Мистика «Бурана»

Самый перспективный космический проект погиб под обломками, убив своих «жрецов»

Ровно 35 лет назад, в июле 1977 года, был сформирован элитный отряд космонавтов «Волчья стая» для полетов на многоразовом челноке. Из 8 человек впоследствии в различных авиакатастрофах погибли 7 членов отряда. Это был отряд летчиков-испытателей комплекса «А» группы специальной подготовки по программе «Буран» – самой мистической страницы в истории космонавтики. Говорили, что летчиков-испытателей этого проекта убирали иностранные спецслужбы, намекали на инопланетян, но больше всего говорили о мистике. О некоем «проклятии «Бурана»…

 

Когда американцы запустили свой «Шаттл», в СССР сразу просчитали его опасность – американский корабль мог сбросить ядерный заряд над любой точкой Советского Союза и защитить от такого удара не могла ни одна ПВО. Кроме того, «Шаттл» теоретически был способен подлететь к советским военным спутникам, схватить их, погрузить в свой грузовой отсек и привести на Землю. И не удивительно, что в Союзе решили – у СССР должен быть адекватный ответ: разведчикам было поручено добыть чертежи «Шаттла», а инженерам разработать свой собственный советский челнок, который назвали «Бураном». По сути это был просто многоразовый космический самолет, рассчитанный минимум на 20 полетов по транспортировке в космосе грузов большого размера и массы. А отличие «Бурана» от «Шаттла» было в наличии системы автоматической беспилотной посадки. Он мог сам взлететь, пробыть в космосе положенное время, и сам приземлиться на аэродром.

Но полностью полагаться на технику разработчики не стали, и вскоре появился первый отряд испытателей «Бурана» – в июле 1977 года для особо секретной работы отобрали 8 летчиков. Более 500 человек подали тогда заявки, летчики стремились попасть в элитный отряд – «Волчью стаю», как их назвали по имени лидера, а потом и командира отряда Игоря Волка. Тогда никто и предположить не мог, что Игорь Волк станет единственным из первого набора, кто доживет до преклонных лет.


Вот она – первая восьмерка испытателей «Бурана»: Игорь Волк, Олег Каноненко, Анатолий Левченко, Римантас Станкявичюс, Александр Щукин, Николай Садовников, Виктор Букреев, Александр Лысенко

17 мая 1977 года Виктор Букреев совершал тренировочный полет на МиГ-25ПУ, когда тот загорелся. Пилота еще живого вытащили из самолета, но 22 мая Букреев скончался в госпитале.

Вторым 23 июня 1977 года погиб Александр Лысенко. Вместе с напарником они испытывали на истребителе МиГ-23УБ новый пилотажный прибор, и самолет рухнул на землю. Пилот, не имевший к «Бурану» никакого отношения, выжил и продолжил летать, а вот Александр Лысенко погиб.

8 сентября 1980 года отряд теряет Олега Каноненко. При взлете с палубы крейсера «Минск» у его ЯК-38 не раскрылись сопла, и самолет рухнул в Южно-Китайское море. Каноненко не катапультировался.

Был объявлен новый набор в отряд, но после последней смерти среди суеверных летчиков пошли слухи о «проклятии «Бурана», и они уже не так стремились попасть в элитный отряд – «Волчью стаю». Были даже отказы, но не захотели (или не смогли) отказаться от заманчивого предложения Владимир Туровец, Виктор Заболоцкий, Урал Султанов, Магомед Толбоев, Сергей Тресвятский, Юрий Шеффер и Юрий Приходько.


Второй набор

На поминках Олега Каноненко по традиции на столе поставили приборы и стаканы для погибших товарищей, а кандидат в отряд Владимир Туровец написал на салфетке стихотворение, которое заканчивалось словами «кто следующий?». Следующим стал сам Владимир Туровец, который погиб 8 февраля 1981 года при испытании вертолета Ми-8, и это была четвертая смерть в отряде.

То, что члены «Волчьей стаи» гибнут один за другим, показалось странным ЦК КПСС и КГБ с ГРУ, которые не верили ни в мистику, ни в инопланетян. Но зато они верили во вражеские спецслужбы, и специальная смешанная комиссия повторно исследовала каждую аварию с участием бурановских испытателей. Расследование установило, что все летчики погибли случайно, и проект продолжился. Испытания «Бурана» близились к завершению, когда было решено для начала отправить в космос членов бурановского отряда на обычных кораблях «Союз» и сразу после приземления, посадив их в кресла пилотов, проверить, смогут ли они управлять самолетом после нескольких дней невесомости. Первым в космос в 1984 году в составе экипажа Джанибекова и Савицкой отправился Игорь Волк. Экипаж приземлился нормально, и Волк подтвердил, что посадить «Буран» в ручном режиме после 12 суток невесомости вполне возможно.

В 1987 году с аналогичной программой на очередном корабле «Союз» в космос полетел Анатолий Левченко. Несмотря на аварийную посадку и сильные ушибы, он тоже удачно завершил эксперимент. Но в результате жесткой посадки у Левченко образовалась опухоль головного мозга и через шесть месяцев, 6 августа 1988 года, Анатолий Левченко умирает.


Старт комплекса «Энергия – Буран» 15 ноября 1988 года с космодрома Байконур

…Поминки справляли в том же самом офицерском клубе, где поминали Каноненко и Туровца, а за столом было уже пять пустых стаканов. Полета в космос еще не было, а погибло уже пять испытателей «Бурана»…

…Шестым стал Александр Щукин, который 18 августа 1988 года разбился на спортивном самолете Су-26М в Жуковском…

…Во время его похорон по старой летной традиции проход над ним в небе сделал Римантас Станкявичюс, который через два года, 9 сентября 1990-го, разобьется на Су-27 во время показательного выступления на авиасалоне Сальгареда в Италии и станет седьмым…

…В конце концов, в первый полет «Буран» было решено отправить 25 октября 1988 года без людей в автоматическом режиме. За 42 секунды до взлета полет отменили – ошибка механизма. Но никаких неполадок в нем не нашли, и повторный пуск 15 ноября состоялся нормально, а приземлился пустой «Буран» идеально. Следующий полет «Бурана», уже с космонавтами на борту, запланировали на 1991 год, но стране тогда стало не до этого, а вскоре не стало и самой страны…


Второй летный корабль «Буран» в Музее космонавтики на космодроме Байконур

…Многоразовый «Буран» оказался одноразовым, программу закрыли, но проклятие не исчезло. Николай Садовников в конце 1977 года ушел из программы, и работал в другом летном отряде. Дважды катапультировался из аварийных самолетов, после полученных травм был списан и умер от их последствий в 1994 году. В июне 2001 года неожиданно умрет испытатель «Бурана» Юрий Шеффер – его сердце остановил тромб. А через полтора месяца от рака скончается летчик-испытатель Юрий Приходько.

…12 марта 2002 года на космодроме Байконур умрет и единственный летавший в космос «Буран», но не один: бетонная крыша монтажно-испытательного комплекса похоронит под собой и сам челнок, и 8 человек из ремонтной бригады. А с исчезновением самого мощного и самого дорогого советского космического корабля исчезнет и его «проклятие» – с гибелью «Бурана» прекратятся и неожиданные смерти его испытателей…

…Хотите – давайте поговорим о мистике, а хотите – давайте вспомним 15 ноября 1988 года, последний день в истории СССР, когда советские люди испытали гордость за свою страну…


«Буран» в собственности музея техники в Шпайере (Германия)

P.S. 
…Даже не знаю, с чего начать свое письмо вам. Наверное, для начала кратко о себе. Зовут меня Виталий, возраст – 30. Родился и живу в западноукраинском городе Тернополе. Работаю программистом в частной фирме. На ваш сайт «Сила в Движении», набрёл в сети три месяца назад. С тех пор стал постоянным вашим читателем. К обманутым дольщикам лично не имею никакого отношения, но мне кажется, что люди так самоотверженно делающие такое нужное дело — люди за которыми будущее. Такие люди , как вы , дают надежду мне и уверен , что не только мне. Спасибо ,Вам, за глоток чистого воздуха и за то что вы есть и за то что вы делаете !

     Космос и техника интересовали меня всегда, сколько я себя помню. Не так давно читал фантастическую дилогию «Червь» Александра Лазаревича, где во второй части описывается полет и посадка на Марс на «Буране». Вот после прочтения и родились эти строки:

Полет «Бурана»

Высота – двадцать пять,
до Земли еще четверть часа –
Возвращенье домой
из глубин его звездной обители.
И готова давно
для посадки ему полоса,
Путь к которой лежит
под охраной из двух истребителей.

Вот прошел через слой
так не вовремя взявшихся туч.
На Земле тишина,
все застыли в тревожном молчании.
Весь полет его был,
словно яркий космический луч,
Озаривший для всех
фантастические расстояния.

Вот и все. На Земле.
Слышно радость у всех в голосах,
И создателей все
поздравляют с бесспорной победой.
Он проделал свой путь
за неполных четыре часа,
Но кто знать мог тогда,
что полет этот станет последним?

1 марта 2011 года

…Знаю, что в некоторых местах допустил неточности, в частности то, что сопровождал «Буран» только один МИГ-25, но коррективы внести уже не получается. Да и нужно ли?..

  Автор : Виталий Збруевский.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *