Митинговый незачет

Минобраз позволит отчислять студентов за участие в протестных акциях

Участие студентов в несанкционированных акциях протеста вполне могут приравнять к нарушениям, позволяющим руководству вуза ставить вопрос об отчислении. Пока подобные карательные меры за альтернативную гражданскую позицию официально не практикуются. Если и отчисляют не в меру активных, то, как правило, по причине академических задолженностей.

Новый документ, над которым сейчас работают в Минобразнауки, может, как опасаются в Российском студенческом союзе, «развязать руки» администрациям вузов, поскольку с его помощью избавляться от неугодных будет гораздо проще.

«Надо уточнить, что на данный момент министерством не подготовлено никаких нормативов об обязательном отчислении студентов, которые участвуют в политических мероприятиях, — пояснил «СП» председатель Российского студенческого союза (РСС) Артем Хромов. – Но есть проблема, которая связана с положением о дисциплинарных взысканиях к учащимся в случае совершения ими различных проступков. Дело в том, что в новом законе об образовании написано, что за нарушение устава образовательного учреждения, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитии… и иных локальных нормативных актов к студенту могут быть применены меры дисциплинарного взыскания – замечание, выговор и отчисление из организации. Минобразнауки подготовило проект приказа, в котором как раз должны быть разъяснены принципы наложения этих санкций. Но там они не указаны, т.е. не прописано, за какие именно нарушения учащийся может быть отчислен. Получается, за любую провинность студента в случае необходимости могут наказать как замечанием, так и отчислением».

«СП»: — Но ведь есть еще уставы вузов, где это все конкретизируется…

— Детально как раз это прописано не в уставах, а в локальных нормативных актах, утверждающихся обычно ректорами вузов. И на данный момент такими актами являются принятые в ряде учебных заведений «Этические кодексы студентов», в которых даются весьма широкие формулировки применения мер дисциплинарной ответственности. В кодексе Дальневосточного федерального университета, например, записано, что студент не должен допускать распространения информации антиобщественного содержания, поступков, порочащих престиж вуза и участвовать в несанкционированных протестных мероприятиях. Получается, если он примет участие в такой акции, на него не только наложат административный штраф, но еще и отчислят. А в правилах поведения обучающихся в Высшей школе экономики, которые были приняты в январе нынешнего года, сказано, что студентам вуза нельзя употреблять ненормативную лексику в социальных сетях, даже на своей публичной странице. Нарушение этого запрета может быть чревато замечанием, выговором или отчислением.

«СП»: — Ну, с матом бороться как-то надо. Но отчислять…

— Поэтому мы предлагаем регламентировать порядок наложения взысканий – все основания для отчисления студентов должны быть четко прописаны в законе. Если студент, к примеру, применил физическую силу по отношению е преподавателю, если он занимается плагиатом в своих научных трудах, то за это его, возможно , стоит отчислить. Но если студент участвует в политических акциях, если он выражает свое оценочное суждение по поводу коррупционных дел в образовательном учреждении, то мы не можем налагать на него таких санкций как отчисление. В этом заключается наше предложение. Мы не говорим о том, что «кровавый режим» сейчас захочет свести счеты со всеми студентами, которые имеют альтернативную гражданскую позицию. Речь идет о том, что механизмы, которые в законодательстве существуют, они позволяют это сделать.

«СП»: — Кто должен принимать решение об отчислении?

— Руководство вуза. А органам студенческого самоуправления должно быть предоставлено право вето при принятии администрацией вуза подобных решений, в случае, если отчисление не касается академической успеваемости. Но в любом случае при принятии каких-либо локальных нормативных актов, которые связаны с судьбой студентов, очень важно, чтобы сами студенты были письменно уведомлены о существовании таких документов. А то, бывает, они пылятся где-то среди бумаг, а потом достаются из ящика для принятия санкций к какому-нибудь человеку за его несогласную позицию.

«СП»: — Насколько распространена практика отчислений именно за гражданскую позицию и участие в протестных акциях?

Официально за это пока не отчисляют. Но всегда можно отчислить студента за неуспеваемость. Очень легко его завалить на сессии или же сделать все таким образом, чтобы он не был к ней допущен. Мне, к слову, сразу же вспоминается случай с нашим питерским лидером Виктором Воробьевым. Он якобы был отчислен за академическую задолженность, но, по нашему мнению, от него избавились по политическим мотивам – за антикоррупционное расследование и участие в протестных мероприятиях. На текущий момент продолжаются судебные тяжбы, и адвокатом Воробьева в Европейском суде по правам человека, как мне известно, будет Алексей Навальный. Вспоминается еще случай с Ильей Шумилиным, студентом одного из московских технических вузов , которого пытались отчислить за то, что он при вымогательстве взятки преподавателем обратился не к руководству учебного заведения, а напрямую к правоохранительным органам, которые задержали вымогателя с поличным. Притом что парень шел на красный диплом, к нему (после того, как он выиграл суд) стали применять определенные санкции, которые чуть не привели к его отчислению. Наше вмешательство и вмешательство СМИ помогли ему доучиться, но итоговые отметки были сильно подпорчены.

«СП»: — Артем, сейчас, насколько известно, вы собираете подписи в поддержку Михаила Лобанова, преподавателя МГУ и одного из разоблачителей липовых диссертаций, с которым почему-то не продлили контракт….

— Да, на сайте www.change.org мы собрали уже более 2,5 тысяч подписей. Возможно, будем проводить акции в поддержку Михаила. Дело в том, что увольнение Лобанова в связи с истечением срока контракта (такую причину называет руководство) – это прямое нарушение статьи 58-й Трудового кодекса РФ, которая запрещает заключение срочных трудовых договоров при отсутствии достаточных законных к тому оснований. В статье 332 ТК РФ говорится, что заключение срочных трудовых отношений с научными работниками допускается при приеме на работу по совместительству или для замещения временно отсутствующего работника. А взяли Михаила на работу на год – до 28 февраля этого года. Сейчас ему говорят, что не нуждаются в его услугах. А должны были уволить, хотя юридически это сложно — нужно доказать, что он не справляется со своими обязанностями и выплачивать компенсации.

Из досье «СП»

Михаил Лобанов – преподаватель механико-математического факультета МГУ. Вместе с инициативной группой студентов, аспирантов и преподавателей вуза провел анализ ряда диссертационных работ. Плагиатом, в частности, была признана диссертация бывшего директора СУНЦ МГУ Андрея Андриянова, после чего тот был лишен ученой степени кандидата исторических наук.

А на днях стало известно, что руководство мехмата не собирается продлевать контракт с Лобановым, якобы в связи с тем, что он не был аттестован, так как не вел научную работу.

Сам Михаил Лобанов уверен, что истинная подоплека увольнения лежит совсем в иной плоскости:

«Меня увольняют в середине учебного года, несмотря на то, что в расписании у меня стоят пары, — пишет он на университетском форуме. — Была согласована командировка в казахстанский филиал (уже вышел приказ) и кафедрой (кафедра дискретной математики) были запланированы другие обязанности. Увольняют без объяснения причин. Формально они имеют такую возможность. Никто особо не старается скрыть, что причины лежат в моей общественной деятельности и в давлении ректората».

Автор : Светлана Гомзикова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *