Самый перспективный космический проект погиб под обломками, убив своих «жрецов»
Но полностью полагаться на технику разработчики не стали, и вскоре появился первый отряд испытателей «Бурана» – в июле 1977 года для особо секретной работы отобрали 8 летчиков. Более 500 человек подали тогда заявки, летчики стремились попасть в элитный отряд – «Волчью стаю», как их назвали по имени лидера, а потом и командира отряда Игоря Волка. Тогда никто и предположить не мог, что Игорь Волк станет единственным из первого набора, кто доживет до преклонных лет.
Вот она – первая восьмерка испытателей «Бурана»: Игорь Волк, Олег Каноненко, Анатолий Левченко, Римантас Станкявичюс, Александр Щукин, Николай Садовников, Виктор Букреев, Александр Лысенко
17 мая 1977 года Виктор Букреев совершал тренировочный полет на МиГ-25ПУ, когда тот загорелся. Пилота еще живого вытащили из самолета, но 22 мая Букреев скончался в госпитале.
Вторым 23 июня 1977 года погиб Александр Лысенко. Вместе с напарником они испытывали на истребителе МиГ-23УБ новый пилотажный прибор, и самолет рухнул на землю. Пилот, не имевший к «Бурану» никакого отношения, выжил и продолжил летать, а вот Александр Лысенко погиб.
8 сентября 1980 года отряд теряет Олега Каноненко. При взлете с палубы крейсера «Минск» у его ЯК-38 не раскрылись сопла, и самолет рухнул в Южно-Китайское море. Каноненко не катапультировался.
Был объявлен новый набор в отряд, но после последней смерти среди суеверных летчиков пошли слухи о «проклятии «Бурана», и они уже не так стремились попасть в элитный отряд – «Волчью стаю». Были даже отказы, но не захотели (или не смогли) отказаться от заманчивого предложения Владимир Туровец, Виктор Заболоцкий, Урал Султанов, Магомед Толбоев, Сергей Тресвятский, Юрий Шеффер и Юрий Приходько.
Второй набор
На поминках Олега Каноненко по традиции на столе поставили приборы и стаканы для погибших товарищей, а кандидат в отряд Владимир Туровец написал на салфетке стихотворение, которое заканчивалось словами «кто следующий?». Следующим стал сам Владимир Туровец, который погиб 8 февраля 1981 года при испытании вертолета Ми-8, и это была четвертая смерть в отряде.
То, что члены «Волчьей стаи» гибнут один за другим, показалось странным ЦК КПСС и КГБ с ГРУ, которые не верили ни в мистику, ни в инопланетян. Но зато они верили во вражеские спецслужбы, и специальная смешанная комиссия повторно исследовала каждую аварию с участием бурановских испытателей. Расследование установило, что все летчики погибли случайно, и проект продолжился. Испытания «Бурана» близились к завершению, когда было решено для начала отправить в космос членов бурановского отряда на обычных кораблях «Союз» и сразу после приземления, посадив их в кресла пилотов, проверить, смогут ли они управлять самолетом после нескольких дней невесомости. Первым в космос в 1984 году в составе экипажа Джанибекова и Савицкой отправился Игорь Волк. Экипаж приземлился нормально, и Волк подтвердил, что посадить «Буран» в ручном режиме после 12 суток невесомости вполне возможно.
В 1987 году с аналогичной программой на очередном корабле «Союз» в космос полетел Анатолий Левченко. Несмотря на аварийную посадку и сильные ушибы, он тоже удачно завершил эксперимент. Но в результате жесткой посадки у Левченко образовалась опухоль головного мозга и через шесть месяцев, 6 августа 1988 года, Анатолий Левченко умирает.
Старт комплекса «Энергия – Буран» 15 ноября 1988 года с космодрома Байконур
…Поминки справляли в том же самом офицерском клубе, где поминали Каноненко и Туровца, а за столом было уже пять пустых стаканов. Полета в космос еще не было, а погибло уже пять испытателей «Бурана»…
…Шестым стал Александр Щукин, который 18 августа 1988 года разбился на спортивном самолете Су-26М в Жуковском…
…Во время его похорон по старой летной традиции проход над ним в небе сделал Римантас Станкявичюс, который через два года, 9 сентября 1990-го, разобьется на Су-27 во время показательного выступления на авиасалоне Сальгареда в Италии и станет седьмым…
…В конце концов, в первый полет «Буран» было решено отправить 25 октября 1988 года без людей в автоматическом режиме. За 42 секунды до взлета полет отменили – ошибка механизма. Но никаких неполадок в нем не нашли, и повторный пуск 15 ноября состоялся нормально, а приземлился пустой «Буран» идеально. Следующий полет «Бурана», уже с космонавтами на борту, запланировали на 1991 год, но стране тогда стало не до этого, а вскоре не стало и самой страны…
Второй летный корабль «Буран» в Музее космонавтики на космодроме Байконур
…Многоразовый «Буран» оказался одноразовым, программу закрыли, но проклятие не исчезло. Николай Садовников в конце 1977 года ушел из программы, и работал в другом летном отряде. Дважды катапультировался из аварийных самолетов, после полученных травм был списан и умер от их последствий в 1994 году. В июне 2001 года неожиданно умрет испытатель «Бурана» Юрий Шеффер – его сердце остановил тромб. А через полтора месяца от рака скончается летчик-испытатель Юрий Приходько.
…12 марта 2002 года на космодроме Байконур умрет и единственный летавший в космос «Буран», но не один: бетонная крыша монтажно-испытательного комплекса похоронит под собой и сам челнок, и 8 человек из ремонтной бригады. А с исчезновением самого мощного и самого дорогого советского космического корабля исчезнет и его «проклятие» – с гибелью «Бурана» прекратятся и неожиданные смерти его испытателей…
…Хотите – давайте поговорим о мистике, а хотите – давайте вспомним 15 ноября 1988 года, последний день в истории СССР, когда советские люди испытали гордость за свою страну…
«Буран» в собственности музея техники в Шпайере (Германия)
P.S. …Даже не знаю, с чего начать свое письмо вам. Наверное, для начала кратко о себе. Зовут меня Виталий, возраст – 30. Родился и живу в западноукраинском городе Тернополе. Работаю программистом в частной фирме. На ваш сайт «Сила в Движении», набрёл в сети три месяца назад. С тех пор стал постоянным вашим читателем. К обманутым дольщикам лично не имею никакого отношения, но мне кажется, что люди так самоотверженно делающие такое нужное дело — люди за которыми будущее. Такие люди , как вы , дают надежду мне и уверен , что не только мне. Спасибо ,Вам, за глоток чистого воздуха и за то что вы есть и за то что вы делаете !
Полет «Бурана»
Высота – двадцать пять,
до Земли еще четверть часа –
Возвращенье домой
из глубин его звездной обители.
И готова давно
для посадки ему полоса,
Путь к которой лежит
под охраной из двух истребителей.
Вот прошел через слой
так не вовремя взявшихся туч.
На Земле тишина,
все застыли в тревожном молчании.
Весь полет его был,
словно яркий космический луч,
Озаривший для всех
фантастические расстояния.
Вот и все. На Земле.
Слышно радость у всех в голосах,
И создателей все
поздравляют с бесспорной победой.
Он проделал свой путь
за неполных четыре часа,
Но кто знать мог тогда,
что полет этот станет последним?
1 марта 2011 года
…Знаю, что в некоторых местах допустил неточности, в частности то, что сопровождал «Буран» только один МИГ-25, но коррективы внести уже не получается. Да и нужно ли?..