«Мы и так крутые…»

Дмитрий Медведев призвал членов «Единой России» делом укреплять авторитет партии. «Единая Россия» должна стать партией реальных дел. Об этом на встрече с членами ЕР в Якутске заявил ее председатель и премьер российского правительстваДмитрий Медведев. По его словам, партия не должна быть похожа на КПСС, которая «не оченьхорошо закончила», а идти «своим путем».

Каким, правда, путем, Медведев особо распространяться не стал. При отсутствии какой бы то ни было внятной идеологии, от единороссов можно ждать любого поворота…

Председатель ЕР напомнил собравшимся, что осенью в некоторых регионах пройдут выборы, и необходимо консолидированной работой доказать избирателю полезность партии. В чем должна состоять эта работа, тоже осталось неясным. Зато Дмитрий Медведев призвал партийцев более активно участвовать в дискуссиях и дебатах. «Книжки нужно читать, телевизор смотреть, в Интернете ковыряться. Но на самом деле главное с точки зрения политических дебатов — просто в них участвовать», – посоветовал Медведев и призвал не расстраиваться «даже если что-то не получается, ничего. Это простят. Важно, что люди будут видеть ваше желание открыто заявлять свою позицию».

Гораздо хуже, по мнению лидера «Единой России», — самоуверенность и чванство.

«Мы считаем, что мы и так крутые – способны за счет различных возможностей, за счет наших дел доказать людям, что мы не даром занимаем место под солнцем», – подчеркнул Медведев. Это уже психиатрия…

Так и вспоминаются слова Ленина (его Медведев цитировал на собрании)о некоторых руководителях: «…Разгильдяйство, небрежность, неряшливость, неаккуратность, нервная торопливость, склонность заменять дело дискуссией, работу – разговорами, склонность за все на свете браться и ничего не доводить до конца»…

Помимо повседневных дел, председатель «Единой России» предложил возложить на партийцев еще одну обязанность: предлагать государству списки для награждения введенным недавно званием Героя Труда. Уж не за участие в дебатах и крутость?

Наверное, самые опытные в дискуссиях и «трудолюбивые» единороссы уже стали представлять себя со звездою на груди. Но тут одна из участниц совещания пожаловалась премьеру, что введенное подушевое финансирование буквально уничтожает районные больницы, приходится больного везти иногда за 500 км. Медведев в ответ посочувствовал: «Здесь расстояния колоссальные». Правда, пообещал для налаживания работы скорой помощи прислать министра здравоохранения. Принятый закон она изменить не сможет, но поручение разобраться получит. И так, видимо, в каждом регионе будет.

Принесет ли работа членов «Единой России» массовую поддержку партии, несмотря на отсутствие идеологии и четкого плана?

Член Общественной палаты России и научный руководитель Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Иосиф Дискин уверен в хороших перспективах ЕР:

– Сегодня идеи размыты у всех партий. Даже у левых, у которых традиционно высокая идеологизированность. С моей точки зрения, логика показывает, что идеологически определенная партия сейчас невозможна. Партия массовой поддержки – безусловно возможна. Сегодня это как раз и реализует Владимир Путин. В качестве твердого электорального ядра выступает «Единая Россия», а более широкое объединение – Народный фронт. Он призван собирать и поддерживать контакты с очень широким кругом избирателей.

 – Готова ли «Единая Россия» сегодня брать ответственность за происходящее в стране? Это «партия власти» или «партия при власти»?

– Социология показывает, что граждане всё равно возлагают ответственность на партию, независимо от того, готова она или не готова. По стране ситуация разная. В некоторых регионах есть вполне инициативные организации ЕР, которые подают идеи, реализуют их и готовы нести ответственность. Есть регионы, где ЕР просто бюрократическая машина. Но в целом, несмотря на снижение рейтинга «Единой России», партия способна выигрывать выборы почти везде, за очень редким исключением.

И административный ресурс (это мнение оппозиционных исследователей) составляет всего 3-4%. Так что списывать всё на него несколько не адекватно. Я сам убежден, что для нынешней партии административный ресурс скорее обуза. Если бы ей предоставили больше самостоятельности, то она бы действовала еще более успешно.

Сопредседатель движения «Народный собор» политолог Владимир Хомяковв такое радужное будущее ЕР не верит, а слова Медведева воспринимает, как попытку спасти умирающего:

– Сейчас предупреждать «Единую Россию», что она не должна быть похожа на КПСС, это всё равно как на сороковой день желать покойнику здоровья. ЕР уже давно стала КПСС в самом худшем и наименее дееспособном ее варианте.

Начнем с того, что партия отличается от корпорации тем, что имеет идеологию. ЕР ее не имеет и не имела изначально. Об этом говорил даже Путин. Я рассматриваю эту партию, как некую корпорацию людей, находящихся у власти и при власти. По-другому я на нее смотреть не могу. Потуги в виде разных дискуссионных клубов сформулировать идеологию были. Но результата не было. Думаю, что не будет и в дальнейшем: в партии люди самых пестрых убеждений, и объединяет их только принадлежность к власти.

К сожалению, эта партия формировалась на основе группы, уже пришедшей к власти. Обычно всё происходит наоборот: вначале вокруг идеологии формируется партия, которая потом приходит к власти. У меня очень большие сомнения, что эта партия может измениться. Тут проще распустить и набрать по-новому. И очень печально, что ЕР сегодня определяет политическое лицо России. Там много вполне приличных людей. Но и в КПСС в последние годы ее существования тоже было немало честных людей. КПСС тогда утратила остатки идеологию и превратилась в партию управленцев, в тех, кто у власти. ЕР сегодня повторяет этот путь.

С этого пути она вряд ли сойдет. Нужна идеология и свежая кровь. Но откуда их взять? В партию могут прийти новые люди за карьерой, но на таких нельзя опираться.

 – «Единую Россию» можно назвать ответственной партией?

– В КПСС существовали некоторые ограничители. Был «Моральный кодекс строителя коммунизма». Над каждым партийным чиновником висела угроза, что он будет уличен в нелояльности партийной идеологии, а исключение из партии означало конец карьере. Вот этот тормоз сдерживал разрушительные процессы. В ЕР никаких тормозов нет. А тормозом может быть только религия или идеология. В «Единой России» есть только коммерческие интересы. Тот этап, о котором говорил Медведев, пройден лет пять назад.

– Может, он прав, что единороссы «крутые»: идеологии нет, тормозов нет, а власть сохраняют?

– Атаман, захвативший с бандой волость, тоже крутой. ЕР крутая относительно той системы, которая сложилась в 1990-е, когда закон подменили бандитские понятия. Стоит вспомнить, как шла приватизация: на криминальной и коррупционной основе. Эта культура вошла в фундамент нынешней политической системы. И было бы странно, если бы выросло что-то другое – если посеять сорняк, то вырастет сорняк. При Путине и Медведеве ничего не изменилось, просто немного поменялись подходы. Смысл остался: главное – пребывание у власти. Причем власть воспринимается именно как средство обогащения.

Либо ЕР меняется кардинально, находит идеологию и вычищает тех, кто идеологии не соответствует, либо в партии возможен раскол. Не исключаю, что часть правящих групп создаст новую партию.

 – Зачем раскол нужен тем, кто у власти?

– Да, они у власти. Но власть иногда оборачивается обратной стороной: кто-то же должен ответить за происходящее в стране. Возможно, что с санкции первых лиц, часть представителей власти выйдет из ЕР и возложит всю ответственность на тех, кто остался. Для Кремля это будет нормальный ход: возложить всю ответственность за «нулевые» годы на «Единую Россию».

Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин допускает значительную поддержку «Единой России» среди граждан, но не склонен объяснять это успехами партии:

– Всегда большая часть общества поддерживает власть во всех ее проявлениях. Но эта поддержка достаточно пассивная. А если «Единой России» нарисовали какие-то проценты голосов, то это не значит, что она эти голоса имеет.

ЕР не пользуется массовой поддержкой: наше общество сохранило некоторые моральные нормы. Партию, к которой приклеился ярлык, «партия жуликов и воров», вряд ли можно считать любимой в народе.

Конечно, ЕР покупает лояльность, уничтожает конкуренцию в зародыше. Но она будет иметь только ту поддержку, которую будет иметь любая партия власти, независимо от названия и состава.

 – Какова, на ваш взгляд, мотивация тех обычных людей, которые вступают в «Единую Россию»?

– Кто-то хочет делать карьеру, кто-то – просто сохранить работу. Известны случаи, когда главврачам больниц обещали проблемы в случае невступления в ЕР.

К тому же, находясь в партии власти, человек имеет возможность хотя бы что-то сказать. Другие люди этого не имеют вообще. Та женщина, что задавала вопрос про больницы, будет услышана. Но не для того Медведев затевал свою политику, чтобы останавливаться в ужасе перед чьим-то возмущением.

 – Медведев призвал единороссов делать хорошие дела.

– ЕР делает отдельные добрые дела, но ими она не может возместить и половину того вреда, который совершает, как единая политическая организация. Добрые дела делают отдельные люди внутри этой партии. Но благотворительность никогда не сможет устранить последствия социально-экономической политики.

Интересно посмотреть, как «Единая Россия» может отвечать за свои поступки. ЕР дали неформальное прозвище — «Партия реальных уголовных дел». Но именно Медведев либерализовал Уголовный Кодекс и позволил в отдельных случаях за тягчайшее преступление – взятку – наказывать штрафом. Как в средние века. В результате, доля посаженных коррупционеров снизилась с 25% до 14%. И, как правило, это «стрелочники».

Сейчас мы слышим от судейских чиновников, что и 14% – это много, показатель надо снизить. Вот и весь ответ: члены ЕР не отвечают за те поступки, которые совершают. Так что, на мой взгляд, в своем нынешнем виде «Единая Россия» не способна отвечать за свои действия, за одобрение заведомо антинародных законов, вроде подушевого финансирования сельских школ и больниц.

Почему Медведев опять говорит о добрых делах, я не знаю. Наверное, от хорошего настроения.

От редакции:

Эту партию часто сравнивают с коммунистической, но она мне кажется покруче по уровню цинизма. Потому что представить себе члена компартии в Советском Союзе, который верил в идеалы коммунизма, я могу легко, я их видел, встречал и относился к ним с большим уважением. Например, мой дед вступил в коммунистическую партию во время Сталинградской битвы. А вот представить себе человека, который вступил в «Единую Россию», ведомый своими идеалами, я никак не могу. Ни одного. Не могу и все, при всем своем богатом и практически патологическом воображении. Сергей Криндач.

Автор : Андрей Иванов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *