Отечественный «облико морале»

Новостные ленты ни на один день не перестают предоставлять подтверждения — Россия вот-вот встанет с колен, чтобы занять куда более устойчивую позу… Вот и сейчас я не слишком удивился, когда прочел про очередное нападение на ветерана Великой Отечественной. В этот раз на Ставрополье. Группа отморозков ограбила героя, избила и пыталась заживо сжечь в его же собственном доме. Пыталась — потому что избитый Петр Животовский сумел самостоятельно выбраться из горящего дома. Да, удивительно крепкое поколение! Впрочем, в этот раз речь пойдет не о них. 

Как и в любом другом подобном случае, общественность возбудилась не на шутку, с детской наивностью, но вполне взрослым негодованием, раз за разом задавая вопросы «как мы дошли до жизни такой???» и «откуда берутся такие чудовища???» Да, именно так, с тремя вопросительными знаками, ибо истеричность, в том числе и публичная — есть характернейшая черта нашей эпохи. Разумеется, стонущая от засилья криминала глубинка никакого внятного ответа на свои «вопли утопающих» не получила. Нет, полиция пообещала оперативно разобраться и даже разобралась, а профессиональные демагоги выдали очередную порцию пустого морализаторства, суть которого сводится к тому, что общество наше страдает от отсутствия морали и вообще глубоко больное. К сожалению, подобные рассуждения обычно стыдливо обходят стороной вопрос, чем же именно наше общество больно. И это неудивительно, ибо ответ на данный вопрос лежит в той области, влезать в которую чревато «подрывом устоев» и вообще требует определенной интеллектуальной смелости. Попробуем компенсировать убожество штатных и внештатных морализаторов, изложив свой взгляд на т.н. «кризис морали».

Чтобы понять, в чём заключается этот кризис, неплохо было бы присмотреться, что же представляет собой общественная мораль современной России. Некоторые представители патриотической общественности любят утверждать, что современное российское общество лишили морали. Это не так. Мораль, т.е. представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, разумеется, существует. Не существовать в обществе она не может в принципе. Даже в гитлеровской Германии была своя мораль, хотя и омерзительная с нашей точки зрения, глубоко антигуманистическая. Есть определенные доминирующие моральные установки и в современной России. Их генезис тесно переплетен с рождением суверенного демократического государства Российского. Ну того самого, которому не так давно исполнилось 20 лет.

Герои нашего времени и их национальная идея

…В одной ныне уже не существующей стране, хорошо ли, плохо ли, но смогли воплотить в жизнь идеалы многих поколений прогрессивных мыслителей и революционеров, выведенные Великой французской революцией в формуле «свобода, равенство и братство!» Там, например, можно было заниматься любимым делом, не особо заботясь о хлебе насущном; не приходилось ежедневно зубами вырывать у жизни самые обыкновенные, рядовые блага. И это была свобода. Там, например, не строились частные дворцы в природоохранных зонах, а строились дома отдыха для всех. И это было равенство. Там, например, человек не имел привычки плевать на окружающих, ему было не все равно, что творится вокруг. И это было братство.

Однако, случилось так1, что отдельным гражданам той страны стало остро не хватать свободы. Причем не просто какой-то абстрактной свободы (такой свободы не бывает в принципе), а вполне конкретной — свободы нагнуть ближнего своего. Нетрудно догадаться, что такая свобода плохо совместима с равенством и братством, поэтому старые идеалы пришлось похерить. Ради свободы. Таков был генезис морали суверенной демократической России.

«Свято место пусто не бывает» — гласит народная мудрость. Те, кто рассуждает про некий моральный и идейный вакуум в России, этого упорно не понимают. Моральный и идейный вакуум имеют животные, могут иметь одичавшие «робинзоны» или отшельники. Но человеческое общество такого вакуума не терпит. Поэтому любители высасывать из пальца «национальные идеи», вне зависимости от того, где они сидят — в кабинетах приближенных к Кремлю или в уютных интернет-дневничках — обречены на вечные скитания в потемках. Они не замечают того простого факта, что национальная идея уже сформирована«Обогащайтесь любыми способами!» — вот единственная национальная идея и моральный стержень нынешней России.

Не согласны? Никогда не слышали таких рассуждений? Или считаете их исключительно уделом Хакамады и прочих рукопожатых борцов за светлое капиталистическое завтра для узкого круга лиц? Тогда давайте посмотрим на героев нашего времени: олигархи, хапнувшие большие кусок некогда общей собственности; бизнесмены средней руки, в недавнем прошлом криминальные авторитеты; чиновники на «хлебном месте», попавшие туда по протекции или пройдя по головам менее расторопных конкурентов; «силовики» и судьи, обслуживающие конкурентную борьбу олигархов и прочих бизнесменов; политики, лоббирующие интересы «своих» бизнес-кланов и исполнители ролей в пьесе «суверенная демократия»; попы, одинаково охотно стригущие бабло отпускающие грехи старушкам-богомолкам и всем перечисленным выше персонажам. А также их многочисленные содержанки, дети, родственники, деятели культуры, призванные развлекать эту почтенную публику, удовлетворяя её убогие эстетические запросы, и пропагандисты, профессионально пудрящие людям мозги.

Красиво, не правда ли? Перед нами предстал многочисленный и многоликийслой паразитов. Именно их мы видим по телевизору, именно про них пишут в газетах, именно они пытаются учить нас жить, именно их мнение по любому поводу — начиная с кинокритики и кончая вопросами безопасности АЭС — мы имеем счастье лицезреть. Короче говоря, именно этот слой формирует мейнстрим3 всего информационного поля.

Какую мораль могут продвигать паразиты? Только свою — паразитическую. Конечно, олигарх и шоумен — паразиты разного масштаба, но их объединяет одна очень важная вещь — общее корыто. Все они приложили свою руку и ненасытную утробу к тому пиру во время чумы, который развернулся на руинах СССР. И этот факт сам по себе ставит их на одну сторону баррикад. Этот факт заставляет, несмотря на все их различия, сражаться не на жизнь, а на смерть за придание легитимности своей роскошной жизни в глазах широких народных масс4.

Эволюция лицемерия

Мне могут возразить, что всё это осталось в 90-х, что Путин и его команда задали новые стандарты в масс-медиа. Это не так. «Патриотическая» мишура путинских СМИ не должна вводить нас в заблуждение. Ни либералы, ни «патриоты» никогда, ни при каких условиях не будут рубить сук, на котором сидят. К тому же реальные линии «раскола элит» лежат совсем в другой плоскости. Это не столько борьба идей, сколько борьба различных группировок за право сесть людям на шею. Кто бы из них не выиграл эту битву, трудящиеся от этого проиграют в любом случае. Так, Путин недавно в очередной раз подтвердил, чтопересмотра итогов приватизации не будет. Это ещё одна яркая демонстрация схожести взглядов либералов и «патриотов» по основополагающим вопросам — олигархия останется при своих, и эти шакалы смогут дальше безудержно и безнаказанно рвать нашу Родину.

 

Те, кого принято называть либералами, просто являются более честными и откровенными. Они прямо говорят о том, что шахтеры, учителя, инженерно-технические работники, промышленные рабочие, изобретатели, и прочие «не вписавшиеся в рынок» — быдло, люди второго сорта. А всё их расхождение с «патриотами» заключается в том, что последние более активно заигрывают с социальной тематикой, обещая обильно отсыпать с барского стола. Обещания раздаются настолько щедро, что даже побудили анонимных острословов, обитающих на просторах интернета, дать Путину кличку «Вовка Обещалкин».

О шпане и лордах

Так почему же вы, господа медийщики, подняли такой вой вокруг инцидента с ветераном ВОВ? Разве не вам были так ненавистны равенство и братство? Разве это не вы в свое время приложили титанические усилия для того, чтобы вытравить «совковую» мораль? Ну так поздравляю, вам это удалось. Вам не нравится то, что получилось? Вам не нравится, что не осталось ничего святого? Попробуйте для начала посмотреться в зеркало. Разве вы не привыкли держать нос по ветру? Разве не вы, творцы общественного мнения, так чутко «колеблетесь вместе с линией партии», что просто диву даешься? Нет, господа, не вам рассуждать про святое…

Или у вас вызывают ужас чрезмерно кровавые методы? Но эти методы обусловлены возможностями и способностями парней. Не могли же они, в самом деле, ловить рыбку в мутной воде ваучерной приватизации, «пилить» деньги, выделенные на социальные проекты или разворовывать пенсионный фонд… Между прочим, те кто занимался вышеперечисленным, сломали в тысячу раз больше людских судеб (в том числе и судеб ветеранов), чем вся уличная шпана вместе взятая. Однако, к расправе (а, тем паче, к более реальным вещам — покушению на «священную частную собственность» — конфискациям) над ними вы, будучи насквозь продажными лицемерами, разумеется, не призываете. Впрочем, я сильно сомневаюсь в искренности тех, кто надрывается с экранов ТВ про нападение на ветерана. Им-то в отличие от бедняги Животовского вряд ли грозит неприятно близкое знакомство с гопниками.

Но довольно. Обрушившись с критикой на масс-медиа, мы забыли про другой важный аспект проблемы. Ибо мораль идет не только с экрана телевизора и страниц газет. Не пропагандой единой живет общественное сознание. Вспомним хотя бы КПСС. Обладая огромной, могучей, мощнейшей на территории СССР пропагандистской машиной, Компартия не смогла победить на информационном поле жалкую кучку полусумасшедших диссидентов. Благодаря чему такой абсурд стал возможен? Только благодаря тому, что пропаганда КПСС стала настолько оторванной от реальной жизни, что перестала быть хотя бы мало-мальски правдоподобной6.

«Элиты порочны, развращены, запредельно жадны и мыслят только своими узкокорыстными интересами, наглеют от собственной безнаказанности и пассивности народа»… Про это нынче не пишет только ленивый. Однако, эти рассуждения хороши лишь для кабинетных теоретиков, созидающих свои труды в уютных четырех стенах родного дома. А как оно выглядит глазами простого парня из провинции? Олигарх Миша Куршевельский, прославившийся в широких кругах бесподобными кутежами (а в узких — поощрением варварской эксплуатации людей и техники на «Норникеле»), крупный новосибирский чиновник господин Солодкин, за которым тянется целый букет тяжелых уголовных преступлений, бывший мэр Москвы Юрий Лужков, отличившийся среди прочего беспрецедентными суммами попилов на дорожном строительстве, Ксения Собчак, ведущая запредельно глупого и пошлого подросткового шоу… Имя им — легион, и все эти «уважаемые люди» являются наглядным подтверждением древней народной мудрости: «от трудов праведных не наживешь палат каменных». И действительно, праведные труды в среднем позволяют помимо букета болезней нажить только убогую халупу, за которую и до конца жизни не расплатишься.

Да, все вышеперечисленные персонажи — сволочи, аморальные типы, и так далее, но они успешны. И успешны не только с точки зрения материального потребления. Как при феодализме одним из основных критериев социального статуса было происхождение, также и при капитализме основным критерием является толщина кошелька. Поэтому при прочих равных сравнение олигарха с каким-нибудь нищебродом-инженером будет, скорее всего, не в пользу последнего. Паразитическая мораль утверждается самой жизнью.

Однако, в отличие от раннего феодализма, или, скажем абсолютизма, где благополучие высших классов объяснялось богоизбранностью, знатным происхождением и т.п., при буржуазной демократии такие объяснения уже не прокатывают, ибо буржуазная демократия декларирует равенство возможностей (наверх может попасть каждый), обеспечиваемое посредством юридического равенства людей. Соответственно, перед нашим несчастным и замордованным молодым человеком из провинции при прослушивании очередного смачного рассказа о кутежах Миши Куршевельского закономерно встает вопрос: «почему имможно, а мне нельзя?» И вот здесь коса путинских пропагандистов и прочих «патриотиов-державников» сталкивается даже не с камнем, а с целым валуном, ибо объяснения в рамках их идейных установок попросту нет. Идиоты, спевшееся с попами начинают в этом случае вполне серьезно воспроизводить теорию графа Уварова7. Те же, кто поумнее, вынуждены либо скатываться на либеральную фразеологию, объясняя такую ситуацию отсутствием конкурентоспособности (в переводе на русский: «мое высокое положение обусловлено тем, что я оказался более хитрым, пронырливым и беспринципным, чем ты»), либо вовсе уходить от вопроса, оставляя его решение на совести полицейских сил.

Поэтому путинская «патриотичесая» мишура так и останется мишурой, сколько бы её не транслировали массам, ибо эта мишура не только является крайне невнятной и внутренне противоречивой, но и, самое главное, — не имеет под собой оснований в реальном мире. Можно сколько угодно трепаться про патриотизм, про единство нации, про «поднимание с колен», но невозможно изменить того простого факта, что Дерипаска нажил свое состояние отнюдь не ударным трудом у станка, что «главный чукча» Абрамович вовсе не почтенный оленевод, и покупает английские футбольные клубы отнюдь не благодаря этому. Невозможно скрыть,как именно урвала нынешняя элита свое положение, какими методами делаются серьезные деньги, приобретаются власть и влияние. А раз так, то неизменно будут возникать новые и новые желающие пойти по её стопам, будут множится и их более или менее многочисленные жертвы.

* * *

В заключение остается только привести весьма популярную цитату из ещё более популярного фильма: «Не мы такие, жизнь такая»… Нет, я, конечно, мог бы сказать, что такой жизнь быть не должна, что рано или поздно разум и справедливость неизбежно восторжествуют, что впереди нас ждет прекрасный новый мир, где не будет нищеты, войн, эксплуатации, преступности… Но я не буду этого говорить, ибо сколько не поминай «объективные законы развития», а жизнь не изменится сама по себе, пока мы сами ее не изменим. За работу, товарищи!

Автор : Александр Лебедев.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *