О целесообразности общедомовых приборов учета

В последний год-полтора коммунальные власти очень настойчиво начали уговаривать жителей Владимира на очередное дорогостоящее приобретение — установку общедомовых счетчиков тепла, света и воды. «Чтобы, — говорят,- платить только за то, что пришло в ваш дом и не более того!» Жители следовать советам не торопятся и резонно вопрошают — а зачем тогда за свой счет индивидуальные устанавливали? На что власти собираются ответить знакомым уже приемом – то есть новым законом об энергоэффективности. 
Закон этот, как заявил в октябре этого года помощник президента России Аркадий Дворкович, «установит требование оснастить счетчиками здания и помещения органов власти и юридических лиц до 1 января 2011 года, граждан — до 1 января 2012 года».  Мало того, Фонд содействия реформированию ЖКХ уже сейчас потребовал от всех субъектов РФ представить региональную программу поэтапного перехода на отпуск ресурсов в соответствии с показаниями общедомовых счетчиков. Без этого из фонда никто денег больше не получит. Иными словами, время уговоров прошло. На смену им идут финансовый и административный прессинг.  Чем все это может обернуться для нас с вами?

 
Среди некоторых  жителей Владимира уже сейчас зреют опасения, что очередная новация не к добру. И благодаря этим постановлениям граждане окончательно превратятся в заложников хитроумных монополистов. Потому что   вынуждены будут отвечать собственным кошельком не только за то, что сами израсходовали, но и за вечно текущие в подвалах трубы. А так же за живущих в их доме соседей – должников и  тех «нормативщиков», кто на счетчик  никогда не тратился, но годами сдавал  свою квартиру незарегистрированным квартирантам  или просто любит принимать гостей. Одним словом, ситуация такова, что целесообразность установки общедомовых приборов учета и выгода от этого для самих потребителей в настоящее время сегодня  ставится под большое сомнение. Причем теми знающими людьми, кто, как говорится, в теме.
Так, например, бывшая председатель ТСЖ, а ныне представитель собственников, выбравших непосредственную форму управления домом, Галина Валерьевна Иванова считает, что торопиться с этим делом не стоит. По крайней мере, до тех пор, пока в вашем доме не у всех жителей установлены индивидуальные счетчики. «А вообще, говорит она,- общедомовой прибор учета, как и обобщенная ответственность всех за каждого выгодна сегодня, прежде всего управляющим компаниям. В первую очередь потому, что уже сейчас им, как исполнителям услуг, ресурсоснабжающие компании выставляют баснословные  счета, исходящие  из общего объема поставленных ресурсов – включая многочисленные протечки, воровство и прочие потери. Поэтому управляющие компании, сегодня и разоряются одна за другой.
Общедомовые же счетчики дают им право раскидывать эту разницу на самих жителей. Что неизбежно порождает новую несправедливость – основную нагрузку по этим платежам в таком случае вынуждены нести, прежде всего, владельцы индивидуальных счетчиков, которые и купили приборы  именно  для того, чтобы избавить себя от лишних трат.  Такой вот парадокс. Граждане без счетчиков оказываются в данной ситуации в более привилегированном положении.  Ведь норматив уже включает в себя различные издержки и тех, кто платит по нему заставлять оплачивать эти издержки повторно – просто незаконно.  
Нельзя не учитывать и несовершенство   как самих общедомовых приборов учета, так и некоторые скрытые нюансы, связанные с расчетами по их показателям. Счетчики, к слову сказать, и стоят достаточно дорого и требуют такого же дорого ремонта. Кроме того, задвижки в счетчике тепла могут спровоцировать в доме и другое неравноправие — в одних квартирах будет слишком жарко, в других в то же время – холодно. Словом за ваши же деньги – дополнительная проблема, только и всего».
 
Подтвердить слова Галины Валерьевны уже сейчас могли бы многие владимирцы, которые уже успели познакомиться с подобной проблемой.
Как, например, это происходило на Добросельской и Суворова?
Как только в восьми «экспериментальных» домах  по этой улице установили общедомовые приборы учета, начались проблемы.  Речь идет о жителях домов 165, 165а, 165-б и 167 по ул. Добросельской и домов 2, 2а, 4 и 6 по ул. Суворова во Владимире. Так владельцев счетчиков в  доме по Добросельской 165 «Б»  за горячую воду сначала принуждали платить по баснословному тарифу 164,53 руб. с человека в месяц, а потом вдвойне – по счетчику за горячее водоснабжение и отдельно — за подогрев воды – 210 рублей на человека. При этом соседи, у которых нет счетчика, платили только за подогрев.
 
А вот Минрегионразвития РФ в своем письме еще от 02.05.2007 г. № 8166-РМ/07 «О применении тарифов для расчета размера платы за коммунальные услуги»  указало, что » Стоимость тепловой энергии на подогрев воды является одной из составляющих устанавливаемого тарифа на горячую воду (руб./куб. м). Следует прекратить практику применения исполнителями коммунальных услуг оплаты за горячее водоснабжение (руб./чел. в месяц), так как указанная практика не соответствует нормам действующего законодательства».
Только благодаря этому письму жители добились судебного решения: «обязать ООО «ЖРЭП № 2 производить расчет за ГВС по показаниям ИПУ и произвести перерасчет за ГВС».
Мало того — в областном департаменте цен и тарифов установили, что, по расчетам УК, в доме №165-б по ул. Добросельской внутридомовые потери тепла превышают 36 % от потребленного объема. Так родились подозрения о возможной некорректной работе управляющей компании с приборами учета…
«Никто не спорит, — говорит Галина Валерьевна,- потери надо оплачивать. Но сначала их надо доказать. И делать это должны не только жители. Например, ресурсоснабжающие организации так же для начала могли бы обосновать стоимость своих тарифов и нормативов, которые пока еще очень далеки от прозрачности. Люди имеют право знать, за что конкретно они платят».
 
Жители должны понимать, что пока закон не принят,  заставить их устанавливать общедомовой счетчик никто не имеет право. Но если ничего не предпринимать и не протестовать, уже завтра могут просто вынудить. Уже пытаются. Часто потери осторожно вписывают в строчки за отопление. Или выставляют разницу между нормативом и реально потребленной услугой в счетах по строке — МОП — за так называемые места общего пользования (вода, тепло и свет на лестничных клетках и подвалах). Но суммы выходят настолько несуразные, что не могут не вызывать возмущение. Галина Валерьевна считает, что здесь для жителей более выгодно и дешевле установить отдельные счетчики. По ним будет легко определить – сколько  в подъездах и подвалах нажгли света лампочки, отдали тепла батареи и вылилось воды в подвале.
 
А тем, кто еще сомневается – лучше всего  заглянуть  в Интернет. Он давно уже пестрит вопросами типа — «Насколько законно наше домоуправление, ежемесячно к показаниям  индивидуальных счетчиков добавляет показания общедомового?» А специалисты не устают втолковывать им, что « только при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета, размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных  приборов учета».

Цель этих постановлений понятна — защитить право поставщика ресурса получать в полном размере плату за фактически израсходованный объем ресурса. Однако это право не должно осуществляться путем ущемления права каждого потребителя платить только за то, что он фактически получил по счетчику или по нормативу.
Да, бороться с неоплаченными утечками энергоресурсов нужно. Но это  всегда была проблема их поставщиков и муниципальных властей. И это логично. У кого есть полномочия ходить по соседям и проверять соответствие количества проживающих числу зарегистрированных? У кого данные о количестве прописанных? У ЖЭКов. Но зачем им это надо? Есть постановление, общедомовые счетчики и прекрасно!
А вообще Галина Валерьевна советует не бояться расформировывать свои ТСЖ и смелее переходить к непосредственной форме управления. Только тогда жители получают реальную возможность заключать прямые договора с поставщиками ресурсов. А значит, избавляются от искусственно навязанной им жилищно-коммунальной коллективизации. Без посредников – Управляющих компаний и ТСЖ роль исполнителей услуг вынуждены будут взять на себя сами ресурсоснабжающие организации. И тогда уже некому будет выставлять баснословные счета, исходящие либо из поголовного норматива, либо из часто довольно спорных показаний общедомовых приборов учета.
 
«А на обслуживание дома, — говорит она, — можно будет потом нанять любую управляющую компанию. Но уже на условиях самих жителей. То есть по договорам, в которых четко и построчно будет прописан объем и стоимость услуг. Только в таком случае жители могут надеяться на действительно качественное обслуживание. А при оплате коммунальных услуг — избавить себя от массы ненужных и дорогостоящих посредников – контор ТСЖ, УК, расчетно- кассовых центров  и прочее.»
 
Автор: Галина Поздникова 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *