Институты и академики — это свежо и интересно.

Последняя неделя мая не была богата на политические слухи. Главные истории, как это ни странно, были связаны с наукой и образованием. На фоне добровольно-принудительной эмиграции главы Российской экономической школы Сергея Гуриева, отставки автора «плагиаторского скандала» замминистра образования Игоря Федюкина, очередных скандалов вокруг ЕГЭ, а также избрания новым президентом РАН академика Владимира Фортова, старт предвыборной кампании в российских регионах, которая завершится 8 сентября 2013 года и даже подготовка к съезду Общероссийского народного фронта прошли практически незаметно.

Главным формальным событием, разумеется, стало избрание нового президента Российской академии наук. Накануне ходили слухи о том, что трех кандидатов, борющихся за этот пост, отличает, в первую очередь, отношение к действующей власти. Мол, вице-президент РАН Александр Некипелов, возглавляющий по совместительству совет директоров «Роснефти», лоббирует интересы группы Игоря Сечина, Жорес Алферов, как член КПРФ, представляет системную оппозицию, а бывший вице-премьер в правительстве Виктора Черномырдина Владимир Фортов выступает как некий центрист.

Поэтому, после того как стало известно об убедительной победе Фортова, получившего 766 голосов или 55% от общего числа участвовавших в выборах, это событие в глазах некоторых сразу же начало выглядеть «поражением Кремля» (чем оно, на самом деле, конечно же не является). Впрочем, кандидатуру нового президента РАН еще должен утвердить Владимир Путин, хотя заранее было известно, что он согласится с любым выбором академиков

Академики же просто еще раз продемонстрировали свою автономность по отношению к администрации президента и не стали голосовать по ее указке. Как, впрочем, и в прошлые годы. Собственно, настрой академического сообщества был ясен еще до выборов, когда они «прокатили» Михаила Ковальчука, главу Курчатовского института, на перевыборах руководителя Института кристаллографии.

Однако это стало, пожалуй, единственным локальным неуспехом власти в «научно-культурной» сфере за последнюю неделю. Не сумев, путем избрания Некипелова, получить полный контроль над Академией наук, окружение действующего президента России «отыгралось» на министерстве образования, традиционно являющегося оппонентом РАН.

Оттуда «добровольно-принудительно» был удален Игорь Федюкин, ставший соавтором так называемого «плагиаторского» скандала, связанного с борьбой с торговлей диссертациями и плагиатом в научных трудах известных общественных и государственных деятелей.

Федюкин явно пользовался довольно серьезной поддержкой в окружении премьера Дмитрия Медведева, что и позволило ему так долго просидеть на своем посту, несмотря даже на то, что затеянные с его подачи (и превратившиеся в итоге в общественные), поиски плагиаторов ударили даже по некоторым верным соратникам нынешнего первого замглавы президентской администрации Вячеслава Володина.

Тем не менее, Федюкин ушел, якобы, чтобы ослабить давление на министра — Дмитрия Ливанова. Однако, как рассказал «Росбалту» источник, знакомый с историей этой отставки, «чаша терпения» окружения Владимира Путина переполнилась после того, как жертвой «плагиаторского» скандала едва не стал губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, в чьей научной работе обнаружились очевидные заимствования.

Пусть даже Федюкин, собственно, расследований практически и не проводил, занимаясь внутренней аппаратной работой в министерстве по предотвращению случаев плагиата в дальнейшем, именно он стал «крайним» в этой истории. Блогеры, получается, замахнулись уже на «ближний круг» президента. В итоге и появилась информация о расследовании теперь уже внутри самого министерства образования.

На сайте Генпрокуратуры появилось сообщение, что в Минобрнауки были выявлены нарушения при присуждении ученых степеней и званий. Как сообщалось, прокурорская проверка установила, что за прошлый год президиум Высшей аттестационной комиссии (ВАК) незаконно выдал более 1,3 тыс. дипломов доктора наук. В связи с чем были уволены шесть чиновников Министерства образования и науки. Еще двое понижены в должностях. Федюкин, формально никак не связав свои действия с этим сообщением, через несколько часов объявил о своей отставке.

Другой «академический» скандал оказался связан даже не с отставкой, а уже с формальной эмиграцией руководителя Российской экономической школы (РЭШ) Сергея Гуриева, написавшего (а затем удалившего из своего блога) заявление о том, что «Париж лучше Краснокаменска».

Тот факт, что Гуриеву, на которого стали оказывать давление следственные органы, не помогла помощь даже самых известных экономистов и чиновников, приводит блогеров и оппозицию к выводу, что новую кампанию по борьбе с недостаточно лояльными экспертами инициировал чуть ли не лично глава государства.

«Упоминаемые Игорь Шувалов с Аркадием Дворковичем, и Алексей Кудрин с Анатолием Чубайсом сейчас имеют в сумме меньшее влияние на Путина, чем один Бастрыкин, — пишет, например, в своем блоге блогер Андрей Мальгин. — И, конечно, Бастрыкин на сегодняшний день гораздо круче Медведева. На днях проскакивала информация, что Бастрыкин — единственный, кто имеет доступ к телу практически ежедневно и в любое время. Трудно представить, что в таком режиме они обсуждают разведение аквариумных рыбок».

Как следствие, немедленно всплыли старые страхи, касающиеся таких ведущих вузов, как Высшая школа экономики или, скажем, РГГУ. Часть их преподавателей и сотрудников уже успели сходить на допросы по ряду дел, вроде «болотного», которые оппозиция считает политическими. Так что предположения о неизбежности чисток, а то и закрытия подобных учебных и научных центров уже не выглядят невероятными.

Ну а на этом фоне, само собой, на второй план отошли такие события как подготовка к конференции Общероссийского народного фронта и, тем более, к региональным сентябрьским выборам.

Даже несмотря на то, что они сопровождаются такими интересными медийными событиями, как ликвидация в свободном эфире в России телеканала Euronews. Его теперь заменит телеканал «Подмосковье», призванный продвигать нынешнего и.о. губернатотора Московской области Андрея Воробьева, которому необходимо победить на сентябрьских выборах.

Впрочем, это естественно. Зарубежные СМИ теряли иную возможность вещания в России, кроме как через кабель или спутник уже много раз, а вот за ученых следственные органы давно не принимались.

Институты и академики — это свежо и интересно. А про выборы российские блогеры и оппозиция вспомнят тогда, когда поменять что-либо будет уже невозможно, зато начнутся предвыборные скандалы — в августе и сентябре.

Автор : Иван Преображенский.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *