Русские музы в западной культуре
А художники, в свою очередь, как бы благодарили — поклонялись, почитали и любили русских Муз, увековечив их имена в искусстве. Эти женщины воистину завершили шедевры художников и тем навсегда вошли в историю. Их подписи остались под именами знаменитых мужчин, так же как подписываются художественные произведения искусства.
Гала (Елена Дьяконова, подруга детства сестер Цветаевых) — жена поэта Поля Элюара, ставшая музой Сальвадора Дали. Ее непримиримая противница Эльза Триоле (младшая сестра Лили Брик) — муза Луи Арагона. Княгиня Мария Кудашева — супруга писателя Ромэна Роллана. Дина Верни, очаровавшая своей красотой скульптора Аристида Майоля. Лидия Делекторская, натурщица, вдохновлявшая долгие годы Анри Матисса. Надя, околдовавшая Фернана Леже. Соня Терк, обворожившая художника Роббера Делоне. Балерина труппы Дягилева Ольга Хохлова, ставшая женой Пабло Пикассо. Баронесса Будберг (Мария Закревская-Бенкендорф, наша Мата Хари) — муза Максима Горького и жена Герберта Герберта Уэллса. Ядвига — подруга Гийома Аполлинера. Лу Андреас-Соломея, дочь царского генерала, феминистка, женщина блестящего ума — вдохновительница Фридриха Ницше, Райнера Мария Рильке и Рихарда Вагнера. Это далеко не полный перечень русских муз.
Но как не упомянуть и о тех русских женщинах, которые приезжали во Францию в начале двадцатого века: об Анне Ахматовой — великой поэтессе, повстречавшей Амадео Модильяни.
…В синеватом Парижа тумане,
И наверно опять Модильяни
Незаметно бродит за мной.
У него печальное свойство
Даже в сон мой вносить расстройство
И быть многих бедствий виной.
Но он мне — своей Египтянке…
Что играет старик на шарманке,
А под ней весь парижский гул,
Словно гул подземного моря,
Этот тоже довольно горя
И стыда, и лиха хлебнул…
(Анна Ахматова)
А художница Маревна (Мария Воробьева-Стебельская, псевдоним Маревна подарен Максимом Горьким), без которой невозможно представить творчество мексиканского мастера монументальной фресковой живописи Диего Риверы. В Париже Маревна стала одним из примечательных персонажей легендарной богемы того времени. Она — частый гость в знаменитом «Улье», мастерской-коммуне, в которой обитали художники парижской школы. Маревна приятельствовала с Хаимом Сутиным, Гийомом Аполлинером, Марком Шагалом, Осипом Цадкиным, Амедео Модильяни.
Сутин, Модильяни, Жанна Эбютерн, Макс Жакоб, Моиз Кислинг, Леопольд Зборовский
Пабло Пикассо обещал сделать из нее художницу «не хуже, чем Мари Лорансен», Илья Эренбург и Максимилиан Волошин посвящали ей стихи, а ее картины появлялись на выставках и раскупались избалованными обилием гениев парижанами. В 1915 году Маревна стала спутницей Диего Риверы и родила ему дочь Марику, но в 1921-м мексиканец бросил ее и вернулся на родину. Мария Воробьева-Стебельская умерла в 1984 году, успев в 1977 году увидеть собственную персональную выставку и документальный фильм, посвященный ей и ее дочери Марике, ставшей довольно известной танцовщицей…
О поэтессе Марине Цветаевой, чей эпистолярный роман с Рильке (они так никогда и не встретились) стал настоящей легендой.
Наверное, можно с полным основанием утверждать, что вдохновительницы из России навсегда вошли в творческие судьбы европейского искусства и его выдающихся мастеров. Это присутствие русской женщины неустранимо и в более позднее время. Вдохновленность русской музой определила отношения Жан Поля Сартра с Еленой Зониной (секретарь Ильи Эренбурга, переводчица). Расцвела в браке Любови Красиной и Эммануэля д»Астье де ля Вижери, участника движения Сопротивления, журналиста, основателя газеты «Либерасьон».
Их трогательные истории творчества и любви, до сих пор волнуют нас благодаря загадочности и тайне женственности русских муз, начиная с Анны Киевской, ставшей королевой Франции и женой Генриха I.
Эвелина Ганская и Оноре де Бальзак, Пикассо и Ольга Хохлова… Творчество Пикассо расцветает именно в тот момент, когда в его жизнь входит Ольга…
С приезда Эльзы начинается новая жизнь Арагона-писателя. Полным расцветом своего творчества Дали обязан встрече с Гала, на которой он женился после смерти ее первого мужа — поэта Поля Элюара.
И если мы отправимся в музей д»Орсе в Париже или петербургский Эрмитаж, в музей Метрополитен в Нью-Йорке или в художественные собрания Токио, повсюду нас будут сопровождать загадочная алхимия этих женщин, а из глубины вдохновленных ими полотен они будут бросать на нас свои бессмертные взгляды. Мы встречаем ни с чем не сравнимую голубизну глаз Лидии на картинах Матисса, жгучий взгляд Гала на картинах Дали…
И чем дальше, тем больше. И никак не поспоришь с тем, что русские музы навсегда вошли в историю западной культуры.
О судьбе и жизни Делекторской после смерти художника, которую она посвятила увековечиванию памяти Матисса, собирая и покупая его рисунки, гравюры и книги, подаренные потом Эрмитажу и Музею изобразительных искусств им. Пушкина можно писать целые книги. И пишут. Например, есть книга о русских музах: Владимира Федоровского и Гонзага Сен-Бри «Русские избранницы»…
И об этом можно много говорить. И бесконечно. Как бесконечны все истории о любви, которые внушают и дарят русские женщины.
Но об этом можно писать и с юмором. Как Андрей Дементьев, написавший о русских женах, приехавших в Израиль с мужьями-евреями:
У меня красивая жена.
Да еще к тому же молодая.
Если в настроении она, —
Я покой душевный обретаю.
А когда она раздражена,
Что-то ей не сделали в угоду, —
Всем п…..ц… И мне тогда хана,
И всему еврейскому народу…
…А может, в этом — тоже секрет русских женщин, что когда они любят по-настоящему, то им все равно, где тюбетейка у их мужей.
Продолжение темы следует.
По материалам Интернета подготовил Влад Рогов.