Это алиментарно

За беглых отцов заплатит государство. Поможет ли такое решение поправить демографию?

Недобросовестные российские папаши в скором времени смогут, похоже, вздохнуть спокойно. И особо не беспокоиться о содержании своих детей, с чьими мамами разошлись «не сойдясь характерами». Ведь эти функции предполагается передать государству. 

Именно государство по предложению президента РФ Владимира Путина должно выплачивать алименты тем детям, чьи отцы этого не делают, всячески увиливая от каких-либо трат на собственное чадо. Данные функции призван будет взять на себя специальный Алиментный фонд, главная и единственная цель которого – «реализация проектов демографической политики». В смысле, поддержания у женщин желания рожать, а затем растить своих деток, независимо от того, есть муж (отец ребенка), нет ли такового, помогает он материально или нет.

Озвучил идею глава нашего государства в конце минувшей недели на очередном заседании президентского Совета, где обсуждались проблемы с осуществлением приоритетных нацпроектов, в их числе и демографической. Предложение тут же нашло у вхожих в Кремль сановников, как принято говорить в их кругах, «живой отклик». Что неудивительно. Во-первых, исходит от самого президента. Во-вторых, сама по себе данная идея давно не нова. Носится в столичном воздухе не менее пяти лет.

Еще Юрий Лужков, кто не помнит – бывший долгое время мэром Москвы, поездив «по Европам», загорелся было этим самым Алиментным фондом («АлФо»). В некоторых странах Старого света такие фонды существуют не первый десяток лет, и вполне успешно. Позже активно лоббировать создание у нас в стране «АлФо» взялась заместитель Лужкова, позже ставшая зампредседателя Госдумы РФ Людмила Швецова. И – понеслось. Год назад спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, полгода спустя депутат ГД Елена Николаева, потом еще с десяток властных дам из разных регионов РФ – кто только не приписывает себе данную инициативу с различными вариантами ее реализации!..

Впрочем, не в авторстве дело, тем более что медаль за него вряд ли дадут.

По официальным данным правом получения алиментов обладают сегодня в России более 3 миллионов детей (статистика неофициальная утверждает, что не менее 10 млн). Из них 2 млн 100 тысяч человек вообще никогда не получали алиментов. А тем детям, кто что-то все-таки получает от одного из родителей (чаще всего это отец), на присланное не разжиться, так как ежемесячная сумма этих выплат заметно ниже прожиточного минимума. То есть чисто формально обязанности по отношению «к родной кровиночке» горе-папаши выполняют, фактически же, скорей всего, просто прячут от официальных органов истинный размер своего заработка, от которого, как известно, и исчисляется размер «детской помощи».

Единственное исключение, если верить всё той же официальной статистике, это Москва и москвичи. Алименты в столице исправно платит каждый второй родитель. Как утверждают специалисты Института экономики РАН и МГУ им. М.В.Ломоносова, проводившие недавно совместное исследование, столичные супруги часто полюбовно договариваются об алиментах. Об этом ученым сообщили 29% опрошенных женщин. Из них 15% матерей-одиночек соглашаются с предложением бывшего мужа «платить, сколько сможет».

Наши ученые, кстати, считают, что интересы детей при разводе родителей могла бы защитить практика всего цивилизованного мира: брачный договор при вступлении в семейный союз, а в нем один из пунктов — соглашение на случай развода о выплате алиментов или предоставления мужем части собственности в счет алиментов. Но такие договоры у нас если и подписывает, то лишь очень небольшая часть населения и в основном из числа весьма состоятельных граждан, которым, с одной стороны, есть что терять, с другой – если и потеряют, то ни сами, ни их дети голодать точно не будут.

Рядовые же россияне женятся пока без всяких договоров. Как, собственно, и разводятся.

— Честно скажу, мне неизвестно, чтобы какой-то научный институт в России целенаправленно изучал проблему содержания детей при разводе их родителей, — сказал «СП» социолог Олег Божков. – Отсюда, на мой взгляд, и во многом спонтанные решения чиновников, якобы способствующие ее решению. Из этой серии – создание Алиментного фонда. Может быть, в цивилизованных странах Западной Европы такие фонды и действуют успешно. Но в нашей стране все обязательно уткнется в чисто российский менталитет. О задолжавших алименты папах (или мамах) после начала госвыплат быстро забудут. Пойди, найди их! Или, того хуже, создадут очередную многонаселенную структуру с немалым бюджетом по их поиску по всей стране. Вариантов много.

Некоторые уже опробованы в разных регионах и не по одному разу. Скажем, в Самарской области в канун новогодних праздников 2013 года злостные неплательщики алиментов получили письма от своих детей, адресованные… Деду Морозу. В них ребята просили у сказочного дедушки «удачных праздников и новогодних подарков». Организовали акцию судебные приставы области, надеясь разжалобить таким образом «забывчивых» родителей. Результат? Как и следовало ожидать, практически нулевой.

В Башкортостане родителям-неплательщикам перекрыли в новогодние каникулы путь в теплые края. Управление Федеральной службы судебных приставов (ФССП) по этому краю объявило во всеуслышание: «Выплати долги по алиментам, и лети спокойно»! Но среди пожелавших отдохнуть зимой на зарубежных «югах» алиментщиков, говорят, не оказалось. А распространить инициативу на послепраздничное время в республике пока не решились.

Управление ФССП по Липецкой области пошло другим путем: разместило на официальном сайте своей организации фотографии «без вести пропавших отцов» с их автобиографическими данными…

В общем, как в том стихотворении советских времен: «Ищут пожарные, ищет милиция». В те времена, кстати, уклонявшихся от выплаты алиментов граждан тоже хватало. Но чтобы в таких масштабах, как сегодня, в стране, ставшей вполовину меньше прежней!..

А ведь в России есть все необходимые законы, предусматривающие систему взимания алиментов, а также наказание за уклонение от их выплаты. Они прописаны в Семейном кодексе РФ от 29.12.1995. Но — не работают.

Как не работают часто и решения, принятые в суде и касающиеся вполне конкретных граждан. В целом по России их тысячи. Для примера, в одной только Удмуртии на сегодня возбуждено более 800 уголовных дел против «уклоняющихся» папаш и мамаш. И что, они спешат их исполнить? Как же!

«Наполнять» Алиментный фонд предполагается средствами из госбюджета. В год, по оценке главы Минфина Антона Силуанова, потребуется не менее 37 млрд. рублей. «Вернуться» в бюджет эти деньги должны, по замыслу инициаторов создания фонда, после взыскания задолженности с горе-родителя. Если его, конечно, найдут. И если он работает.

В Петербурге корреспондент «СП» не один год занималась темой усыновления детей из детдомов и приютов. Познакомилась с теми, кто решился взять ребенка в свою семью. Время от времени мы созваниваемся, обмениваемся новостями, разными историями из жизни. Недавно разговаривала с Ларисой Н., десять с половиной лет назад усыновившей мальчика. Тому было пять лет. Отец его умер. Мать где-то «гуляла». После долгих поисков (пока ее не лишили родительских прав, невозможно было оформить усыновление) нашли в отдаленном районе Ленобласти. Лишили материнских прав. А еще обязали выплачивать сыну алименты. Она согласилась. Подписала все бумаги и – снова исчезла. Ни копейки не получил мальчик за минувшие годы от родной матери. Тем более что ее давно уже никто не ищет.

Еще одна история, на этот раз от Нины Серафимовны Д., у которой приемная дочь 15 лет. Поскольку воспитывает ребенка она одна, положена им с дочерью социальная пенсия по потере кормильца. И девочка получала ее – целых 3656 рублей. Но минувшей осенью Нину Серафимовну обязали открыть для дочери собственный счет, таковы новые требования Семейного кодекса, призванные подобным образом защитить детей. Бывает ведь, что мамы-папы попросту пропивают детские пособия. Оформила Д. дочке счет в Сбербанке. Через три месяца пришли, чтобы снять накопленные за это время 10,5 тыс. рублей. Ребенку как раз предстояло недешевое лечение. Но им запрашиваемую сумму не дали, а только «прожиточный минимум», есть, вроде бы, какое-то новое уложение на этот счет в Семейном кодексе. Теперь мать и дочь собирают справки и обивают пороги разных важных государственных служб — социальной, опекунской, муниципальной, доказывая, что у них вполне добропорядочная семья, и деньги собираются потратить на дело. Пока всё безрезультатно, нужных справок, говорят им, не достает.

Так вполне может получиться и с Алиментным фондом. У наших чинуш бюрократические заморочки в крови, никак без них.

— Опыт работы алиментных фондов зарубежных стран может, конечно, очень пригодиться нашему государству, — говорит специалист Петербургского социологического института РАН РФ Константин Денисенко. – Если оно позаимствует этот опыт, то станет, скажем так, более социально направленным, чего до сих пор не было.

Сама идея подобных фондов очень интересная. Другой вопрос, как они будут у нас работать? В России с фондами обычно беда. Начинают вроде хорошо, а потом – ни денег, ни сотрудников, ни самой организации…

Справка «СП».

В 2011 году в России было зафиксировано 550 000 разводов. Из них 60 процентов – по решению суда. Это означает, что в данных семьях был, как минимум, один ребенок.

Автор : Людмила Николаева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *