Пермь. Очередной юбилей долгостроя

Недострою — 15 лет! Грустный юбилей отмечают 37 семей, «живущие» в доме на Островского 30. Обанкротившийся застройщик оставил обманутым дольщикам по сути только стены и крышу.

Общая ситуация. Строительство начато на основании разрешения № 276 от 02.10.2000. Заключены договоры о долевом участии в совместной инвестиционной деятельности в строительстве жилья. Построены здания 1 и 2 очередей, по 3-й очереди здание построено до 1 этажа. Отсутствует финансирование на достройку жилья. 18.01.2013 Создано ЖСК, которое должно продолжить строительство путем сбора дополнительных средств. 

Общая площадь жилого дома — 21 178 кв.м. Количество семей обманутых дольщиков – 194. Количество договоров долевого участия — 168. Основание строительства — разрешение от 12 ноября 2013 года. Стадия строительства: 1-2 секции – 90-95%, 3-4 секции — 10%.

Застройщик-банкрот —  ООО «Камстройсервис» 27.07.2011 определением Арбитражного суда  Пермского края применен с 15.08.2011 параграф 7 Закона о банкротстве.  29.05.2013 Определением Арбитражного суда Пермского края процедура конкурсного производства в отношении ООО «Камстройсервис» завершена.

Чтобы понять, что дом не достроен, достаточно оказаться на первом этаже. И попробовать добраться до самого высокого здесь этажа — 13-го. Естественно на лифте. Но он не работает, придется идти пешком. Первая очередь строительства дома на Островского, 30 — 2 подъезда, а это 70 квартир. В половине из них люди живут, но без прописки. В эксплуатацию дом до сих пор официально не сдан. Квартира Ирины Шейдман — на 7 этаже. Спуск и подъем по лестнице каждый день — как принудительные занятия фитнесом.

Ирина Шейдман, житель дома 30 по ул.Островского — Вообще, тяжело так каждый день подниматься? — Нет, я уже привыкла. — Сколько лет уже живете? — Уже 3 года.

Председатель жилищного кооператива Виктор Зимин рассказывает: на момент банкротства застройщика в доме не было никаких коммуникаций. Свет, воду, тепло люди провели за свои деньги. На это в среднем с квартиры собрали по 250 тысяч рублей. Сейчас, с горем пополам, идет строительство второй очереди дома. Создан жилищно-строительный кооператив. Тем временем у первой очереди дело с мертвой точки не сдвигается.

Виктор Зимин, председатель ЖК «Островского, 30». С нашей точки зрения, я имею в виду собственников первой очереди. Горечь ситуации в том, что осталось доделать совсем ничего, чуть-чуть. Но застройщик не предпринимает каких-то мер для того, чтобы нашу очередь достроить. Требует сбора новых дополнительных средств. Отчета о потраченных средствах нам никто не предоставляет, сумма доплат постоянно меняется в сторону увеличения.

Необходимо доделать лифты и противопожарную систему, побелить и покрасить подъезды. Но работы начнутся только после того, как будет готова дефектная ведомость и очередная уточненная смета. В ЖСК «Островского, 30», которому предстоит достроить дом, уверяют, как обычно: это вот-вот случится.

Галина Петришина, председатель ЖСК «Островского, 30». Составляется дефектная ведомость, на основании ее составляется смета, выходим на собрание, с жильцами первой и второй очереди. Смета будет озвучена. После того, как будут собраны денежки, начнется строительство. Когда обманутые дольщики первой очереди раскошелятся в очередной раз, строительство будет продолжено. Отметят ли они очередной грустный юбилей, или первую очередь сдадут в эксплуатацию раньше — покажет время.

ИЗ ИСТОРИИ ДОЛГОСТРОЯ НА ОСТРОВСКОГО — 2011 ГОД

В 2007 году в Березниках умерла молодая женщина, врач Алевтина ШВАРЕВА. Ее родные уверены, что есть конкретные люди, из-за которых произошла трагедия.

Доля сироты

Алевтина Шварева 18 лет проработала врачом в Березниках. Одна воспитывала сына. В 2006 году все свои сбережения, 1 млн 200 тыс. руб., отдала в ООО «Камстройсервис» для строительства однокомнатной квартиры в Перми. В 2007-м поняла, что стала обманутой дольщицей. Вскоре 38-летняя женщина умерла от инсульта.

«Она копила, на всем экономила. Хотела сыну наследство сделать, чтобы он жил в Перми, учился. Когда все случилось, она так переживала. Ушла на работу, – мне позвонили и сказали – инсульт. Скоропостижно скончалась, хотя раньше никогда не болела… Мы всё потеряли…» – делится горем мать Алевтины.

Людмила Павловна похоронила любимую дочь, теперь не знает, как сложится судьба внука. Из-за чужой алчности он потерял мать, деньги, квартиру. Сейчас учится в Перми, мыкается по общежитиям. А мог бы жить в центре города, на ул. Островского, 30. Именно в этом доме Алевтина планировала приобрести квартиру.

Строительство началось еще в 1999 году компанией «Камстройсервис» (директор Сергей ГОНЧАР).

Галина Петришина, обманутый дольщик:

– Есть такая «знаменитая» династия строителей – Гончары. Говорили, что они не обманывают – медленно, но строят.

В 2003 году я заключила договор, мне продали квартиру в третьей секции, сказали, что она по-следняя, но это был обман.

«Знаменитая династия Гончаров» – отец и сын – в то время строили в Перми сразу несколько объектов. На ул. Островского обещали возвести 4-секционную высотку. Сейчас сложно сказать, сколько этажей планировалось – кому-то продали квартиры и на 17-м.

Действовали Гончары сразу по нескольким схемам: одним дольщикам предлагали продать по бросовой цене их старые квартиры и добавить средства, другие – полностью оплачивали участие в долевом строительстве.

В ловушку попадали все новые жертвы, вплоть до 2007 года, когда уже всем стало очевидно – ни денег, ни квартир нет.

Принцип пирамиды 

Сегодня дольщики уверены – застройщик обманывал их с самого начала. Вспоминают, как их буквально преследовали представители Гончара: обрывали телефон, приезжали домой, на работу, лишь бы только получить заветную подпись и деньги.

Гончары работали по принципу пирамиды. Получали средства и направляли их туда, куда хотели. Деньги дольщиков начали уходить «налево» еще в 2001 году. Но к 2006-му два подъезда все-таки были почти построены. После чего им снова понадобилась «помощь» дольщиков, и они начали возводить третью секцию. Создали видимость бурной стройки и привлекли еще больше ста человек.

Евгения Вощакина, юрист ТСЖ «Островского, 30»:

– Оставшиеся деньги, которые собирались с дольщиков 3- и 4-й очереди, а это был пик цен на недвижимость, шли на строительство другого объекта – на ул. Горького, 21. Тот дом был сдан, а наш так и бросили.

Пирамида рухнула, как ей и положено, оставив у разбитого корыта 194 семьи, которые подарили семье Гончаров 490 млн руб. В 2013 году ООО «Камстройсервис» было признан банкротом.

Отец и дети

Дольщики все время надеялись на лучшее, пытались контролировать строительство, но удивлялись тому, как идут работы.

Галина Петришина:

– Я сама приходила на стройплощадку и видела, как машины, груженные нашими стройматериалами, уезжали. Рабочие говорили, что по распоряжению Гончара «туда и везут».

Из кирпича и железобетона с ул. Островского,30, по словам дольщиков, строились коттеджи в Кудымкаре. Сергей Гончар не брезговал и использовать материалы для своей дачи на берегу Камского водохранилища.

Вообще, славную деятельность отец, Константин Гончар, начал еще с должности начальника ОКС (отдела капитального строительства) Пермского облисполкома. После окончания карьеры чиновника начал строить сам, используя наработанные связи. Напомним, что дом на ул. Островского начали строить в 1999 году, а лицензию на строительство зданий и сооружений «Камстройсервис» получил лишь в 2008(!) (то есть когда уже ничего не строил, за год до банкротства). И таких фирм у отца, сына и дочери Гончаров было 12. По документам – везде несовпадения дат регистрации, постановки на учет в налоговой, открытия счета. И понятно: они были нужны для одной цели – вывода денег, – после чего некоторые закрывались.

В 2007 году Константин Гончар был осужден за мошенничество на 2 года условно: погорел на подряде по строительству участка железной дороги. А в 2010-м было возбуждено дело на его сына.

Дело Хинштейна

После того как «Камстройсервис» был признан банкротом, люди пошли в милицию. В октябре 2009 года они подали заявление, но только в апреле 2010-го было возбуждено уголовное дело по факту мошенничества руководства компании.

Сергей Нестеров, член правления ТСЖ «Островского, 30»:

– Считаю, что оказал влияние приезд депутата Госдумы Александра Хинштейна. Он приезжал в Пермский край и «разбирался» с нашими стройками. Провел совещание на уровне губернатора, где были и представители ГУВД Пермского края. После этого дело было взято на контроль начальником ГСУ Андреем Останиным.

По-видимому именно благодаря взятию на контроль, вместо организации оперативно-следственной группы на уровне ГСУ, дело было передано Свердловскому УВД. Там не смогли объективно исследовать деятельность «Камстройсервиса», и ТСЖ «Островского, 30» направило просьбу Останину об увеличении оперативно-следственной группы или о передаче материалов в ГСУ Пермского края. Никаких действий не по-следовало.

Пришлось снова писать Хинштейну. После чего Останин обещал активизировать деятельность по изобличению мошенников и отысканию украденных средств дольщиков. Но как мы уже сейчас понимаем: все ограничивается одними обещаниями, не зависимо от уровня занимаемой должности. Личной ответственности за выполнение обещанного никто из чиновников не несет. Тот же депутат. продолжает оставаться «народным» избранником и совесть его совсем не беспокоит.

На сегодняшний день расследование замерло. Дело матерых аферистов ведет всего один следователь, опыт работы которого в органах около года.

Всюду клин

Так и стоит в центре города дом, наполовину построенный и брошенный на произвол судьбы, как и те, кто вложил свои средства, взял кредиты, продал жилье, чтобы приобрести обещанные квадратные метры. За эти годы люди обошли все инстанции, партии, депутатов. И, конечно, остались ни с чем. Не надеясь ни на справедливость, ни на закон, стали сами искать выход. Дольщики первых двух подъездов смогли оформить право собственности на долю в незавершенном объекте строительства. Остальные даже не смогут потребовать квартиру в будущем, если им удастся достроить дом, так как Ленинский районный суд не принимает их заявления к рассмотрению.

Дольщики, убедившись, что помощь государства о которой в которой они когда-то были уверены — оказалась иллюзией.  Решили в итоге создать ЖСК и снова вкладывать деньги, чтобы работы возобновились. Подали заявление в городской департамент земельных отношений о заключении договора аренды на земельный участок, чтобы хоть как-то закрепить свои права.

Евгения Вощакина:

– Мы достаточно разумно объяснили департаменту земельных отношений, чего хотим. Мы не нарушаем закон, но они нам отказали.

Свое решение департамент мотивировал тем, что недавно приняты поправки в закон о банкротстве, и теперь дольщики могут претендовать на выплаты, за которые сегодня не купишь даже комнату в коммуналке. Вполне понятно, что сами пострадавшие совсем не хотят идти таким путем – им не нужны давно обесцененные деньги, им нужны квартиры. ДЗО не имел права отказывать, так как часть земли уже принадлежит дольщикам. И почему они снова должны нести бремя, закрывать долги застройщика?

Дольщики с ул. Островского, 30 не ходили на митинги, оправдывая отсутствие активной гражданской позиции тем, что они мол не хотят создавать социальную напряженность. Поэтому мол, обманутые и пытались уладить вопрос миром. Вполне закономерно, что вместо помощи потерпевшие регулярно получали от властей очередную пощечину.

Автор : Антон Бердников, специально для «Сила в Движении».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *