Печать сырьевого проклятия

Попытки выровнять качество жизни в регионах России опасны для экономики страны.

От сырьевой зависимости страдает не только федеральный бюджет России, но и бюджеты регионов, в которых добываются полезные ископаемые, говорится в исследовании агентства РИА «Рейтинг» по итогам 2012 года. В результате падения мировых цен на сырье, такие регионы как Ямал, Кемеровская, Белгородская области и Красноярский край, поставляющие на внешний рынок газ, уголь, железную руду и цветные металлы, потеряли свои позиции в рейтинге.

Среди сырьевых регионов, особенно сильно потеряла Кемеровская область, которая опустилась с 17-е на 26-е место рейтинга. При этом добыча угля в регионе выросла на 5%, но его цена на мировых рынках за год сократилась почти на 20%. Три позиции потерял Ямало-Ненецкий автономный округ — он скатился с 5 на 8 место. Причиной стало падение цен на газ на европейском рынке в результате роста конкуренции, из-за чего Россия была вынуждена сокращать экспорт с Ямала — как главного российского поставщика газа.

Рейтинг Красноярского края упал с 8 на 14 позицию в связи с неблагоприятной ситуацией на мировом рынке цветных металлов: за год никель подешевел на 23,3%, алюминий — на 15,7%, медь — на 9,9%. А Белгородская область опустилась с 10 на 20 место из-за того, что снизился спрос на железную руду со стороны Китая, и ее экспорт сократился вдвое, говорится в исследовании.

Правда, до сих пор сохранили свои высокие позиции такие нефтяные регионы как Югра и Тюменская область, по-прежнему оставаясь на третьем и четвертом местах по России. Ну а первое и второе места рейтинга регионов России традиционно занимают Москва и Санкт-Петербург. Высокие показатели сохраняет также Московская область, находящаяся на пятом месте. При этом, в самом худшем социально-экономическом положении остаются аграрно-промышленные южные регионы России и национальные республики Северного Кавказа и Сибири.

В общем, одни регионы России богаты как Люксембург, а другие бедны как Йемен. Однако не все эксперты считают, что экономическое неравенство в России нужно искусственно устранять. Различия в социально-экономическом развитии регионов будут сохраняться и в дальнейшем, и пытаться выравнивать их вредно, заявил агентству РИА «Новости» главный экономист инвесткомпании Sberbank CIB Евгений Гавриленков. «Дифференциация по-прежнему объективно сохраняется, не только потому, что разные условия, разная структура экономик в этих регионах. Это следствие десятилетий советского развития, определенных тенденций в размещении предприятий, — полагает эксперт. – Советская система во многом была построена на том, что одни регионы субсидировали другие, но перераспределить, выровнять все нельзя, более того — это вредно для экономики страны. Этого не получилось в Советском союзе, не получилось и в Европейском союзе, где, как мы видим, попытка субсидировать юг за счет севера привела к кризису, который мы сейчас наблюдаем».

Большой федеральный тупик

Внутренний региональный продукт (ВРП) самого богатого российского региона почти в 32 раза больше самого бедного. Для сравнения, ВРП самого богатого штата Аляска США всего в 1,8 раз больше, чем в самом бедном Миссисипи. А в Евросоюзе ВВП на душу населения в Люксембурге всего в 8 раз больше, чем в бедной Румынии.

Но даже бедные регионы России отличаются между собой очень сильно. Например, доходы бюджетов регионов Южного федерального округа различаются в 20 с лишним раз, и наибольший разрыв наблюдается между Краснодарским краем с доходами в 245 млрд рублей, и республикой Калмыкия с 12 млрд рублей. При этом, как считают эксперты РИА «Рейтинг», никаких изменений ситуации с неравенством в нижней части рейтинга, которую занимают южные регионы, не произойдет, так как оптимального решения для развития этих территорий правительством до сих пор не найдено.

Правда, есть у «отстающих» регионов и свои достижения: Ростовская область вышла на 6 место в России по числу прибыльных предприятий, Волгоградская область показала наилучший результат по объемам производства товаров и услуг на душу населения, а Астраханская область отличилась собираемостью налогов, и одним из самых высоких показателей по индексу промышленного производства — свыше 126%. Но это всего лишь позволило Астрахани занять 55 место в общероссийском рейтинге.

Причина неравномерности экономического развития в России кроется неравной обеспеченностью природными ресурсами, исторически сложившейся инфраструктурой, природно-климатическими условиями, менталитетом населения и другими факторами объективного характера, отмечают эксперты агентства.

«С одной стороны — это объективная ситуация: большая страна, разные природные условия, разный исходный уровень и возможности  освоения, — приводит агентство «Прайм» слова замруководителя аналитического центра при правительстве Глеба Покатовича. — С другой стороны, рейтинг включает заметное количество показателей, которые важны сами по себе, но меняются сравнительно слабо в силу масштаба проблем, либо в силу ограниченных возможностей власти на них влиять. Оптимальный механизм, позволяющий поднять отстающие регионы, пока не найден. Были и федеральные целевые программы, и особые экономические зоны, но реальных локомотивов роста так и не возникло».

Российские власти не имеют четкой пространственной стратегии развития страны, и результатом этого являются неравномерность развития регионов и неэффективная региональная политика, считает советник Института современного развития Никита Масленников. По его мнению: «Здесь логично говорить о децентрализации власти. Сейчас этот процесс идет активно, но крайне однобоко: децентрализуются полномочия и обязательства, но они не обеспечены финансовыми источниками. В итоге мы имеем, на мой взгляд, один большой федеральный тупик, ситуация улучшаться явно не будет, и в лучшем случае получим стагнацию».

Объективное неравенство регионов России будет только усиливаться в связи с экспортной ориентированностью отдельных регионов, в первую очередь нефтедобывающих, для которых важную роль в доходах играет валютный курс. Но для остальных, «объективно равных» регионов страны, большое значение имеет экономическая политика, качество управления местных властей и «дружественное» отношению к бизнесу. Например, показатели Калужской и Белгородской областей значительно лучше, чем у соседей, хотя начальные экономические условия у них похожие.

Путин сказал — губернатор сделал

Социально-экономическое неравенство регионов может еще и усилиться. В 2011 году бюджетный профицит имели 26 регионов России, в 2012 их осталось всего 16, а по итогам первого квартала 2013 года только 8 смогли свести бюджет. Причиной стало выполнение предвыборных обещаний, которые щедро раздавал президент Владимир Путин, а его «майские указы» могут окончательно посадить экономику в первую очередь бедных регионов страны.

Все силы и средства регионы России бросили на исполнение «майских указов» президента — зарплаты учителей и врачей растут небывалыми темпами. Тем временем расходы на экономику и ЖКХ почти повсеместно сокращаются: финансирование по этим статьям региональных бюджетов в январе-марте этого года упало на 3,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, свои расходы урезали 37 регионов. Но, тем не менее, треть российских регионов задачу Путина — довести зарплату учителей до средней по экономике субъекта — выполнить пока не смогли. Между тем, такая «социализация» региональных бюджетов — опасная затея, она может привести к резкому росту обязательств федерального правительства, как это было с монетизацией льгот.

«Тенденция такая, что долги увеличиваются, и увеличиваются стремительно, — констатирует директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. — Также растут долги муниципалитетов, а финансовое состояние регионов во многом определяется тем, что происходит в муниципалитетах. Сейчас это еще не критично, но если так будет продолжаться, то через 2-3 года ситуация может быть гораздо более серьезной».

По словам Николаева, в прошлом году долги регионов росли достаточно быстро,  в том числе и в связи с выполнением предвыборных президентских обещаний, в частности по увеличению зарплат бюджетникам. «В этой ситуации регионы становятся еще более зависимыми. Хотя они и берут у госбанков в надежде на то, что потом будет или реструктуризация или что-то еще. Но через механизм этих обещаний финансовая зависимость регионов только повышается, и эта пирамида рано или поздно обрушится», — предупреждает эксперт.

По данным Минфина, общий объем госдолга российских регионов на 1 января 2013 года достигал 1,35 трлн. рублей, что составляет более 26% от всех доходов региональных бюджетов. Правда, по состоянию на 1 мая показатель региональных долгов снизился на 83 млрд. рублей, но все равно остается критическим. Вся надежда на то, что если ситуация в отдельных регионах станет критической, федеральный центр перераспределит доходы богатых регионов бедным.

«Наши нефтегазодобывающие регионы свой ВРП не видят — происходит его значительное изъятие через налоговую систему, и если смотреть по конечному потреблению домашних хозяйств, то в тюменских округах остается 20-25% их ВРП, — приводит агентство «Финмаркет» слова директора региональной программы Независимого института социальной политикиНатальи Зубаревич. — Единая экономическая политика может и должна быть — это правила игры, они должны быть общими. Они не исключают возможности предоставления кому-то помощи. Но приоритеты государственной политики везде должны быть разными: кому-то надо развивать инфраструктуру, кому-то поддерживать сельское хозяйство, готовить кадры. У нас же, кто сколько смог оттянуть, тот и молодец. Пока у нас основная политика — все вбухать в Дальний Восток и Сочи, и Кавказ деньгами залить. Но это не экономика…».

Автор : Олег Гладунов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *