Фронт кремлевской справедливости

Власть решила мобилизовать сторонников лозунгами о социальном государстве.

28 марта в Ростове-на-Дону начала работу конференция Общероссийского народного фронта (ОНФ) «Строительство социальной справедливости». Предполагается, что во второй день форума перед собравшимися выступит сам президент. Конференцию можно считать репетицией съезда ОНФ, который должен пройти в июне и оформить движение как общественную организацию.

В первый день работа конференции сосредоточена на пяти секциях. Их названия звучат благородно: «Крепкая семья. Защита детей», «Здоровье граждан, здоровый образ жизни», «Достойный труд и социальный престиж человека труда», «Россия – страна без бедности», «Традиции и качество образования». Что эти темы важны не только для сторонников власти, но и для нее самой, должно подтвердить присутствие на конференции многих высокопоставленных чиновников, в том числе и министров.

Вопрос, который напрашивается сам собой: как воспринимать лозунги, исходящие из ОНФ? Как добрую весть, что власть собирается повернуться лицом к гражданам? Но что тогда мешало ей это сделать раньше. Почему за предыдущие годы выросло число миллиардеров, а обычным людям с каждым годом всё сложнее получить качественное медицинское обслуживание или образование? Может, кремлевские сидельцы вдруг осознали свои ошибки и решили в построенном ими олигархическом государстве строить государство социальное? Очень сомнительно.

Впрочем, возможно и другое. Наблюдая за закатом «Единой России», в Кремле, пока не поздно, решили создать новое мощное движение. А для этого необходимы громкие публичные акции.

Сегодня, по данным исследования Левада-центра, избиратели не особо знают об ОНФ, хотя ему уже скоро будет год. 57% россиян вообще ничего не слышали ни о каком фронте. А 13% из тех, кто что-то слышал, считают ОНФ оппозиционным движением (42% сказали, что за созданием движения стоит попытка имитировать всенародную любовь к президенту). Видимо, расчет на то, что после громких фраз о необходимости защитить детство, сделать образование и медицину доступными, народ узнает о своем новом коллективном защитнике – Народном фронте – больше.

Только что это изменит?

– У нас сейчас государство антисоциальное. И это подтверждают даже некоторые документы, – говорит доктор экономических наук, известный левый публицист Михаил Делягин. – Еще в 2000-м была принята «Стратегия 2010», написанная Грефом для Путина. В проекте этого документа черным по белому фиксировалось, что российское государство должно перестать быть социальным. Потом авторы заметили, что это противоречит Конституции. Тогда они прямые признания убрали из текста, а остальное оставили. В итоге реформы, которые проводятся последние 13 лет, носят последовательный антисоциальный характер и направлены на разрушение повседневной жизни основной части россиян. Одно из направлений обогащения правящего класса заключается в том, чтобы забирать себе в карманы средства, которые раньше направлялись на социальную поддержку народа.

Взять хотя бы закон о бюджетных организациях. В пояснительной записке к нему прямо было написано, что цель документа – это повышение уровня платности услуг. То есть, снижения их доступности. Есть нововведения помельче, вроде отмены оплаты донорам или поправок в Гражданский кодекс, сделавшие граждан беззащитными перед квартирными мошенниками.

Строительство антисоциального государства – это стратегия всего правящего класса. Поэтому вопрос об эффективности Общероссийского народного фонта сводится к тому, захочет ли ОНФ выступить против правящего класса. Понятно, что не захочет.

ОНФ потенциально готовится на замену «Единой России». Путин ждет, пока эта партия себя дискредитирует окончательно. Когда это произойдет, то вместо одной партии власти тут же появится другая. Возможно, действительно, придется дать немного денег людям. Тогда ОНФ сможет сделать страну немного более социальной. Но захочет ли этого власть? Если нет, то останутся только красивые слова.

 – Народ поверит этим словам?

– Я процитирую одного очень умного человека, который ранее работал в высших органах государственной власти. Он сказал: «А это быдло будет думать то, что как и когда мы скажем ему по телевизору». Если вы включите официозные каналы, то увидите, что этот принцип реализуется до сих пор. Правда, с падающей эффективностью.

Мы все убеждены, что выборы были чудовищно фальсифицированы. Но даже самые радикальные люди признают: за «Единую Россию» проголосовало не менее четверти избирателей. По крайней мере, в отношении четверти граждан этот принцип работает. ЕР в любом случае вторая по популярности партия в стране.

Член Координационного совета оппозиции от националистов Константин Крылов считает, что политическая ситуация в стране вынуждает власть усиливать пропагандистский нажим:

– Я считаю, что нынешний режим, утратив некоторые серьезные позиции на Западе, решил окапываться здесь. Это будет выглядеть следующим образом. С одной стороны, станут зажимать оставшиеся свободы. С другой – начнут делать символические подачки для тех, кого власть считает естественным союзником. При этом на серьезные подачки денег не будет. Придется компенсировать пропагандой. Не удивлюсь, если мы увидим реинкарнацию Светы из Иваново или рабочих с «Уралвагонзавода».

Как мне видится, серьезно власть вкладывается только во внутренние войска. И то нашей полиции не дали многое из того, что обещали. Какие уже тут медицина с образованием.

 – Может, появиться новый политический субъект?

– Политический субъект у нас сейчас один. И от него начинают уставать. Думаю, что вколоть политический ботокс в политического субъекта не очень получится. Народ у нас за 13 лет что-то да понял.

Хотя режим не прочь обновиться. Хочет, чтобы его воспринимали как Аллу Пугачеву, которая в сотый раз выходит на сцену под крики поклонников. Но, честно говоря, и Пугачева надоела. Политики же надоедают быстрее артистов.

Вице-президент Центра политических технологий Борис Макаренко тоже считает, что политическую систему страны не ждут большие перемены:

– «Единая Россия» пока никуда не уходит. На мой взгляд, происходит ребрендинг ЕР. В принципе, если собираются люди поговорить об образовании и здравоохранении, то ничего плохого нет. Но что получится? Посмотрим, как будет действовать власть. В слова люди не поверят, поверят только делам. Если они будут.

Генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков в эффективность ОНФ не верит:

– Где эти деятели были раньше? Разве они только сейчас узнали, что у нас есть проблемы со здравоохранением и образованием? Всё это выглядит очень надуманно. Вот, мол, мы такие заботливые и вся надежда только на нас. Если честно, все эти спектакли уже надоели.

Я был на съездах «Единой России». Было любопытно наблюдать, как меняются люди, когда видят своего великого вождя. Вроде нормальные с виду, но только видят лидера, как цепенеют. Думаю, что и сейчас в Ростове такая же обстановка. И многие пришли в ЕР или в ОНФ не для того, чтобы кому-то помочь, а чтобы улучшить собственную жизнь.

Нынешняя власть нам 13 лет рассказывает, как мы будем жить хорошо. Однажды даже договорились до того, что мы и сейчас живем так хорошо, как никогда. Может, для тех, кто пишет подобные вещи, это и так. Но спросите народ, хорошо ли ему.

Вот эта попытка играть в придворную оппозицию сейчас не пройдет. Страна ждет другого. Им же нужна структура для выборов. По партийным спискам пойдет «Единая Россия», а по одномандатным округам – «фронтовики». Но так и скажите людям, что вам нужно большинство в парламенте.

 – Возможно ли, что готовят закрыть проект ЕР, а вместо него выстраивают ОНФ?

– Я в это не верю. «Единую Россию» будут ругать как нерадивое дитя, будут приструнять и критиковать. Все эти игры будут. Но во всех выборах партия будет участвовать. Никто подушкой ее душить не собирается.

Хотя обновлению ЕР не подлежит. Даже если всех жуликов из «Единой России» изгнать и набрать туда ангелов, в общественном сознании уже закрепился устоявшийся образ. Это уже не отдерешь, никаким ацетоном не смоешь. Что-то новое будет называться также. Только будет не партия, которую окрестили партией жуликов и воров (ПЖиВ), а движение с похожим ярлыком. Никуда от этого не деться.

 – Но если пропагандистскую машину запустить на всю катушку…

– Люди не поверят, чего бы им ни говорили. У нас национальный лидер говорит 13 лет одно и то же. Но где дела? Продолжают всё оправдывать «проклятыми девяностыми». Если считать с 1993 года, то Ельцин у власти был всего 7 лет. Путин правит уже почти в два раза больше. В 1950-е я был мальчишкой, и много раз слышал про наследие царского режима. Я думал тогда: «Царский режим 40 лет назад кончился, почему о нем говорят?» Вот и сейчас то же самое.

Но видимость они создадут. Прокремлевские СМИ скажут, что народ с чувством глубокого удовлетворения слушал речи на конференции. На самом деле всё не так.

Автор : Андрей Иванов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *