Чудо-строители джунглей

«Небоскребы, небоскребы, а я маленький такой. То мне страшно, то мне грустно, то теряю вдруг покой», – пел когда-то Вилли Токарев. И то, что он прав, понимаешь, например, в Нью-Йорке, когда на бегу вдруг отрываешь глаза от асфальта и устремляешь их в небо. Ты – в каменных джунглях. А небо видно в небольшой дыре, которую образовывают высоко-высоко уходящие вверх шпалы, которыми и являются окружающие тебя здания. Те самые небоскребы, вызывающие то ужас, то восхищение, то гордость за всемогущество, то уныние от собственной ничтожности на фоне таких громадин…

 

…Но всегда интересны ответы на два вопроса: как же их строят и что будет, если они рухнут? Ответ на второй вопрос, увы, дали террористы из «Аль-Кайеды», когда 11 сентября 2001 года взорвали башни-«близнецы» Всемирного торгового центра в том же Нью-Йорке. Теперь там «Точка Зеро» – огромная воронка, над которой летают души трех тысяч невинно убиенных человек…



Вряд ли когда построили такой Нью-Йорк, думали о террористах…

А как же строятся небоскребы? Специалисты утверждают, что такое чудо, как небоскреб, не стало бы возможным без изобретения стального каркаса. Сборка стального каркаса здания – самая опасная и сложная часть строительства. Именно качество и скорость сборки каркаса определяют, будет ли проект реализован в срок и в рамках бюджета. Вот поэтому клепальщики – самая важная профессия при строительстве небоскреба.


neb

Знаменитые клепальщики – элита небоскребщиков…

Клепальщики – это каста со своими законами: зарплата клепальщика за рабочий день больше любого квалифицированного рабочего на стройке. Они не выходят на работу в дождь, ветер или туман, они не числятся в штате подрядчика. Они не одиночки, они работают бригадами из четырех человек, и стоит одному из бригады не выйти на работу, не выходит никто. Почему же даже в разгар Великой депрессии на это смотрели сквозь пальцы все, от инвестора до прораба?



Поднебесная элита, однако

На помосте из досок или просто на стальных балках стоит угольная печь. В печи заклепки – 10-сантиметровые в длину и 3-сантиметровые в диаметре стальные цилиндры. «Повар» «варит» заклепки – небольшими мехами гонит в печь воздух, чтобы разогреть их до нужной температуры. Заклепка прогрелась (не слишком сильно – провернется в отверстии и придется ее высверливать, и не слишком слабо – не расклепается), теперь нужно передать заклепку туда, где она будет скреплять балки. Какая балка когда будет крепиться, известно лишь предварительно, да и передвигать горячую печь в течение рабочего дня нельзя. Поэтому часто место крепления находится от «повара» метрах в 30, иногда выше, иногда ниже на 2-3 этажа…




За работой…

Передать заклепку можно единственным способом – бросить.

«Повар» поворачивается к «вратарю» и молча, убедившись, что «вратарь» готов к приему, щипцами бросает раскаленную докрасна 600-граммовую болванку в его сторону. Иногда на траектории уже сваренные балки, кинуть нужно один раз, точно и сильно.

«Вратарь» стоит на узком помосте или просто на голой балке рядом с местом клепки. Его цель – поймать летящую железку обычной жестяной консервной банкой. Он не может двинуться с места, чтобы не упасть. Но поймать заклепку он обязан, иначе она маленькой бомбой рухнет на город.

«Стрелок» и «упор» ждут. «Вратарь», поймав заклепку, загоняет ее в отверстие. «Упор» с внешней стороны здания, вися над пропастью, стальным стержнем и собственным весом удерживает шляпку заклепки. «Стрелок» 15-килограммовым пневматическим молотом в течение минуты расклепывает ее с другой стороны. Лучшая бригада проделывает это фокус свыше 500 раз за день, средняя – около 250…





Офигенные нюансы работы!

На фотографиях – лучшая в 1930 году бригада, слева направо: «повар», «вратарь», «упор» и «стрелок». Опасность этой работы можно проиллюстрировать следующим фактом: каменщики на стройке страхуются по ставке 6% от зарплаты, плотники – 4%. Ставка клепальщика – 25-30%.

На здании Крайслера погиб один человек. На Wall-Street-40 погибло четверо.

На Empire State – пятеро…



Мастерство и элегантность!

Каркас небоскреба состоит из сотен стальных профилей длиной в несколько метров и массой в несколько тонн, так называемых beams. Хранить их при строительстве небоскреба негде – никто не позволит организовать склад в центре города, в условиях плотной застройки, на муниципальной земле. Более того, все элементы конструкции разные, каждый может быть использован в одном единственном месте, поэтому попытка организации даже временного склада, например, на одном из последних построенных этажей может привести к большой путанице и срыву сроков строительства.

Именно поэтому, когда я писал, что работа клепальщиков самая важная и самая сложная, я не упоминал, что она к тому же самая опасная и тяжелая. Работа тяжелее и опасней, чем у них – работа крановой бригады.

Заказ на бимсы был согласован с металлургами еще несколько недель назад, грузовики подвозят их к месту строительства минута в минуту, независимо от погоды их необходимо разгрузить немедленно.




Ну что тут можно добавить?

Деррик-кран – стрела на шарнире, находится на последнем построенном этаже, монтажники – этажом выше. Оператор лебедки может находиться на любом этаже уже построенного здания, ведь никто не собирается останавливать подъем и отвлекать другие краны для поднятия тяжелого механизма на несколько этажей повыше для удобства монтажников. Поэтому, поднимая многотонный швеллер, оператор не видит ни саму балку, ни машину, которая ее привезла, ни своих товарищей.

Единственный ориентир для управления – удар колокола, подаваемый подмастерьем по сигналу бригадира, находящегося вместе со всей бригадой десятками этажей выше. Удар – включает мотор лебедки, удар – выключает. Рядом работают несколько бригад клепальщиков со своими молотами (вы слышали когда-нибудь шум отбойного молотка?), другие крановщики поднимают по командам своих колоколов другие швеллеры. Ошибиться и не услышать удар нельзя – швеллер или протаранит стрелу крана, или сбросит с установленной вертикальной балки монтажников, готовящихся его закрепить.



Главное – работа. Без страха и упрека…

Бригадир, управляя дерриком через двух операторов, одного из которых он не видит, добивается совпадения отверстий под клепку на установленных вертикальных балках с отверстиями на поднимаемом швеллере с точностью до 2-3 миллиметров. Только после этого пара монтажников может закрепить раскачивающийся, часто мокрый швеллер огромными болтами и гайками.



Презирая опасность

В Нью-Йорке на 6-й авеню есть памятникам этим ребятам, установлен в 2001 году. Моделью стала самая известная фотография, она здесь в превью первая. Так вот, сделали памятник сначала точно так, как на фото, то есть 11 рабочих сидят на балке. А потом самого крайнего справа убрали под корень. И только из-за того, что у него в руках бутылка виски!!! Было бы понятно, если бы это сделали у нас во времена Горбачева, но у них в 2001-м!! Видимо, не хотели разрушать легенду о бравых парнях. Теперь это 10 вполне приличных ребят, сидящих на стальной балке. Нормально. Но как-то обидно.





Оригиналы и памятник!

По материалам сайта «Фишки.Нет» подготовил Владимир Попов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *