старую трубы Шахтинской ГРЭС:

старая труба:

Приятно удивила хорошо сохранившаяся лестница с второго этажа, с деревянной отделкой:

После недолгих раздумий «стоит ли попытаться попасть на старую трубу ГРЭС» мы решили, что лишние неприятности нам будут ни к чему и мы выдвинулись на поиски коллектора\убежища с ВШ. Найти место по быстрому не удалось, хотя у нас были точные координаты на карте. Вся сложность была в рельефе местности, а точнее уровне дороги для машин и остальной территории. Спустившись по склону мы начали поиск в густых зарослях и уже спустя несколько минут нашли вход:

Тоннель непонятного назначения. Длина около 600 метров, разделен на 2 уровня, первый — ливневый сток воды, второе — убежище. Первые 100 метров по сторонам тоннеля присутствуют гермофорточки, за которыми находятся лестницы наверх к оголовкам ВШ. Есть гермодвери. Множество труб и цистерн прикрепленных к потолку. После 150 метров тоннель затоплен примерно на 1,5 метра. На дне большое количество ила. В конце тоннеля гермофорточка заваленная камнями.

Красивая старая кладка, и холод идущий изнутри так и манил быстрее попасть внутрь. Но вспомнив, что все фонари остались в машине, мы вернулись за ними, затем обратно… — в итоге 20 минут времени ушло у нас впустую. Но теперь отправляемся внутрь, на встречу приключениям. Первое, что мы встречаем это гермофорточки от ВШ (вентиляционных шахт):

Внутри всё было сильно загажено — здесь не один десяток раз жгли костры. Также повсюду надписи местных игрунов… ну и куда без мусора в виде бутылок из под различных алкогольных напитков. По строению мне напомнило аксайские катакомбы, только более овальные, в отличии от аксая где потолок имеет круглое строение:

Все запасные выходы сверху чем-либо залочены, где-то просто завалены мусором, кое-где отсутствует лестница… Здесь же вовсе сверху лежит бетонная плита:

дренажная система (не работает вовсе):

остатки от вентиляции:

В конце тоннеля нас ждал сюрприз в виде воды и грязи. Не имея плав средств дальше пойти мы не решились:

После этого мы отправляемся к выходу, дальше, в путь дорогу:

Следующим объектом являлся скиповый ствол шахты Глубокая. Уже с далека замечаем нашу огромную постройку:

Скиповый ствол шахты был заброшен в связи с закрытием самой шахты. Данный объект пытались взорвать пару лет назад, но ничего не вышло. Попав внутрь строения мы были огорчены — все лестницы и перекрытия взорваны, поэтому попасть наверх не получилось. Хотя есть интересная самодельная деревянная конструкция в виде лестницы, сделанная здесь кем-то из лазальщиков. Но мы не искали приключения, поэтому остановились на фотографировании объекта снизу:

Позади ствола находятся небольшие очистные сооружения, вода в которых была ярко оранжевого цвета. Ноги и руки мыть в ней я бы не советовал:

Вид на шахту «Глубокая» с ее скипового ствола (фото не моё):

Осмотрев всё мы поехали к шахте имени Артёма, памятник которому мы встретили при вьезде на ГРЭС (см. выше).

Шахта была построена в 1911 году и являлась одной из наиболее больших и оснащенных шахт в России. Изначальное название «Елпидифор» ( Елпидифор Трофимович Парамонов (? — 12 декабря 1909, Ростов-на-Дону, Россия) — русский предприниматель, купец. Его именем назван историческо-архитектурный памятник федерального значения, всеми известные «Парамоновские склады», находящиеся в Ростове-на-Дону). Впоследствии, после революции, она была переименована в шахту имени Артема — известного революционера, который жил в этих местах и спускался в парамоновский рудник, добывая уголь. Шахта работала до 1993 года:

Заметив присутствие людей в левой части здания (которая была более-менее цела) мы пошли в обход, дабы не контактировать с охраной. Зайдя внутрь сразу же видим над нами потолок здания, сделанный в виде круга. Опять-таки напомнил какую-то из заброшенных церквей в нашей области:

Середина шахты полностью разрушена, осталась только передняя стенка:

А вот такой шахта Артёма была до недавнего времени, ещё сохранившиеся домики возле фасада здания:

Шахта Артем 1 была очень хорошей, баня рядом была, ее руины прямо возле дороги, когда от бани еще стены были там тоже металл люди собирали, но местечко это слишком криминальное. Там постоянно кого нибудь да раздевали в темное время суток, один раз даже трупа нашли на развалинах… Потом руины разровняли, надеялись, что построят что-нибудь, но на этом дело и кончилось. В здании столовой шахты сделали Банкет холл, сплагиатили у ростовского: праздновали там свадьбы, поминки, одно время даже дискотека там была.

Для справки. Музей угольной промышленности — достопримечательность пос. Артем в городе Шахты. В 2007 году музей отмечал 40-летие. Здание, в котором он находился — это особняк, принадлежавший знаменитому донскому купцу Парамонову. Но теперь этого музея нет, то ли его перенесли в краеведческий, то ли просто напросто разворовали… Об это я напишу чуть позже, когда побываю в музее, который к сожалению посетить не успел. А ведь в нём должен даже макет шахты сохраниться. В следующей поездке мы обязательно разберёмся в этом.

Так как мы были совсем рядом  с другим заброшенным местом, мы решили заглянуть и в него — бывший литейный цех:

Литейный цех был заброшен после нехватки финансирования. В свое время выплавлял детали для двигателей. В настоящее время был выкуплен частным предпринимателем, но до сих пор стоит в опустошённым. От объекта мало, что осталось — все растащили охотники за металлами. Вокруг цеха находятся действующие предприятия:

После того, как литейный закрыли, начали все от туда воровать. Причём очень сильно и всем кому не лень. Охраняли его в своё время даже с оружием, а в остальных частях завода у охранников были простые резиновые дубинки. Но уже к 2011-2012г здесь нет не единой души, так как разворовали абсолютно всё. А ведь когда-то был цех по производству одних из лучших деталей двигателей для страны.

Сохранились только краны, которые судя по всему просто нереально срезать из-за их высокого месторасположения:

Под всей территорией цеха идут небольшие тоннели, чем-то напоминающие ростовский кирпичный завод. Только у нас в городе они были выложены кирпичной аркой, здесь же простые бетонные тоннели:

После этого мы выдвинулись в наше следующее запланированное место, каким являлся — недостроенный мясокомбинат:

Ничего приметного в данном месте нет, но ради нескольких кадров заскочить было можно. Рядом совсем целые строения, верней старые постройки с совсем недавним ремонтом. Внутри всё опять напоминает другой обьект — ростовский водоочистительный завод. Почти все места в процессе поездки вызывали ассоциацию с другими заброшенными местами родного Ростова:

К сожалению, лестниц наверх нет, поэтому попасть выше второго этажа проблематично. Хотя здесь есть подобие самодельной лестницы, которую мы встретили на шахте Глубокая, но как и в том случае — лесть наверх по шаткой конструкции мы не решились:

После этого мы поехали в котельную, которая к сожалению, была уже облюбована пейтболом. Справа находилась охраняемая заброшенная СУМС. В оба объекта желания лезть не было, поэтому ограничились фотографиями «из вне». Так же удивила валяющаяся на территории кабина от Маз 543.

СУМС:

котельная:

После этого решили отдохнуть, перекусить и подумать, куда же нам поехать дальше. После предложения Феди прокатиться на заброшенный карьер с водой — вариантов ответа кроме «ПОЕХАЛИ!!!» не было и мы выдвинулись в путь:

Единственным препятствием было то, что нормальной дороги для спуска не было, поэтому при спуске к воде было произнесено очень много красивых слов  и фраз… Ну, а спустя несколько минут мы уже у воды, точнее в ней:

Удивил ещё фактор того, что местная молодёжь купавшаяся рядом (в возрасте от 10 до 14 лет) знала фраз и слов побольше нас, поэтому мягко говоря «время шло, а уши вяли». Отдохнув и высохнув на палящем солнце мы отправляемся обратно в гору, дабы продолжить поездку.

Последним местом посещённым нами была заброшенная девятиэтажка:

По некоторой информации планировалось как общежитие для рабочих завода НЭВЗ. Но стройка так и завершилась на 9-ти этажах. На крыше с правой стороны здания (вид с центральных входов) что-то взрывалось. Сбоку остатки заложенного фундамента\подвала, но стройку не успели продолжить, как и доделать первое здание.

левая часть лестничных пролётов в печальном состоянии, как и шахта лифта:

Внутри ничего интересного, самый «смак» нас ждал наверху. С крыши открывался красивый вид на близлежащую территорию:

слева многоэтажки бывшего цеха нэвз (ныне завод малка), справа-завод малка и завод рэмз:

В завершении мы поехали в заброшенную больницу, которая к нашему разочарованию была уже полностью снесена. Но наш экскурсовод приказал не отчаиваться, а проехаться и посмотреть на какую-либо шахту по близости. Как оказалось попытка оказалась удачной и следующее место было самым запоминающимся за весь день, но об этом чуть-чуть позже.

Хотелось бы ещё сказать, что город понравился — спокойный и тихий, со своей непередаваемой промышленной атмосферой… Правда ситуация, которая творится с ним меня совсем уже печалит, но будем верить в лучшее, а также ждать второго обзора посещения этого замечательного города, под названием Шахты.

Информация к размышлению, не поленитесь и прочтите: http://www.shakhty.su/2012/01/15/001/

Небольшой бонус, видео обзор поездки от Дмитрия Новичкова:

Автор : Андрей Шляпников.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *