Коллекторы вцепились в коммунальные долги.

 Задолженность наших сограждан за жилищно-коммунальные услуги достигла таких масштабов, что предприятия ЖКХ все чаще стали прибегать к помощи профессиональных сборщиков долгов. Коллекторские агентства в восторге. С долгами по коммуналке они работают гораздо эффективнее, чем, например, с просрочкой по банковскими кредитам. Но все хорошее быстро заканчивается. На сторону неплательщиков, попавших «в разработку» к коллекторам, готовятся встать чиновники.

Рынок коллекторских услуг в очередной раз оказался в сфере пристального внимания чиновников, отстаивающих права граждан. В середине мая несколько депутатов Мосгордумы обратились в столичную прокуратуру с заявлением, в котором потребовали пресечь существующую практику передачи дирекциями единого заказчика (ДЕЗ) задолженности по оплате услуг ЖКХ коллекторским агентствам. Одновременно на практику взыскания с населения долгов за услуги ЖКХ более пристальное внимание пообещал обратить и Роспотребнадзор. Ведомство Геннадия Онищенко разослало в свои региональные подразделения информационные письма с рекомендацией распространять наработанную практику борьбы с банками, передающими коллекторам портфели просроченных долгов, и на другие сферы, с которыми работают профессионалы в области взыскания. Поскольку Роспотребнадзор за последние годы действительно накопил достаточный опыт противодействия связке банк — коллектор (в том числе и обширную судебную практику), можно предположить, что и в других отраслях, включая ЖКХ, сбор долгов отныне будет сопряжен для предпринимателей с дополнительными трудностями чисто административного характера.

Дешево и сердито

Отечественные чиновники заинтересовались коммунальными долгами даже с некоторым опозданием. Так, по оценкам международного коллекторского агентства Morgan&Stout, объем задолженности отечественных пользователей за жилищно-коммунальные услуги в первом квартале 2012 года вырос на 12% и составил 500 млрд рублей. В эту цифру входит задолженность конечных потребителей перед поставщиками коммунальных ресурсов и услуг — ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями, а также долги предприятий ЖКХ перед поставщиками энергоресурсов. Доля этой суммы, приходящаяся непосредственно на долги населения, по разным оценкам, составляет от 45 до 60%. Так, в прошлом году департамент ЖКХ Минрегионразвития оценивал задолженность граждан в 264 млрд рублей, а в начале этого года коллекторское агентство «Секвойя кредит консолидейшн» обнародовало данные о том, что долги населения составляют почти 300 млрд рублей. Чтобы был понятен масштаб проблемы, можно привести статистику Центробанка, согласно которой на конец первого квартала этого года доля просроченных кредитов физлиц достигла как раз тех же 300 млрд рублей.

Поскольку банковский сектор, образно говоря, коллекторами давно и прочно освоен, бизнес активно ищет выход на другие рынки, основным из которых (просто исходя из озвученных цифр) агентства видят как раз ЖКХ. Причем речь идет не только о должниках — физлицах. «Нашими основными клиентами в сфере ЖКХ являются поставщики коммунальных ресурсов (тепло, горячая вода, электроэнергия, холодная вода). В тех случаях, когда ресурсоснабжающая организация поставляет услуги конечным потребителям при посредничестве управляющих компаний, нередко возникают ситуации, связанные с задержкой со стороны УК оплаты уже полученных ресурсов. Причем конечные потребители — бытовые абоненты, как правило, эти ресурсы УК оплатили, а вот та, в свою очередь, средства на счет РСО не перенаправила. Конечно, часто нашими заказчиками выступают и управляющие компании, которым не платят жители. Соответственно, мы являемся уполномоченными агентами кредитора и осуществляем коммуникации с теми абонентами, которые плохо платят», — рассказывает Димитриос Сомовидис, управляющий партнер коллекторского агентства Morgan&Stout.

По оценкам участников рынка, доля просрочки по оплате услуг ЖКХ в портфеле агентств сегодня составляет 35—55%. Даже те коллекторы, которые не слишком активно работают с этим видом долгов, отмечают рост интереса клиентов к их услугам. «Сегодня доля долгов по ЖКХ составляет порядка 20% в количественном выражении. Однако мы наблюдаем тенденцию к увеличению объема задолженностей, который нам передают заказчики. В прошлые годы энергосбытовые компании сравнивали работу внешних агентств и собственных служб и пришли к выводу, что гораздо эффективнее доверять работу по сбору долгов профессионалам, чем увеличивать штат юристов», — комментирует Сергей Шпетер, старший вице-президент Национальной службы взыскания.

Правда, комиссионные, получаемые агентствами при работе с предприятиями ЖКХ, в среднем меньше, чем в банковском секторе. Так, если банки, передавая долги на аутсорсинг (по агентским соглашениям), платят за это 25—40% от суммы долга, коммунальщики могут рассчитывать на 7—35%. При этом коллекторы сетуют на то, что процедура взыскания обходится им отнюдь не дешевле, чем работа с должниками в банковском секторе. «Очень часто приходится сталкиваться с ситуацией отсутствия корректных контактных данных по переданным в работу долгам. Долги многолетние, меняются собственники жилья и ответственные квартиросъемщики, телефонные номера, люди умирают и т. д. И для того чтобы актуализировать базу должников, приходится немало побегать. Устанавливать новых жильцов, новые номера телефонов и прочее. А это недешево, в отличие от работы с банковскими долгами, где уровень рабочих контактных данных должников гораздо выше. Зато в итоге наш заказчик, помимо возврата денег, фактически получает актуализированную базу своих абонентов — своеобразный бонус», — рассказывает Димитриос Сомовидис.

Принцип невмешательства

Зато можно «отработать» сразу несколько клиентов за раз, ведь в обычном многоквартирном доме проживает не один и не два неплательщика. Кроме того, личный контакт, видимо, является определяющим фактором для решения должника о погашении своих обязательств. Результат налицо. На возврат долгов после общения с коллекторами идут до 90% бывших «уклонистов».

Для сравнения: по данным Национальной службы взыскания, в первом квартале этого года эффективность возврата долгов (в среднем по всему портфелю, находящемуся в работе агентства) составила 16%. Наименьший показатель — 8,2% — по понятным причинам пришелся на нецелевые необеспеченные банковские кредиты. Лучше всего у коллекторов получается работать с залоговыми кредитами, где эффективность превышает 69%. КПД взыскания, как и в банковском секторе, зависит от качества передаваемых в работу долговых портфелей. Общепризнанный факт — чем моложе долг, тем легче его вернуть. Старая задолженность возвращается сложнее. Но в целом норма возврата средств по долгам ЖКХ достигает порядка 75—80% и больше.

Приведенная статистика наглядно свидетельствует о том, что с задолженностью по коммуналке работать не в пример проще, чем с зарегулированным банковским рынком, на котором клиент-гражданин сегодня чувствует всестороннюю поддержку. Дополнительным фактором, это подтверждающим, могут служить данные «Секвойя кредит консолидейшн», согласно которым на досудебное урегулирование вопроса с возвратом долга идет 90—95% всех клиентов, просрочивших оплату услуг ЖКХ. То есть клиенты коммунальной сферы еще не успели в полной мере ощутить на себе заботу Роспотребнадзора или Генпрокуратуры, которые проявляют повышенную активность в банковском сегменте.

Понятно, что от этого во многом и зависит эффективность сборщиков долгов. Именно поэтому коллекторы восприняли последние новости о возможных ограничениях крайне негативно. «Инициатива ряда депутатов городской думы — явление в нашей практике новое. До сих пор мы сталкивались с попытками со стороны структур Роспотребнадзора трактовать деятельность коллекторских агентств как противоречащую законам. Однако подобные инициативы не имеют под собой никаких юридических оснований, поскольку деятельность коллекторских агентств ведется строго в рамках действующего законодательства и с соблюдением всех необходимых норм, в том числе закона «О персональных данных», — комментирует Димитриос Сомовидис. В общем, риторика коллекторских агентств мало отличается от заявлений той поры, когда чиновники заставляли их соблюдать российское законодательство при сборе долгов в банковской сфере. Несколько успокоить коллекторов, по крайней мере в связи с обращением депутатов Мосгордумы в прокуратуру, может то, что направлено оно на попытку пресечения их сотрудничества с госпредприятиями — ДЕЗ. Действительно, если компания (в нашем случае ДЕЗ) находится в муниципальной собственности, то отказ от сотрудничества с долговыми агентствами находится в сфере компетенции городской власти (как собственника). При этом достаточно простого распоряжения в рамках исполнительной вертикали: привлечение усилий городской думы, требования депутатов к прокуратуре — это, скорее, излишнее служебное рвение. «А вот если компания находится в частной собственности, то возможные действия городских властей, направленные на запрет сотрудничества с коллекторскими агентствами, рассматриваются как вмешательство в коммерческую деятельность», — считает Димитриос Сомовидис.

Не навреди

Но до этого пока не дошло. То есть, казалось бы, агентства могут вздохнуть свободно, ведь именно частные управляющие компании составляют основу их клиентуры. «Сегодня коллекторы сотрудничают в основном с частными управляющими компаниями и поставщиками ресурсов. Здесь меньше законодательных ограничений. Также отмечу, что и в данном секторе люди научились считать деньги и свои потери и, главное, оценивать целесообразность инвестирования в разные технологии бизнес-процесса», — рассказывает Сергей Шпетер. При этом нужно учитывать, что «частники» превалируют на рынке ЖКХ. «За семь последних лет только в секторе жилищных услуг доля частных предприятий возросла с 25% в 2003 году до 92% в 2011 году», — отмечал недавно бывший глава Минрегионразвития Виктор Басаргин.

Дополнительным доводом в пользу коллекторов может служить именно их эффективность в процессе досудебного взыскания, поскольку показатели судебных приставов, работающих по уже вынесенным судебным решениям (исполнительным листам), не в пример хуже. По данным Федеральной службы судебных приставов, в 2011 году в работе находилось более 3,5 млн исполнительных производств о взыскании задолженности по жилищно-коммунальным услугам на общую сумму более 51,3 млрд рублей. При этом было выполнено лишь около 1,9 млн исполнительных производств на сумму 23,7 млрд рублей (46% от находившихся в работе). Таким образом, в минувшем году более чем половина задолженностей в сфере ЖКХ, прошедших судебное рассмотрение (порядка 27,6 млрд рублей), осталась невзысканной.

Однако рынок коллекторских услуг, безусловно, должен насторожить сам факт появления подобных претензий. Если попытки признать коллекторскую деятельность незаконной тот же Роспотребнадзор предпринимал неоднократно в связи с претензиями банковских заемщиков, вряд ли можно ожидать, что ведомство не попытается их реализовать уже на фоне недовольства клиентов предприятий ЖКХ. Тем более если учесть, что с услугами коммунальщиков сталкиваются абсолютно все наши сограждане, включая так называемые социально незащищенные слои населения.

Правда, в этом вопросе чиновникам желательно не слишком перестараться. «Конечно, власти понимают, что повышение уровня оплаты населения за коммунальные услуги ведет к снижению долговой нагрузки на поставщиков ресурсов и, как следствие, к снижению социальной напряженности, вызванной частой сменой управляющих компаний и повышением тарифов», — считает Сергей Шпетер. Правда, аргумент о влиянии коллекторов на рост тарифов является откровенно надуманным. Ровно также, как и в банковскую кредитную ставку, в тарифы по ЖКХ уже сегодня (безо всяких запретов) заложены возможные потери предприятий от неплательщиков. Поэтому ожидать резкого роста стоимости коммунальных услуг даже на фоне ограничений на сотрудничество компаний с коллекторами вряд ли справедливо. В то же время регулировать этот рынок необходимо, особенно учитывая, что далеко не все из более чем 1000 (!) коллекторских компаний соблюдают нормы законов.

Резюмируя, можно отметить, что активно осваивать рынок долгов в сфере ЖКХ коллекторы начали относительно недавно. Население просто не успело сориентироваться, благодаря чему сборщики долгов пока демонстрируют высокую эффективность своей работы. Дополнительным фактором успеха возврата просрочки за коммунальные услуги служит небольшая средняя сумма долга, которая, по оценкам Morgan&Stout, находится на уровне 6,6 тыс. рублей на одного неплательщика, тогда как в банковской сфере этот показатель достигает 28,5 тыс. рублей. Поскольку коммунальщикам потребители должны меньше, чем банкам, то и с деньгами они расстаются охотнее. Также правовая грамотность должников по ЖКХ не в пример меньше, чем у заемщиков из других сегментов коллекторского бизнеса. Узнав о своих правах, защищаться от коллекторов они начнут гораздо активнее. А информацию от своих соседей они получают уже сейчас и достаточно быстро.

Именно в этом и кроются возможные проблемы рынка, если население в массовом порядке начнет отказывать в урегулировании вопроса в досудебном порядке. В случае с «дорогими» банковскими кредитами есть прямая экономическая выгода подавать в суд на такого должника. В случае же с неплательщиками по коммуналке ситуация прямо противоположна — судебные издержки (включая и зарплату юристов), а также весьма низкая эффективность службы судебных приставов неизбежно приведут к тому, что процедура взыскания «копеечных долгов» станет гораздо дороже и длительнее по времени. Вряд ли коллекторам понравится работать в изменившихся условиях, ведь именно относительная простота сегодняшнего взаимодействия с должниками и привлекает их на этот рынок.

 Источник:  http://www.regnum.ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *