БОЛЬНОЙ ПЕРЕД СМЕРТЬЮ ПОТЕЛ? ОБ ИНВЕСТИЦИОННОМ КЛИМАТЕ В РОССИИ

Российское правительство демонстрирует заботу об инвестиционном климате. Демонстрирует давно и безуспешно. Иностранные инвестиции идут в Россию очень неохотно. Зато капиталы утекают за границы РФ, как вода из разбитого корыта.

Первый вице-премьер Игорь Шувалов обещает налоговую стабильность и предсказуемость для российской экономики на ближайшие шесть лет. Вице-премьер делает в последнее время смелые заявления – он даже Кремль не боится поправлять. Но, тем не менее, ему почему-то не очень верится. «Власти лукавят, обещая, не повышать налоги в ближайшие пять лет: существенный рост налоговой нагрузки и на бизнес, и на население уже расписан на годы вперед», – уверен директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. По его мнению, российскую экономику «ждёт мощный рост налоговой нагрузки» уже с 1 января 2013 года.

При этом оснований для подобного вывода не надо долго искать – они на виду. Резко повысятся социальные страховые платежи. Кто забыл, может заглянуть в подписанный не так давно закон, устанавливающий дополнительные тарифы страховых взносов для большого списка работников. В нём те, кто занят на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах. Повышение составит 4% в 2013 году, 6% в 2014 году и 9% в 2015 году. Для тех, кто занят на работах с тяжёлыми условиями труда, а также на работах с повышенной интенсивностью, дающих право на назначение досрочной пенсии, страховые взносы поднимутся в 2013 году на 2%, в 2014 – на 4%, в 2015 – на 6%.

Между прочим, у нас в стране треть экономики работает во вредных и тяжёлых условиях труда, дающих трети выходящих на пенсию людей право получать её досрочно. Понятно, скольких производств коснутся дополнительные тарифы страховых взносов?

Не забыты и так называемые «самозанятые» работники (в основном — индивидуальные предприниматели, но не только они). Уже в 2013 году взносы для них увеличиваются в 2 раза.

Московский индивидуальный предприниматель Михаил Рязанов предложил по этому поводу правительству «приступать к написанию трактата о том «Как мы уничтожили малый бизнес в России». Причём речь он ведёт не только о страховых взносах: «К примеру в 2012 году патент для ИП на ремонт аппаратуры стоил 13500 за год и из него можно вычитать было пенсионные взносы на величину 9000 рублей. С 1 января 2013 года годовой патент будет стоить 36000 и из него нельзя вычитать пенсионные взносы, а они ещё 38000 будут. Итого за год нужно будет заплатить 74000 рублей. Не могу представить каким образом предприниматель, работающий по патенту, занимающийся ремонтом обуви или ремонтом радиоаппаратуры сможет выплатить такую сумму денег! Кто такие антинародные законы придумывает? Или у нас инфляция заложена на уровне 300% на 2013 год?». «Я общался за последний месяц с десятком «ИПшников», — продолжает Рязанов, — на тему как они будут жить дальше. Некоторые собеседники были из регионов – имеют мелкий бизнес, содержат маленькие магазинчики, одежду шьют, телевизоры ремонтируют. Отвечали либо буду закрываться, либо буду обманывать государство».

Между прочим, в последнем наш бизнес вполне преуспел. Исследование Владимира Гимпельсона и Ростислава Капелюшникова «Нормально ли быть неформальным?» показывает: с 2008 по 2011 год доля занятых в неформальном секторе российской экономики, по расчетам Росстата, увеличилась примерно в полтора раза. Наличие на российском рынке труда массивного анклава неформальных рабочих мест со своими специфическими механизмами установления заработной платы, по мнению авторов, можно рассматривать как провал существующей институциональной системы. А ведь как в начале 2000-х правительство боролось за выход бизнеса из тени. Впрочем, бегут российские предприниматели не только в тень. Выступая на Российском налоговом саммите, зампред экспертного совета ТПП по совершенствованию налогового законодательства Дмитрий Фадеев заявил, что нагрузка на бизнес увеличивается как коррупционными рисками, так и новыми инициативами власти. Явно обозначилась тенденция на отмену части налоговых льгот для бизнеса.

«В документе «Основные направления налоговой политики на ближайшие 7 лет» министерство финансов предлагает поэтапно проводить ревизию налоговых льгот», — говорит Фадеев. Экономический кризис в еврозоне, нестабильная ситуация на рынках, конечно, не дает повода снижать налоги, но государство должно задуматься об этом, если оно хочет, чтобы бизнес платит налоги в России. «Почему тысячи российских компаний перерегистрировались в Казахстане? Там 11% страховые взносы», — полагает Фадеев. В России ставка страховых взносов во внебюджетные фонды остается на уровне 30%.

Ему вторит председатель комитета экспертного совета «Деловой России» Марина Зайкова: «Именно сейчас надо всемерно облегчать жизнь производителям, то есть обрабатывающему бизнесу. Иначе либо среднего бизнеса в стране не будет (он умрёт), либо перейдёт в другую юрисдикцию» «Деловая Россия», между прочим, выступила в прошлом году с предложением так называемого «налогового манёвра» — снижения ставок по НДС, налогу на прибыль и на отчисления во внебюджетные фонды до 15% , так называемая формула «15-15-15». Выпадающие доходы предлагалось финансировать за счёт повышения акцизов на табак и алкоголь, НДПИ на нефть. Государство прислушалось к налоговым предложениям «Деловой России», но только ко второй их части. Акцизы оказались в итоге повышены, а вот налоги никто снижать не собирается.

Закон, ускоряющий темпы повышения ставок НДПИ на газ, вступает в силу с 1 января 2013 года. За счёт введения новых ставок федеральный бюджет в 2013 году получит дополнительно 13,6 млрд рублей, в 2014 году — 58 млрд рублей, в 2015 году — 95 млрд рублей.

Ставки на автомобильный бензин и дизельное топливо 4-го и 5-го классов вырастут на 6% во втором полугодии 2013 года. Об акцизах на алкоголь и табак можно вообще помолчать: они могут разорить и конечных потребителей, и производителей. Причём вторым придётся куда сложнее. Кто станет платить безумные цены за бывшую дешёвую водку, если покупка кастрюли-скороварки и змеевика окупится через две недели? Мы уже проходили и брежневские повышения цен, и горбачёвскую борьбу за трезвость. Или кто-то думает, что за последние тридцать лет народная смекалка пошла на убыль?

А вот ещё один аспект повышения налогов безо всякого объявления об этом. Властями взят курс на сокращение налоговых льгот. Проект методики по оценке эффективности налоговых льгот в Минэкономразвития уже готов. Начинать отмену льгот планируют с льгот на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий электропередачи (по итогам 2010 года оценивались в 134 млрд рублей). Общая цена налоговых льгот сегодня измеряется не миллиардами, а триллионами рублей. И их отмена – это то же самое увеличение налоговой нагрузки.

Уже упомянутый Игорь Николаев в своей оценке происходящего прям и категоричен: «Резко повышать налоги в предстоящие годы — это непрофессионально и безответственно».

Между тем, заместитель генерального директора ОАО «Межведомственный аналитический центр» Юрий Симачев в опубликованной ещё весной сказал: «Мы можем снизить налоги, но по каким-то другим составляющим экономика, всё равно, непривлекательна для инвесторов. Ведь существуют ещё и риски повышенного административного давления, рейдерства, того, что при определённом масштабе бизнеса его могут отнять, и это не очень привлекает новых инвесторов. Или он, всё равно, привлечён, но уж точно не в той мере, как это могло быть, если бы инвестиционный климат улучшался».

Нет, сегодняшние действия российской власти не привлекут сюда бизнес. Напротив, он бежит всё быстрее отсюда. Бежит куда угодно: в Казахстан, в Европу, в Азию, в Папуа Новую Гвинею, лишь бы убежать. Кому бежать совсем не с руки, ныряет в тень, откуда его уже не выманишь сладкими обещаниями.

А Минэкономразвития и Минфин устраивают публичную перепалку: что лучше брать с тех, кто не сбежал и не спрятался – НДС или налог с продаж. Есть очень старый медицинский анекдот: «Больной перед смертью потел?» — «Потел». – «Очень хорошо». Вот так и тут.

Автор :  Владимир Володин, эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *